Таблица 17 -- Характеристики мазутов (ГОСТ 10585-75)
Показатели
Марка топлива
Ф-5
Ф-12
40
100
Вязкость при 50 °С, не более:
условная, °ВУ
5,0
12,0
-
соответствующая ей кинематическая, мм2/с
36,2
89,0
Вязкость при 80 °С, не более:
8,0
16,0
59,0
118,0
Динамическая вязкость при 0 °С, Па-с, не более
2,7
Зольность, %, не более, для мазута:
малозольного
0,04
0,05
зольного
0,10
0,12
0,14
Массовая доля, %, не более:
механических примесей
0,5
1,0
воды
0,3
Массовая доля серы, %, не более, для мазута:
низкосернистого
малосернистого
0,6
сернистого
2,0
высокосернистого
3,5
Коксуемость, %, не более
6,0
Температура вспышки, °С, не ниже:
в закрытом тигле
80
90
' в открытом тигле
110
Температура застывания, °С, не выше
-5
-8
10; 25*
25; 42*
Теплота сгорания (низшая) в пересчете
на сухое топливо (не браковочная), кДж/кг,
не менее, для мазута:
низкосернистого, малосернистого
41454
40740
40530
и сернистого
39900
39000
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более
955
960
* Для мазута из высокопарафинистых нефтей
Примечание. Для всех марок топлива содержание водорастворимых кислот и щелочей, сероводорода -- отсутствие.
Глава 2
2.1Влияние асфальтенов на работу ДВС.
Почти в каждой проблеме с двигателем качество топли-ва было одной из причин его неполадок. Образование отложе-ний может привести к отказу двига-теля. Как же цилиндровое масло может предотвратить образование отложений, поддерживать чистоту двигателя и предупредить возмож-ные неудачи?
Проблемы загрязнения и мето-ды обеспечения чистоты работы двигателя были исследованы Бо-бом Алленом, чартерным инженером, членом Института морских инжене-ров Великобритании, техническим ме-неджером "Castrol Marine". Он от-мечает, что чистота картеров четырех-тактного двигателя зависит от степени загрязненности цилиндрового масла продуктами неполного сгорания топли-ва и его протечек в топливных насосах. Термин "чистота картера" связан с об-разованием черных асфальтеновых от-ложений на стенках картера, накоплени-ем загрязнений в кулачковом приводе и липких отложений в сепараторе.
Совместимость остаточных приме-сей топлива и цилиндровой смазки, а также вероятность образования отложе-ний могут быть продемонстрированы при использовании метода испытаний при использовании метода испытания IP375. При взаимодействии оста-точных примесей топлива со сма-зочным маслом возможность выпаде-ния асфальтеновых отложений уве-личивается. Это связано с тем, что асфальтены содержатся в топливе в рас-творенном состоянии благодаря аро-матическим дистиллятным продук-там и любое снижение содержания ароматических соединений может привести к выпадению отложений. Что происходит при смешивании та-кого парафинсодержащего материа-ла, как смазочное масло, с топливом? Не все сорта топлива имеют одина-ковую способность к выпадению отло-жений, но в результате исследований ус-тановлено, что сорта топлива с низким коэффициентом вязкости, например, 180 сСт, требующие более высокого содер-жания дистиллятных продуктов для рас-творения остатков до необходимого уровня вязкости, скорее приводят к про-блемам.
На рис. 1 показаны результаты ис-следований по методу IP375 топлива с высоким и низким содержанием асфальтенов, согласно которым первое больше способствует отложениям в двигателе. Как известно, качество бункера в мире различно, и содержание асфальтенов мо-жет изменяться от 2 % до 11 %.
Рис. 2 показывает изменение содержания ас-фальтенов в топливе и его удельной плотности за период испытаний на судне в течение 18 месяцев, которые выявили близкую корреляцию этих двух характеристик топлива. Во время этих испытаний двигатель работал в течение 4500 час. на топ-ливе с низким содержанием асфаль-тенов, и в кулачковом приводе не было обнаружено отложений, но когда топливо сменили на другое, с очень высоким содержанием ас-фальтенов, то уже через 2000 час. В кулачковом приводе и картере были об-наружены большие отложения. В обоих случаях использовалось одно и то же смазочное масло.
Конечно, при этом вред наносится не только картерам. Топливные отложения образуются в канавках поршневых ко-лец и в подпоршневом пространстве. Отложения в зоне кольца могут привес-ти к их залипанию, а в результате нагарообразования на головке поршня сни-жается эффективность его охлаждения, что может привести к повышению тем-пературы и прогоранию поршня. Блоки-рование маслосъемных колец может вы-звать повышенный расход цилиндровой смазки.
Каким образом можно уменьшить эти отложения? Установлено, что ис-пользование смазочных материалов с высоким содержанием ароматических соединений не обеспечивает решения проблемы асфальтеновых отложений. Это связано с тем, что с течением вре-мени компоненты масла на базе аро-матических соединений будут окис-ляться, и, в конечном итоге, асфальтеновые отложения в двигателе будут образовываться, несмотря на выпол-нение эксплуатационных действий по очистке двигателя.
Реальное предотвращение асфальтеновых отложений должно обеспечить использование химических средств.
На рис. 3 показано количество высокотем-пературных отложений, которые возни-кают вследствие загрязнения смазочных материалов из-за применения низко-качественного топлива. Как следует из сравнения представленных гистограмм, использование химических добавок в смазочном масле обеспечивает резкое снижение асфальтеновых отложений.
За тот же период, что низкокачест-венные сорта топлива приобрели широ-кое распространение, качество легкого дизельного топлива MGO также ухуд-шилось. Исследования показали, что га-зойли с высокой степенью парообразо-вания вызывают отложения в двигателе и что высокоциклические углеводороды, в основном ди- или полициклического ароматического типа, будут произво-дить больше отложений вследствие кре-кинга и окисления, чем парафиносодержащие углеводороды.
Страницы: 1, 2, 3, 4