1 июля 2002 года ВГТРК запускает международный телеканал «РТР-Планета»
1 сентября 2002 года телеканал РТР поменял название. Отныне он носит название телеканал «Россия». Такое решение приняло руководство холдинга ВГТРК, в который входит телеканал РТР.
1 июля 2006 года ВГТРК запускает информационный телеканал «Вести»
1 сентября 2007 года запущен детский телеканал «Бибигон» в составе программы ВГТРК.
Жанровую структуру вещания телеканала «Россия» составляют информационные программы, многосерийные телефильмы и сериалы, телепублицистика, ток-шоу, телевикторины, комедийные и игровые форматы, полнометражные художественные и документальные фильмы, трансляции спортивных и общественно-политических событий, зрелищных мероприятий.
Визитной карточкой телеканала «Россия» всегда являлись «Вести», которые можно смело назвать главной информационной программой страны. Программа «Вести» - лауреат премии «ТЭФИ» 1995 и 2001 года в номинации «Лучшая информационная программа».
Кинопоказ составляет около 35% от общего объема вещания телеканала «Россия». Канал сотрудничает с 50 крупнейшими компаниями - производителями и дистрибьюторами по приобретению прав показа кинопродукции. Большое количество российских и зарубежных телепремьер, а также популярнейшая у истинных ценителей кино рубрика «Киноакадемия» позволили в прошедшем году большинству средств массовой информации говорить о кинопоказе на телеканале «Россия» как об одном из лучших среди всех национальных телекомпаний.
Помимо приобретения прав показа, телеканал «Россия» первым среди российских телеканалов развернул собственное крупномасштабное производство телевизионных фильмов - полнометражных и многосерийных.
На телеканале ведется активная деятельность по анализу ряда значимых исторических событий. Создаются аналитические и информационные передачи, отвечающие современным стандартам качества.
Одна из самых популярных детских передач - «Спокойной ночи, малыши» транслируется с 2002 года в вечернем эфире «России». Программа существует с сентября 1964 года. Она никогда не переставала выходить в эфир и всегда была популярной. Передача трижды становилась лауреатом телевизионной премии ТЭФИ (в 1997, 2002 и 2003 годах) в номинации «Лучшая детская программа».
«Телеканал Россия» имеет широкую региональную сеть ВГТРК и представлена практически в каждом крупном областном и республиканском центре России.
Анализ контента телеканалов «Первый канал» и «Россия»
Теперь, когда мы изучили историю и характеристики «Первого канала» и «России», считаем необходимым проанализировать контент этих каналов, для того, чтобы составить объективное представление о той политики вещания, которой они придерживаются. Но прежде, поговорим о том, как может распределяться эфирное время национальных телеканалов, вещающих на всю территорию огромной страны.
«Классификатор программ», который мы приведем ниже, разрабатывался при участии кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ. Составители документа исходили из того, что вещательные частоты являются ограниченным ресурсом, эксплуатация которого должна быть доверена вещателям, на конкурсной основе доказавшим приверженность интересам общества.
Так, правила британской Комиссии по независимому ТВ предписывают обязательный показ в неделю не менее полутора часов качественных информационных программ (новостей), 10 часов детских программ и двух часов религиозных программ. Ограничена демонстрация насилия и секса.
Итак, рассмотрим программу, предложенную специалистами МГУ в сокращенном виде:
1. Информационная (новостная) программа. Регулярное сообщение о текущих событиях, содержащее от 8 до 20 эпизодов («сюжетов», репортажей, устных сообщений). Может быть универсальным и специализированным новости. В конце дня или недели выходят в эфир информационно-аналитические программы, где присутствуют не только факты, но и мнения, обобщения экспертов и ведущего.
2. Публицистическая программа - очерки, ток-шоу, репортажи, ставящие перед аудиторией социальные проблемы на конкретных примерах и призывающее к их решению, открыто апеллируя к общественному мнению.
3. Познавательно-развлекательная программа. Легкие ток-шоу, обозрения текущих событий, передаваемого преимущественно по утрам. Это «коктейль» из интервью со знаменитостями, мультфильмов, информации, полезных советов и пр.
4. Культурно-просветительская программа. Драматургически выстроенный рассказ и показ духовных ценностей, созданных человечеством. Жанры те же, что в публицистике, вплоть до документального фильма. Кроме того, трансляции спектаклей, а также передач о проблемах семьи, медицины (здоровья), культуры, домоводства.
