Рефераты. Контент-анализ на примере исследования газеты "Вечерний Ростов"

Контент-анализ на примере исследования газеты "Вечерний Ростов"

РЕФЕРАТ

по курсу «Журналистика»

по теме: «Контент-анализ на примере исследования газеты «Вечерний Ростов»»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Программа исследования

1.1 Методологический раздел

1.2 Процедурный раздел

2. Интерпретация результатов контент-анализа        

2.1 Тематическая направленность материалов

2.2 Аспект темы

2.3 Жанр, вид публикации

2.4 Форма публикации

2.5 Характер публикации

2.6 Локальность

2.7 Герой

3. Выводы и рекомендации

4. Список использованной литературы

Приложение 1. Кодификатор контент-анализа

Приложение 2. Кодификационные карточки

1. Программа исследования

1.1 Методологический раздел

 

Объектом исследования является газета «Вечерний Ростов». Газета выходит четыре раза в неделю. Объем газеты - 6 полос, в некоторые дни газета выходит на 8 полосах, по пятницам - на 16 полосах. В газете можно выделить следующие рубрики:

«Утренние новости» - рассказ о городских событиях и происшествиях;

«Отовсюду обо всем» - рассказ о событиях, происшедших в стране и в мире;

«Советы и секреты» - советы на кулинарные темы, темы домашнего быта.

«Вечерний клуб» - новости культуры, искусства, светской жизни.

«Здоровье» - медицинская рубрика.

«Вечерний видеогид» - анализ видеофильмов, поступивших в продажу.

«Вот, помню, был случай» - рассказы читателей о забавных ситуациях из жизни.

Тираж газеты - порядка 32000 экземпляров. Газета распространяется на территории г. Ростова-на-Дону. Способы распространения: розничная продажа, подписка, подписка через редакцию с вечерней доставкой по системе «Вечерка - к вечернему чаю».

Предметом исследования является содержание номеров газеты, выходившей в июне - августе 2007 года.

Проблемой исследования является увеличение тиража газеты. Несмотря на ведущий тираж среди местных газет г. Ростова-на-Дону газета нуждается в дальнейшем увеличении тиража и расширении читательской аудитории.

Задачей исследования является анализ содержания газеты с помощью кодификатора, приведенного в Приложении 1.

Целью исследования является подтверждение или опровержение гипотезы исследования.

Гипотезой исследования является утверждение, что газета «Вечерний Ростов» освящает городскую жизнь во всех ее деталях и аспектах и поэтому является популярной среди большинства ростовчан. (Рекламный слоган газеты: «День без Вечерки - жизнь без новостей»).


1.2 Процедурный раздел

 

Генеральной совокупностью является 75 номеров газеты (общее количество номеров с 1 июня по 15 августа 2007 г.).

Выборочной совокупностью является 12 номеров газеты.

Метод выборки - механический, с шагом 2 или 3.

Единицей измерения являются квадратные сантиметры и (или) число статей. Всего было проанализировано 522 статьи.

Фиксация результатов анализа осуществлялась с помощью отдельных карточек на каждый анализируемый номер газеты с отметками закодированных категорий и позиций анализа (см. Приложение 2).

2. Интерпретация результатов контент-анализа

2.1 Тематическая направленность материалов

Проведенный контент-анализ показал, что в среднем нежурналистские материалы занимают 22% от общей площади материалов, размещенных в исследуемых номерах. Среди нежурналистских материалов, размещаемых в газете, можно выделить:

1. Анонсы статей на 1-й полосе газеты.

2. Рекламу системы доставки газеты «Вечерка - к вечернему чаю».

3. Рекламу. Подавляющее большинство, порядка 80% от общей площади рекламы, составляют рекламные модули и объявления, остальное - рекламные статьи.

4. Сводки погоды и неблагоприятных дней по геомагнитным условиям.

Одну полосу в каждом исследуемом номере составил дайджест - перепечатка материалов из других российских газет, как правило, общефедерального масштаба. Метод отбора материалов в эту рубрику аналогичен отбору материала в рубрику «Отовсюду обо всем».

Результаты исследования журналистских материалов представлены в таблице 1.


Таблица 1

Тематическая направленность материалов

Количество, шт.

Доля, %

Работа выборных органов

6

1%

Деятельность администрации

31

6%

Финансово-коммерческая деятельность

11

2%

Промышленность, экономика, строительство

6

1%

Сельское хозяйство

1

0%

Деятельность правоохранительных органов

66

13%

Общественные движения, партии

5

1%

Официальные материалы

1

0%

Культура, литература, искусство

61

12%

Образование, просвещение

14

3%

Социальное обеспечение

7

1%

Торговля, бытовое обслуживание, общественный транспорт, городское хозяйство

83

16%

Здравоохранение, целительство

33

6%

Досуг, отдых, туризм

29

6%

Религия, церковь

3

1%

История, краеведение, воспоминания о войне

2

0%

Личная жизнь, семья, быт

5

1%

Природа, экология

7

1%

Спорт, физкультура

43

8%

Деятельность редакции

2

0%

Армия, допризывная подготовка

1

0%

Литературно-художественные материалы

25

5%

Происшествия

68

13%

Научная работа

6

1%

Другое

7

1%

ИТОГО:

523

100%


Данные таблицы 1 показывают некоторую однобокость в освещении газетой «Вечерний Ростов» городской жизни. Наибольшее внимание уделяется торговле, бытовому обслуживанию, общественному транспорту и городскому хозяйству (16%). В исследуемый период газетой в частности всесторонне освещалась такая проблема как переход на посадку в городской транспорт через переднюю дверь. Значительное внимание уделяется деятельности правоохранительных органов (13%), происшествиям (13%), а также новостям культуры, литературы и искусства (12%). В газете достаточно подробно освещается такая тематика как физкультура и спорт (8%), в первую очередь здесь подробно описываются новости футбольной жизни и в частности игровая деятельность футбольного клуба «Ростов». 6% статей посвящены деятельности городской и областной администрации, при этом их деятельность освещается в описательном ключе, глубокий анализ не проводится, официальные указы и распоряжения практически не публикуются. Столько же, 6% материалов, посвящены отдыху и досугу. В то же время газетой практически не анализируется финансовая жизнь города (здесь можно выделить разве что описание курсов валют в различных банках), его промышленность и экономика. Мало также материалов по социальному обеспечению, политической жизни города (в этой рубрики материалов немного и посвящены они, в основном, партии «Единая Россия»).  Всего 1% материала было опубликовано на тему семьи, столько же - на тему церкви, а также образования и просвещения.


2.2 Аспект темы

Данные по аспектам темы в исследуемых материалах приведены в таблице 2.


Таблица 2

Аспект темы

Количество, шт.

Доля, %

Нормативно-правовой

1

0%

Информационный

202

39%

Производственно-экономический

3

1%

Финансово-экономический

11

2%

Политико-управленческий

33

6%

Духовно-идеологический

5

1%

Научно-познавательный, культурологический

50

10%

Национально-этнический

0

0%

Нравственный, семейно-бытовой

122

23%

Международный

1

0%

Криминально-уголовный

41

8%

Развлекательно-юмористический

53

10%

ИТОГО:

522

100%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.