От себя хотелось бы добавить, что ситуация, когда правила, по сути, диктуют рекламодатели, требующие создания программ для нужной им аудитории, разрушают само телевидение изнутри. Те, кому принадлежит будущее, те, кто будет строить государство через 10-20 лет, остались абсолютно без внимания и, если проводить аналогии с семьей, стали сиротами, без внимания со стороны информационной политики государства.
Детских передач крайне мало, настолько, что детям, подросткам и молодым людям здесь смотреть практически нечего. Такая политика как минимум недальновидна, т.к. именно эти категории зрителей в скором времени могли бы стать аудиторией этих каналов, но в нынешней ситуации это маловероятно, т.к. существует масса других каналов, предлагающих детский «продукт».
В следующем параграфе мы рассмотрим и типологизируем передачи, которые были и есть сейчас на каналах «Россия» и «Первый канал».
Как мы уже говорили выше, в сетке вещания телеканалов «Первый канал» и «Россия» в настоящее время очень мало детских передач. Если быть точнее, то на «Первом канале» их 3, причем выходят они не чаще одного раза в неделю, на канале «Россия» одна передача, но выходит ежедневно. Ситуация с детским вещанием такой была не всегда, в 90-е годы на обоих телеканалах демонстрировалось несколько детских передач, причем практически ежедневно. Многие из них представляли собой достаточно качественный авторский продукт, содержательный, интересный и, главное, полезный для детей. Именно поэтому, для анализа мы выбрали период с 1990 года по сегодняшний день.
Прежде, чем приступить к типологизации детских передач, сделаем обзор каждой из них, разбив предварительно на две группы - выходящие в настоящее время и выходившие ранее, но на сегодняшний день закрытые.
ПЕРВЫЙ КАНАЛ
Современные детские передачи
«Ералаш» - детский юмористический киножурнал. Выходит с 1975 года. Художественный руководитель - Борис Юрьевич Грачевский. Ералаш - это киножурнал, цель которого состоит в создании интересных короткометражных фильмов о детях и для детей весёлые, экранизация анекдотов, которые ненавязчиво бы служили воспитанию юных зрителей.
Ералаш транслируется только на «Первом канале». Выходит в дневное время, хронометраж 10 минут
С предложением создать киножурнал для детей «Фитилёк» (по аналогии с названием другого киножурнала «Фитиль») выступила режиссёр Алла Сурикова, которая отправила письмо в ЦК КПСС. Киножурнал основан драматургом Александром Хмеликом и Борисом Грачевским, который по настоящее время является руководителем. Первые два выпуска журнала вышли в 1975 году. Первый выпуск состоял из трёх миниатюр. Первым сюжетом по сценарию Агнии Барто была миниатюра «Позорное пятно». Затем ежегодно выходило 6 выпусков. Слово «Ералаш» означает «перемешанный, мешанина», заимствовано из тюркских языков.
В 1975-1991 году передача входила в эфирную сетку «Первой программы», с 1991 по 1995 - телеканала «Останкино», затем, до 2002 года - ОРТ, с 2002 по нынешнее время - «Первый канал». Является одной из самых рейтинговых передач, причем аудитория - это не только дети и подростки, но и взрослые люди.
На данный момент снята 221 серия, в работе еще несколько. Студия «Ералаш» постоянно проводит кастинги, набирает новых детей. Многие из тех юных артистов, которые снимались в этой передаче, сегодня работают в «большом» кино и шоу-бизнесе (Наталья Ионова, Юлия Волкова, Влад Топалов, Александр Лойе и т.д.).
«Умницы и умники» - телевизионная викторина для подростков. Является телевизионной версией конкурса поступления в МГИМО. Ведущий - Юрий Вяземский. Впервые передача вышла на канале РТР 18 сентября 1991 года. В настоящий момент выходит на «Первом канале» по субботам в 8.50.
Вопросы задаются по тематике мировой истории и культуры, каждая программа обычно посвящена определённому периоду или стране.
