Вея деятельность субъектов взаимодействия в различных сферах должна основываться: на строгом, точном и неукоснительном соблюдении законодательства, регламентирующего организацию взаимодействия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти, компетенцию, формы и методы работы, а также иные аспекты их деятельности.
Другим принципом взаимодействия является самостоятельность. Сущность его заключается в следующем: если субъекты взаимодействия, не находятся в подчинении друг у друга и решают свои задачи с помощью сугубо индивидуальных методов и средств, то каждый из них самостоятелен и независим от другого. Иными словами, взаимодействие в данном случае не должно носить характера власти-подчинения, взаимодействие предполагает построение отношений на основе партнерства.
В ходе осуществления взаимодействия необходимо строго соблюдать разграничение компетенции. Это означает, что ни один субъект взаимодействия в различных сферах не должен выполнять несвойственные ему функции. Таким образом, исключается дублирование субъектами взаимодействия друг друга, повышается эффективность их совместной деятельности.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» органы исполнительной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию; руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения; проводят во взаимодействии с региональными органами исполнительной власти мероприятия,обеспечивающие выполнение мобилизационных планов,и т.д
Полномочия местного самоуправления — это строго очерченный и закрепленный нормами права (Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, правовыми актами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления) за населением, выборными и иными органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для реализации задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований. Достаточно очевидно, что развитие и функционирование местного самоуправления предусматривает тесный контакт между органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления, согласованные действия по различным вопросам[10].
Залогом дальнейшего и успешного развития федеративного государства является согласованная деятельность всех уровней власти. Разграничение компетенции между федеральными, региональными и муниципальными органами власти должно осуществляться с учетом особенностей соответствующей территории (географических, экономических, демографических, этнических и других), чтобы конкретные полномочия возлагались на органы власти, способные максимально эффективно их осуществлять.
Необходимо подчеркнуть, что закрепляемые формы, принципы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном и региональном законодательстве о местном самоуправлении не отражают полной картины процесса взаимодействующих сторон.
При законодательном решении вопросов взаимодействия всех уровней публичной власти в Российской Федерации необходимо решение четырех основных вопросов:
1) какой уровень публичной власти за какие функции отвечает;
2)каким объемом ресурсов располагает каждый уровень публичной власти, чтобы выполнять возложенные на него Конституцией Российской Федерации и законом полномочия;
3)какие механизмы обеспечивают выполнение органами государственной власти, местного самоуправления возложенных на них функций с целевым использованием средств налогоплательщиков;
4)какие органы являются носителями этих полномочий, распорядителями финансовых ресурсов.
При этом заметим, что на сегодняшний день не сложилось определенности в вопросе разграничения полномочий. За 90-е гг. XX в. было принято большое количество законов, предоставивших гражданам множество благ и прав, за которые несет ответственность государство в целом. Однако такие законы зачастую страдают декларативностью и отсутствием конкретных обязательств государства по обеспечению этих прав; во многих случаях отсутствует механизм реализации прописанных в законе норм, в том числе зачастую обойдены вниманием законодателя и вопросы распределения полномочий по уровням власти. Полагаем, что в основе распределения полномочий должен лежать следующий принцип — те услуги, в которых, гражданин нуждается в повседневной своей жизни и которые должны быть оказаны гражданину, должны быть максимально децентрализованы. Все полномочия публичной власти, которые обеспечивают единое политическое, экономическое пространство страны, ее целостность и безопасность, единые стандарты основополагающих прав и свобод граждан Российской Федерации, естественно, должны быть сосредоточены на федеральном уровне.
Все полномочия органов местного самоуправления, которые связаны с предоставлением публичных услуг гражданину, должны быть максимально приближены к населению с тем, чтобы граждане могли максимально контролировать их предоставление. Вопросы социальной политики, оказание социальной поддержки, где, прежде всего, требуется выделение финансовых средств и нет необходимости ежедневно опекать гражданина каждый день, — это вопросы субъектов Российской Федерации.
Предусмотренное Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» значительное усиление регламентации определенных аспектов местного самоуправления правовыми актами самих органов местного самоуправления связано в том числе и с тем, что основной объем правового регулирования местного самоуправления с уровня субъектов Российской Федерации переносится на федеральный и муниципальный уровни. Однако следует учитывать, что отнюдь не все города имеют необходимые ресурсы для должной подготовки муниципальных правовых актов. Поэтому необходима комплексная помощь (в первую очередь организационная и консультативная) муниципальным образованиям со стороны федеральных органов государственной власти, и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Это относится и к разработке рекомендательных типовых муниципальных правовых актов[11].
Заключение
Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать следующие основные выводы:
1. Взаимодействие органов власти в области земельных отношений всегда носит конкретный характер. В каждом отдельном случае в его определении должны быть указаны направления, формы и принципы взаимодействия сторон. При этом формы государственной поддержки, координации сотрудничества, контроль за местным самоуправлением наиболее полно раскрывают категорию взаимодействия, а соответственно, позволяют сделать вывод об эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Действия взаимодействующих субъектов должны основываться на законе. Получившее распространение взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе договоров и соглашений позволяет отметить гибкость и эффективность в процессе взаимодействия, что является приемлемым для данного рода отношений.
3. Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации не должно ограничиваться только принципами законности, самостоятельности, разграничения компетенции. Анализ нормативной базы позволяет выделить еще ряд принципов, на основе которых строится взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
1. пропорциональность при распределении финансовых потоков;
2. принцип организационной обособленности органов местного самоуправления от органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
3. принцип взаимного согласования принимаемых решений и действий, затрагивающих интересы друг друга;
4. двусторонняя ответственность за соблюдение договоров и соглашений;
5. принцип приоритетности интересов населения, учет исторических и иных местных традиций.
Список использованных источников и литературы
1. Конституция РФ от 12.12.1993г.
2. Закон РСФСР «О земельной реформе» № 374-1 от 23.11.1990г.
3. Земельный кодекс Российской Федерации № 136-ФЗ от 25.10.2001г.
4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о федеральной службе земельного кадастра России» № 22 от 11.01.2001г.
5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» № 726 от 25.09.2000г.
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г.
7. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» №184-ФЗ от 06.10.1999г.
8. Глазунова Н.И. Система государственного управления. М., 2003.
9. Гусенбеков И.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации//Журнал Российского права № 6, 2006г. С.38
10. Назаренко В.И. Земельные отношения и рынок земли. М., 2005.
11. Незнамова Е.А. Местное самоуправление. Органы власти. М., 2001.
12. Чубуков Г.В. Земельное право России. Учебник. М., 2003. С.335
13. Широков А.Н. Основы местного самоуправления в РФ. М., 2000.
[1] Орлов А.С. История России. Учебник. М., 2003. С.465.
[2] Закон РСФСР «О земельной реформе» №374-1 от 23.11.1990г.
[3] Назаренко В.И. Земельные отношения и рынок земли. М., 2005.С.15
[4] Конституция РФ от 12.12.1993г.
[5] Земельный кодекс Российской Федерации № 136-ФЗ от 25.10.2001г
[6] Чубуков Г.В. Земельное право России. Учебник. М., 2003.С.106.
[7] Глазунова Н.И. Система государственного управления. М., 2003. С.28
[8] Глазунова Н.И. Система государственного управления. М., 2003.С.98.
[9] Широков А.Н. Основы местного самоуправления в РФ. М., 2000. С.124.
[10] Незнамова Е.А. Местное самоуправление. Органы власти. М., 2001.
[11] Гусенбеков И.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации//Журнал Российского права № 6, 2006г. С.38
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6