Рефераты. Информационная компетентность

Некоторые рабочие понятия касательно информации

Свобода информации - право граждан свободно производить, передавать, разглашать, скрывать, шифровать и использовать любую информацию, не отнесенной Конституцией к военной, коммерческой, личной или судебной тайне, в условиях информационной компетентности. Порядок использования информации, являющейся военной, коммерческой, судебной или личной тайной, определяется законом о соответствующей тайне.

Термин "государственная тайна" для информационного общества представляется некорректным. Государственная тайна зачастую - это тайна государства от своих граждан и право свой правовой беспредел скрывать от других государств с целью минимизировать их влияние на вопросы с правами человека. Государственная тайна это ограничение информационной компетентности своих граждан и граждан других государств относительно деятельности данного государства.

Информационная компетентность - право любого гражданина информационного общества иметь свободный доступ не только к информации, не являющейся тайной, но и быть способным опубликовать и разгласить собственную информацию в нецензурированном виде, право свободного выбора источника, провайдера, формата, стандарта, программы и технологии информации, а также право иметь знания относительно производства, передачи, распространения, использования, копирования, уничтожения всей доступной ему информации, включая и его собственную информацию.

Любые указы и законы, любая цензура, любые действия корпораций или государства, ведущие к снижению информационной компетентности, должны быть опротестованы гражданским обществом государства и отменены в установленном Конституцией порядке. Касательно законов, снижающих информационную компетенцию граждан, гражданам можно применять положения Конституции по следующей логической схеме:

в Конституции закреплено верховенство права, а не закона: если закон противоречит праву, действует право;

в Конституции закреплен неисчерпаемый характер права: это значит, что если какое-то право не выписано, но оно признается Судом как естественное, то оно и является таковым (в данном случае речь идет об информационной компетентности как состоянии, вытекающем из естественного права на информацию и на выбор условий информации);

в Конституции закреплен принцип прямого действия: это значит, что любой закон или указ, не соответствующий закрепленным в ней принципам, не действует с момента его подписания или принятия.

Таким образом, используя правовой инструмент "информационной компетентности" можно не исполнять любой закон или указ, снижающий информационную компетентность, и доказать свою правоту в Суде.

Информационная правомочность - это договорные условия градуированного оперирования корпоративной информацией, определяемые корпорацией для своих членов, для других корпораций и для государства, где есть следующие естественные градации:

1) производство информации (сбор, поиск, выборка (отсев), накопление);

2) "эмитентная" (авторская) передача адресату и третьим лицам;

3) посредническая передача адресату и третьим лицам;

4) возврат информации "эмитенту" (автору);

5) изменение формата информации, перевод;

6) изменение содержания информации (включая ретроспективное изменение, изменение компоновки фрагментов и оформления);

7) получение информации (опосредованное и непосредственное, удаленное, безусловное и обусловленное);

8) копирование, создание запасной копии, перемещение (изменение адреса);

9) разглашение, распространение (включая продвижение и рекламу информации);

10) сокрытие информации (включая шифрование);

11) уничтожение (включая определение степени надежности);

12) использование (полное, частичное, фрагментарное), (коммерческое, некоммерческое), (включая передачу для использования третьим лицам);

13) размещение, хранение (включая определение сроков и условий);

14) другие виды использования (субрента, наследование, обусловленное использование).

Информационная правомочность является основным содержание договоров, заключаемых на информационном рынке, где речь идет о собственности, продаже-покупке, превращении информации в полноценный товар со всеми товарными атрибутами (залог, аренда и т.п.). Определение информационной правомочности есть прямое и непосредственное определение информационной безопасности.

Информационная правомочность имеет правовое содержание и относится к области корпоративного права. Это означает, с одной стороны, что приведенные нами операции могут быть отнесены к области деятельности корпорации или гражданина, но не к государству в режиме контроля. Контроль содержания, регулирование оперирования информацией, цензура и другие виды операций, не описанные здесь, могут относиться к условиям информации, но не к самой информации. Собственно поэтому мы и говорим об информационном гражданском обществе, а не об информационном государстве. Государство не является информационным по определению, так как у него нет прав, а его функции описываются в законах.

