В современных условиях оснащение отраслей основными фондами влияет на формирование материально-технической базы, выполнение программ социально-экономического развития, расширенное воспроизводство. Основные производственные фонды отрасли -- это те средства труда, которые участвуют во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на готовый продукт по частям в течение длительного времени. Все основные фонды народного хозяйства разделяются на производственные и непроизводственные.
Непроизводственные основные фонды не принимают непосредственного участия в создании продукции. Они косвенно способствуют осуществлению процесса, удовлетворяя бытовые и культурные потребности трудящихся. Сюда относятся жилые дома, здания, сооружения, оборудование учреждений и организаций. К непроизводственным относятся также средства труда, находящиеся в процессе монтажа, списанные, но не переданные или полученные, но не установленные машины, оборудование, транспортные средства. Средства труда становятся тогда производственными основными фондами, когда они принимают участие в создании стоимости продукции. Основные производственные фонды делятся на активную и пассивную части. К активной части относится комплекс средств и механизмов, непосредственно участвующих в производственном процессе (транспортные средства, машины, измерительные и регулирующие приборы), к пассивной части -- все остальные виды основных фондов, являющиеся необходимым условием производственного процесса.
Таблица 2.2.1.8
Основные фонды
Состав основных фондов
Восстановительная стоимость, тыс. руб.
Остаточная стоимость, тыс. руб.
Удельный вес по восстанови-тельной стоимости, %
Здания
6780859
3484819
24,4
Сооружения
3010737
--
10,8
Машины и оборудования
1116657
186232
4,0
Транспортные средства
16740652
2605383
60,2
Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь
144144
14566
0,6
Итого
27793049
6291000
100,0
Соотношения различных элементов основных фондов в их общей стоимости характеризуют структуру основных фондов. Она зависит от многих факторов и в том числе от состава автомобильного парка, уровня концентрации и специализации производства, развития производственно-технической базы.
Особенностью структуры основных производственных фондов автомобильного транспорта ООО "Автомиг" является высокий удельный вес транспортных средств, которые составляют 60,2 % (см. табл. 2.2.1.8), в то время, как согласно расчетам НИИАТа, рациональное соотношение основных средств, при котором обеспечивается нормальная деятельность автомобильного транспорта, должно составить для подвижного состава примерно 50 %, а для производственно-технической базы -- 50 %
Таблица 2.2.1.9
Структура парка автомобилей по кузовам
Тип автомобилей
Удельный вес автомобилей по расчетам НИИАТа, %
Удельный вес автомобилей по ООО "Автомиг"
Бортовые
26
12,8
Самосвалы
38
47,2
Фургоны
22
25,6
Цистерны
10
14,4
Прочие специализированные кузова
4
100
Несмотря на эффективность применения прицепов, развитие перевозок грузов на них сдерживается по следующим причинам: плохое техническое состояние прицепного парка; недостаточное количество прицепов из-за отсутствия средств на их приобретение; плохие подъездные пути.
Относительное число прицепов к общему количеству автомобилей должно составлять: к автомобилям грузоподъемностью 2,1 8т -- 50 %, 8,1 15т -- 85 %.
А по данным ООО "Автомиг" относительное число прицепов к общему количеству автомобилей составляет: к автомобилям грузоподъемностью 2,1 8т -- 50 %, 8,1 15т .
2.3 Показатели, характеризующие использования факторов производства
Эффективность производственной деятельности людей характеризует производительность труда и выражается в увеличении количества продукции в единицу рабочего времени или уменьшении количества времени, затраченного на производство единицы продукции. По своему экономическому содержанию производительность труда относится к комплексному, обобщающему показателю, в котором сосредоточены итоги деятельности работников по производству продукции.
Производительность труда:
Пт = D / Nраб, (тыс. руб. / чел) (19)
D -- годовой доход от реализации, тыс. руб.
Nраб -- численность работающих, чел
Пт = 7758636,5 / 218,5 = 35508,6 (тыс. руб. / чел)
Проведем исследование влияния показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность, на производительность труда.
Пт = (Асс q W dст) / Nраб = Нраб Дк в Тн Vэ dст (20)
Влияние этих показателей на производительность труда можно выразить уравнением:
Пт -- производительность труда;
Нраб -- нагрузка на 1 работника, т/чел;
Дк -- количество календарных дней в году;
в -- коэффициент выпуска автомобилей на линию;
Тн -- среднее время нахождения автомобиля в наряде, час;
Vэ -- средняя эксплуатационная скорость, км/ч;
-- коэффициент использования пробега;
-- коэффициент использования грузоподъемности;
dст -- доходная ставка единицы транспортной работы;
аi -- коэффициент регрессии при показателях.
Построенная нами модель, позволяет выявить связь производительности труда с показателями, характеризующими производственно-хозяйственную деятельность.
Таблица 2.3.1
Расчет коэффициента регрессии, аi
Коэффициент
Формула для расчета
Пока-
зате-
ли
(Хi)
Коэффициент эластичности (Эi)
Эi=Ki/ Ki
Коэффициент регрессии
(аi)
аi=(ПтЭi)/Xi
Наименование
значение
Кнраб
5690,48
Кнраб=Пт/Нраб
6,24
0,028
159,33
Кдк
97,28
Кдк=Пт/Дк
365
0,00049
0,048
Кв
101453,14
Кв=Пт/в
0,35
0,508
51538,196
Ктн
4672,18
Ктн=Пт/Тн
7,6
0,023
107,46
Кvэ
1414,63
Кvэ=Пт/Vэ
25,1
0,007
10,044
К
58691,9
К=Пт/
0,605
0,294
17255,42
27633,15
1,285
0,138
3813,37
Кdст
117,99
Кdст= Пт/dст
300,955
0,0006
0,071
Кi
199770,75
Эi = 1
В окончательном виде аддитивная алгебраическая модель получила следующий вид:
Пт=159,33Нраб+0,048Дк+51538,196в+107,46Тн+
+10,044Vэ+17255,42+3813,37+0,071dст (20)
Графически связь производительности труда с показателями, характеризующими производственно-хозяйственную деятельность, представлена на рис. 2.3.1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10