В каждой передаче участвуют по 3 игрока в основной игре (ученики 11 классов, имеющие право поступать на бюджетные места в МГИМО - то есть граждане РФ или Беларуси), называемых агонистами. Участникам предоставляется на выбор три дорожки:
- зелёная состоит из четырёх этапов, и на ней дважды можно давать неправильный ответ;
- жёлтая - из трёх, но неправильных ответов может быть не более одного;
- красная - из двух, но ошибаться нельзя (допустивший ошибку имеет право сыграть блиц, ответив на вопрос в 2 экзаменационных билетах, но в этом случае удаляется из студии даже как теоретик на несколько игр).
Первый, кто прошёл все этапы своей дорожки, становится победителем. Превысивший предел допустимых ошибок игрок становится снова теоретиком. Соответственно, зелёная дорожка предъявляет наименьшие требования к игроку, но оставляет надеяться на неудачную игру остальных. На красной, напротив, требования самые высокие, зато безошибочно отвечающему участнику никто не может помешать выиграть.
В конце каждой передачи объявляется «Эпилог» - по 3 вопроса, за правильный ответ даётся медаль, если второй правильный - медаль меняется на орден. По окончании серии считается количество орденов у теоретиков. Во следующий тур выходят имеющие наибольшее количество орденов.
Судит игру и оценивает ответы «ареопаг» - жюри из трёх судей, обычно известных людей.
В финале участвуют 9 агонистов, распределённых так, что лучшие играют позже, и несколько теоретиков. Все дорожки зелёные, и агонисты получают орден за каждый правильный ответ на дорожке. Сделавший 3 ошибки агонист удаляется. По итогам финала считается общее количество орденов. Победители получают право на бесплатное обучение в МГИМО.
«Сокровище нации» - детское интеллектуальное шоу. Первый сезон прошел в 2009 году. Премьера - 7 июля, финал 30 августа. Всего в течение 2 месяцев вышло 7 программ.
Ведущие: Марк Тишман и Диана Шпак.
Цель проекта состоит в том, чтобы отобрать и представить телезрителям четырех самых одаренных детей, символизирующих новое поколение россиян. В поисках участников шоу съемочная группа нового телепроекта объехала восемь городов страны: кастинги «Сокровища нации» состоялись в Хабаровске, Новосибирске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Казани, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. В отборочные комиссии в каждом из городов входили заслуженные учителя, видные общественные деятели, в том числе Ю. Вяземский, Н. Чусова, А. Курпатов, И. Бутман, А. Друзь и А. Блинов и др.
Первый канал отбирал самых талантливых и эрудированных детей, способных и желающих сразиться в интеллектуальном поединке со взрослыми. Из нескольких тысяч претендентов в проект приняли семнадцать ребят в возрасте от 10 до 14 лет.
В течение нескольких программ они играли на интеллектуальной дуэли против команды взрослых.
Шоу состоит из 7 программ. В конце каждой один из 5 ребят, набравший наименьшее количество баллов, покинет игру. Но на его место тут же заступит кто-то со "скамейки запасных". Четверка финалистов определится лишь в последнем туре. Именно они и удостоятся почетного титула "Сокровище нации". По ходу игры участники столкнутся с вопросами на эрудицию и внимание, а также сдадут тесты на смекалку, логику и владение современными технологиями. По ходу программы игрокам предстоит пройти пять туров.
1 тур - интеллектуальный. Вопросы имеют шесть вариантов готовых ответов. Команде взрослых и детей даются 15 секунд на то, чтобы выбрать единственно правильный. За каждый правильный ответ присуждается по 1 баллу. Если команда взрослых отвечает неправильно, один из ее участников дисквалифицируется до конца тура.
2 тур - на внимание. Паре игроков - взрослому и ребенку демонстрируется ряд картинок, по теме одной из которых участникам задаются вопросы.
3 тур - на владение современными технологиями, своего рода компьютерная игра. В бой вступает пара игроков, выигрывает тот, кто сможет за положенное время набрать большее количество баллов.