Информационное общество поэтому представляет собой не просто информационное гражданское общество, отстоящее от государства, но глобальную (мировую) информационную корпорацию, члены которой имеют равную информационную компетенцию, а обязанностью государства является следить за тем, чтобы эта информационная компетенция не уменьшалась его действиями, и чтобы те или иные корпорации или личности не пользовались информационной компетенцией в ущерб информационной компетенции других корпораций или личностей.

Под компетенцией мы понимаем наперед заданное социальное требование (норму) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере.

От компетенции следует отличать компетентность - владение, обладание субъектом соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) специалиста и минимально необходимый опыт деятельности в заданной сфере.

Информационная компетентность - одна из ключевых компетентностей. Она имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона информационной компетентности специалиста является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности.

Информационная компетентность имеет внутреннюю логику развития, которая не сводится к суммированию ее подсистем (элементов) и логике развития каждой подсистемы в отдельности.

В задачи развития информационной компетентности специалиста входит:

обогащение знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;

развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей;

осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве.

Задачи развития информационной компетентности находят своё отражение в конкретных функциях.

Познавательная (или гносеологическая) функция. Данная функция направлена на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя.

Коммуникативная функция. Носителями коммуникативной функции являются семантическая компонента, "бумажные и электронная" носители информации педагогического программного комплекса. К бумажным носителям можно отнести учебник, учебное пособие, лекции. В качестве электронного носителя может выступать: интеллектуальная обучающая система, системы гипермедиа, электронные книги, среда "микромир", автоматизированная обучающая система, средства телекоммуникаций.

Адаптивная функция. Позволяет адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе.

Нормативная функция. Эта функция содержит показатели достижений и развития, проявляется, прежде всего, как система норм и требований в информационном обществе и осуществляется при соблюдении ряда условий:

1) норм морали;

2) норм юридического права, которыми нужно руководствоваться в профессиональной деятельности.

Оценочная (информативная) функция. Сущность этой функции заключается в формировании и активизации умений слушателей ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную.

Развивающая функция. Все вышеперечисленные функции объединяются в этой одной и подчиняются ей. Речь идет не только в усвоении и использовании определенной системы знаний, норм, правил, позволяющих действовать в современном информационном обществе, но и о формировании активной самостоятельной и творческой работы самого субъекта, ведущей к самореализации, самоактуализации.

Все функции тесно взаимодействуют между собой, переходят одна в другую и фактически представляют единый процесс.

К числу системных функциональных особенностей информационной компетентности относятся такие компоненты, как:

способность к самообновлению, постоянному появлению новых форм и способов удовлетворения информационных потребностей субъектов, адаптирующих информационную компетентность к меняющимся условиям, порождаемым творческой инициативой отдельной личности, логикой развития информационно-коммуникационных технологий в той или иной сфере деятельности;

способность к саморазвитию, усложнению структурно-функциональных и организационных параметров всей системы информационной компетентности;

углублению специализации отдельных элементов и уровня их взаимосвязанности и взаимодействия между собой.

Формирование и развитие информационной компетентности личности осуществляется путем передачи информации, точнее - способов и методов деятельности по её использованию. Информационная компетентность личности и информационная компетентность общества - объекты взаимно развивающиеся, обогащающие друг друга. Следовательно, личностный уровень информационной компетентности зависит от уровня информационной компетентности общества, который в свою очередь, определяется информационной компетентностью входящих в него субъектов.

Для нашего исследования социальный опыт представляет интерес как объект передачи с целью развития информационной компетентности специалистов, поэтому целесообразно вычленение его элементов. Опираясь на теорию организации содержания образования [1, c.3-10], мы считаем, что в составе компетентности на любом этапе развития можно выделить четыре общих элемента:

1) имеющиеся знания о мире и способах деятельности;

2) практический опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающийся в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт;

3) опыт творческой исследовательской деятельности, выражающийся в готовности решения новых задач, стоящих перед личностью;

4) опыт воспитанности потребностей, мотивации, обуславливающих отношение субъекта к миру и его систему ценностей.

Рассмотрим эти элементы применительно к информационной компетентности слушателей.

Первым элементом являются знания об объектах изучения и способах деятельности, обеспечивающих использование знаний в преобразовании действительности.

Современный специалист может успешно решать стоящие перед ним профессиональные задачи, владея и используя необходимые знания о предмете своей деятельности, о способах, средствах, приемах, методах творческого решения этих задач.