5. Детская программа. Система направленных программ, адресованных зрителям дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Цель - всестороннее воспитание и образование, социализация подрастающего поколения.
6. Спортивная программа. Информация и комментарии о результатах соревнований, полные трансляции матчей или подробные репортажи о спортивных мероприятиях.
7. Художественные (игровые) кинофильмы от 1 до 12 серий могут идти как самостоятельный элемент телевизионного дня либо сопровождаться культурно-просветительной беседой, рассказом об обстоятельствах создания фильма, об историческом контексте в соотнесении с сегодняшним днем.
8. Многосерийные телефильмы (сериалы, «мыльные оперы») справедливо отделяются социологами от художественных фильмов. Функция - дешевое (в прямом и переносном смысле) развлечение. В одних и тех же декорациях разыгрываются стандартные ситуации.
9. Развлекательные программы - эстрада, цирк, легкая музыка, игры типа «Угадай мелодию» и «Поле чудес».
10. Рекламные программы (наборы клипов, «сюжетов») отделяются от других передач специальной заставкой. Определяется допустимый максимум их присутствия в эфире (обычно не более 12-15 процентов времени). Не принято прерывать рекламой новости и детские программы.
Теперь, рассмотрев список программ, мы можем выделить из них несколько социально значимых:
- информационные и информационно-аналитические программы;
- публицистические программы;
- познавательно-развлекательные программы;
- культурно-просветительные программы;
- детские программы.
Все эти программы требуют для своего воплощения серьезных затрат и высокой квалификации исполнителей. Наличие таких программ - основание для решения вопроса о лицензировании телекомпании, их отсутствие - основание для решения вопроса о лишении лицензии.
Для того чтобы получить оценить долю социально-значимых программ в программе «Первого канала» и «России», а также оценить распределение эфирного времени, мы использовали программу передач, опубликованную на официальных сайтах каналов. Всю проделанную нами работу можно условно разделить на несколько шагов.
Шаг 1. Все передачи мы разделили на 6 категорий, объединив их по тематическому признаку:
1. Новости - в эту категорию вошли все новостные передачи;
2. Фильмы - в эту категорию мы включили все полнометражные художественные фильмы.
3. Сериалы - телевизионные сериалы, регулярно выходящие в эфир.
4. Досуг - все развлекательные передачи, включая юмористические, аналитические, ток-шоу, конкурсы и т.д.
5. Детские передачи - мультфильмы, детские развлекательные и познавательные передачи.
6. Спорт - спортивные передачи, трансляции и т.п.
Реклама, анонсы фильмов и передач, заставки мы объединили в пункте «Прочее», т.к. все это не является основным тематическим наполнением эфира.
Шаг 2. Мы суммировали время передач из каждой категории по дням в течение одной недели. Неделя - основной цикл на телевидении, поэтому для определения доли каждой категории достаточно анализа сетки за одну неделю.
Шаг 3. Мы суммировали время передач из каждой категории за всю неделю, получив, таким образом, материал для расчета доли каждой категории в общей вещательной сетке.
Шаг 4. Рассчитали долю категорий, результаты представили в виде диаграммы.
Шаг 5. Сопоставили показатели обоих каналов, представили их в виде общей диаграммы для наглядности.
Теперь фактические данные, полученные нами в ходе работы.
Таблица 2.1
Распределение эфирного времени по категориям передач на «Первом канале»
№
Новости
Фильмы
Сериалы
Досуг
Детские
Спорт
Пн.
475 мин.
260 мин.
130 мин.
0
Вт.
490 мин.
335 мин.
215 мин.
210 мин.
Ср.
275 мин.
Чт.
390 мин.
255 мин.
245 мин.
Пт.
415 мин.
400 мин.
160 мин.
340 мин.
Сб.
45 мин.
85 мин.
240 мин.
190
Вс.
90 мин.
290 мин.
35 мин.
180 мин.
50
50 мин.
Итого
2395 мин. (39,9 часа)
2305 мин. (38,4 часа)
1085 мин. (18,1 часа)
1 650 мин. (27,5 часа)
240 мин. (4 часа)
50 мин. (0,8 часа)
«Первый канал» вещает круглосуточно, поэтому вычислить долю передач каждой категории несложно.
Общее время вещания в неделю:
7 х 24 х 60 = 10 080 мин.
Тематическое вещание в неделю (сумма категорий):
2395 + 2305 + 1085 + 1650 + 240 + 50 = 7725 мин.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14