4 тур - поиск в интернете. Парам игроков предлагается вопрос, ответ на который можно найти во Всемирной паутине. Побеждает тот, кто за положенное время находит правильный ответ.
5 тур - ребенок может сам выбрать себе соперника-взрослого. Ведущие задают вопрос из предложенных областей знаний. Игроки должны написать свой вариант ответа на виртуальной "доске".
Ожидается продолжение передачи в следующем сезоне, поэтому мы отнесли ее к действующим передачам.
«Дисней-клуб» - детская информационно-развлекательная программа. Выходит по субботам и воскресеньям, хронометраж 26 минут. Зрителям предоставляется возможность еженедельно встречаться со своими любимыми мультипликационными героями, созданными всемирно известным Уолтом Диснеем. Кроме того, каждая программа включает сюжеты из жизни Диснейленда.
Закрытые детские передачи
«Звёздный час» - детская телепередача, выходившая в эфир на ОРТ с 19 октября 1992 года по 12 января 2002 года. Проводилась в формате интеллектуальной игры. Количество сезонов 10. Количество выпусков - более 300. Продолжительность 25-30 минут.
Руководитель программы - Влад Листьев (он же автор), позже Сергей Супонев.
Ведущие: изначально Игорь Бушмелёв и Елена Шмелёва (Игорь и Лена). Однако наибольшую популярность передача завоевала, когда в апреле 1993 года её начал вести Сергей Супонев.
Изначально студия телеигры состояла из следующего: на серой стене были разноцветные фигурки такого типа, также кроме фигурок использовались столы игроков с цифровыми табличками, которые в первой половине 1990-х были белыми, с красной стрелкой, в 1995-1996 годах - состояли из 6 цветов - фиолетовый, бордовый, розовый, оранжевый, зелёный и жёлтый. Осенью 1996 года и в 1999 году студия два раза подвергалась серьёзным изменениям. Студия с 1999 года выглядела красочной и цветной.
С 2006 по 2007 год старые выпуски интеллектуальной телеигры с апреля 1993 по 1995 год повторялись на канале «Ретро ТВ», а выпуски с осени 1996 по декабрь 2001 год повторялись на канале «Теленяня» до весны 2007 года.
Игра состояла из трёх туров и финала. На старт выходили по 6 игроков - школьников примерно 8-10 классов. Также в игре принимали участие родители (иногда друзья или учителя) - они тоже справлялись с заданиями, принося бонусы игрокам. В первых играх родители, допустившие 3 ошибки, вылетали.
В первом туре участникам предлагалось восемь предметов или понятий, указанных на видеотабло, и задавались вопросы, ответами на которые были данные предметы. Ответы давались путём поднятия вверх табличек с цифрами-номерами ответов (соответственно, от 1 до 8). Группа ответов давалась на 3-4 вопроса. Тот участник, который правильно отвечал на вопрос, делал вместе с игровым местом шаг на одну клетку вперёд и получал от 40 до 60 очков (стоимость каждого вопроса сообщалась только в одной передаче). Если верно отвечали одновременно участник и его родитель - добавлялось ещё 10 очков. Тот участник, кто дал 4 правильных ответа, выходил во второй тур (не прекращая участие в первом туре). Игра останавливалась, когда во второй тур выходили 4 (или более, если имеют равное число очков) участника.
В начале второго тура высыпались 10 больших кубиков с буквами, написанными на их гранях. Те буквы, которые оказывались на верхних гранях, когда кубики останавливались, брались для конкурсного задания. Из этих букв необходимо было составить наиболее длинное слово. За каждую букву в слове участника по 50 очков. За самое длинное слово у родителя +50 очков. Если самое длинное слово также у родителя, либо они меньшей длины, но совпадают, +50 очков.
Проводилась также игра со зрителями по правилам: выходили зрители, первыми назвавшие каждое слово, если оно является самым длинным, которое было составлено.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14