Можно выделить несколько видов знаний, необходимых для целей обучения: термины, понятия, факты, законы, теории, методологические знания, оценочные знания.

Определяя структуру системы знаний, мы придерживаемся мнения тех ученых, которые выделяют в качестве компонентов фундаментальные и инструментальные знания, необходимые для понимания и усвоения развивающихся областей науки, а также для приобретения соответствующих умений и навыков (С.И. Архангельский и др.).

Эти компоненты тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности обеспечивают выполнение своих функций:

1. Онтологическая. Знания являются основой представлений об окружающей действительности.

2. Ориентировочная. Знания выполняют роль ориентира при определении вектора направленности деятельности.

3. Оценочная. Знания служат базисом формирования отношений к объектам и субъектам окружающей действительности.

Таким образом, рассмотренный элемент компетентности определяет когнитивную составляющую информационной компетентности.

Однако сами знания, непосредственные знания о способах деятельности не обеспечивают умений реального использования в практической деятельности. Эти знания будут оставаться мертвым грузом, если они не будут обращаться к деятельности, которая проявляется в соответствующих ей умениях. Для того чтобы знание о способе практической деятельности превратилось в умение или навык, необходимо выработать реальный способ деятельности по осуществлению и приобретению опыта его практической реализации. Поэтому вторым элементом информационной компетентности является практический опыт осуществления известных способов профессиональной деятельности, воплощенных в умениях и навыках.

Исследуя информационную компетентность слушателей системы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), нам необходимо выделить соответствующие ей умения и навыки, а также такие виды деятельности, которые формировали бы данные умения и навыки в ходе обучения.

Основу формирования системы необходимых умений и навыков составляет совокупность соответствующей теоретической подготовки и учет специфики профессиональной деятельности, в которой эти умения и навыки проявляются.

В нашем исследовании мы рассматриваем профессионально-информационные умения. Профессионально-информационные умения можно определить как владение слушателями способами и приемами выполнения действий, позволяющих ему вникнуть в суть стоящей перед ними проблем и на этой основе конструировать и продуктивно решать конкретные профессиональные задачи в сфере информатизации и информационно-коммуникационных технологий.

Опыт творческой деятельности, являющийся третьим элементом информационной компетентности, обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, к их творческому преобразованию, имеет особое содержание, отличное от содержания первых двух элементов. Объем знаний, умения, усвоенные по образцу, не обеспечивают необходимое развитие творческих потенциала личности.

Творчеству в профессиональной деятельности учителя предшествует сформированная готовность творить. Готовность слушателей к творческой деятельности не является завершенной характеристикой личности.

Опыт осуществления известных способов деятельности, воплощенных в умениях и навыках, и опыт творческой деятельности образуют деятельностно-творческую составляющую информационной компетентности слушателей.

Первые три элемента означают, что для совершения целенаправленного акта деятельности необходимы знания, умения и готовность к их творческой реализации. Каждый акт деятельности вызван определенными потребностями и определён соответствующей мотивацией. Четвертым элементом компетентности является опыт эмоциональной воспитанности, который предполагает наличие знаний о нравственных нормах отношений и практические навыки в соблюдении этих норм. Опыт эмоциональной воспитанности тесно взаимосвязан с системой социальных потребностей личности. Все потребности составляют непременное условие социального развития. Потребности, в свою очередь, обнаруживаются в мотивах. Таким образом, можно говорить о мотивационной направленности личности.

Одним из компонентов информационной компетентности является аксиологический компонент, заключающийся в создании условий, которые способствуют вхождению обучающихся в мир ценностей, оказывающий помощь при выборе важных ценностных ориентаций.

Таким образом, структура информационной компетентности специалистов представляет собой совокупность компонент:

когнитивной составляющей, отражающей систему приобретенных знаний, необходимых для творческого решения профессиональных задач;

деятельностно-творческой составляющей, которая способствует формированию и развитию у слушателей разнообразных способов деятельности, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности;

личностной составляющей, проявляющейся в личностных качествах субъекта, реализующей социальный заказ "быть личностью": потребности, мотивы.

аксиологической составляющей, реализующейся в обеспечении условий, способствующих вхождению обучающихся в мир ценностей, оказывающей помощь в выборе наиболее значимых ценностных ориентаций.

В нашем исследовании эти показатели составляющих компонент информационной компетентности приняты в качестве критериев уровня ее развития.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.