Рефераты. Безопасность транспортных средств

2.3 Математическое описание процесса соударения при использовании

модели «Автомобиль-оболочка»

Рассмотрим центральный продольный удар тонкостенной цилиндрической оболочки о плоскую преграду. Преграду рассматриваем как систему с одной степенью свободы с массой Ма и жесткостью С. Согласно теорий продольного удара Сен-Ванана, контактная сила должна мгновенно принять значение:

F*=,(Н) (2.1)

Затем будет постепенно падать до момента отскока оболочки от преграды. В этой формуле S=2R - площадь поперечного сечения цилиндрической оболочки;

U - скорость распространения продольной ударной волны;

R - радиус оболочки;

Е - модуль Юнга;

- толщина оболочки;

V - скорость соударения.

Линейные уравнения потери устойчивости дают верхнее значение критической силы, равное:

=20.607Е2 (2.2)

Кроме того, будем считать, что сила F(t) не может превосходить значение Fтек , т.е.

F(t)Fтек?=2Rтек (2.3)

кр=== (2.4)

Преобразовав формулу (2.1) и подставив в нее значение величины кр получим формулу для подсчета скорости соударения:

V*= (2.5)

Отсюда при VаV* теория Сен-Венана не применима:

Fконт=;

В этом случае, если кртек наступает пластическое течение в металл оболочки и контактная сила:

=Fntr=2Rтек=const (2.6)

Если кртек, то происходит потеря устойчивости, но пластическое течение не наступило и контактная сила:

==20.607Е2=const (2.7)

2.4 Допущения, принимаемые при теоретическом расчете

- масса автомобиля равна массе оболочки;

- материал кузова автомобиля и оболочки одинаковый;

(2.8)

- скорости соударения равны;

- модуль упругости принимает Е=2.1106 - для малоуглеродистой стали;

- структурные свойства материала кузова автомобиля и оболочки подобны;

приведенная площадь поперечного сечения цилиндрической оболочки равна 2Rо ;

где R - средний радиус оболочки; R= ;

где d и b средняя ширина и высота капота автомобиля;

о - толщина стенки оболочки;

- толщина и радиус оболочки постоянны по всей длине;

- удар происходит перпендикулярно поверхности;

- деформация, «автомобиля - стержня» происходит только вдоль продольной оси;

- во время удара не происходит изгиба в каком-либо направлений;

- «автомобиль - стержень» в момент удара не получает вращательного движения;

- трения между соприкасающимися частями не учитываются;

- рассматривает ся конструкция автомобиля с несущим кузовом;

- при определений параметров столкновения автомобиля со стеной принимаем скорость начала деформации V*=0.

Радиус оболочки равен радиусу окружности с площадью поперечнего сечения, равной площади поперечнего сечения соударяемой части автомобиля (капот, багажник)

Сечение кузова Sk=So сечение оболочки.

Sk=bd; So=R2

R0= - радиус оболочки; R0=

Толщину оболочки принимаем равной толщине стального листа, из которого сделан кузов

2.5 Определение деформации расчетного автомобиля в зависимости от

скорости столкновения

Zа=L*Zmax (2.9)

Zmax=1- при V*=0 т.е. t=, (2.10)

Где Va-скорость автомобиля в момент столкновения.

Ма=, кг - масса автомобиля; (2.11)

Рассмотрим расчет деформации автомобиля БМВ328i в зависимости от скорости столкновения:

Ма=1430кг

Ra=, м - средний радиус оболочки. (2.12)

Ra=0,93*1,74/3,14=0,7м

S=, кг/м (2.13)

L=, м (2.14)

Fкр=20.607Е2, кН (2.15)

Подставим значения в формулы (2.13) - (2.15):

S=2?3.14?0.7?0.00055?7.8/10=18.86

L=1430/18,86=75,82м

Fкр=2?3.14?0.607?2.1*106?0.0552=242000Н

Вычислим Zmax по формуле (2.10) при значениях скорости 20 - 100 км/час:

Zmax=1-=0,007

Zа= 75,82?0,007=0,606см

При остальных значениях скорости расчет производится аналогично, а результаты занесены в таблицу 1, построим график зависимости Zа=F(Va).

2.6 Определение времени деформации расчетного автомобиля в

зависимости от скорости столкновения

Время деформации автомобиля в зависимости от его скорости в момент столкновения определяется по формуле (при V*=0 ):

,с (2.16)

В нашем случае Va=50 км/час.=13,9м/с

ta=13,9?1430/242000=0,08с

Таким образом, подсчитав значения ta при других значениях Va, построим график зависимости ta =f(Va).

Таблица 1 - Изменение параметров столкновения

Скорость столкновения, км/час

Изменение параметров столкновения

Скорость столкновения, км/час

Изменение параметров столкновения

Za, см

ta, мс

Za, см

ta, мс

20

0,151

0,033

70

1,137

0,11

30

0,227

0,049

80

1,516

0,13

40

0,379

0,068

90

1,895

0,14

50

0,606

0,08

100

2,198

0,16

60

0,836

0,09

2.7 Определение изменения деформации расчетного автомобиля во

времени

Изменения деформации во времени при V*=0 определяется по формуле:

Za=ZL (2.17)

где Z=1- (2.18)

=1-C(-) (2.19)

0 0 - безразмерное время,

где R - приведенный радиус. называется коэффициентом конструкции автомобиля.

С=1.2510-7 (2.20)

Рассмотрим расчет изменения деформации расчетного автомобиля БМВ328i во времени. Подставив значения в формулу (2.20) получаем:

С=1.25*10-7( 0,7/0,55*10-3)?13,92=0,0306

Пусть при =1.0, тогда с помощью формул (2.19) и (2.18) получаем:

=1-0,0306?(1-)=0,984

Z=1-=0,0081

Za=0,0081?75,82=0,614м

После проведения остальных расчетов (=0…1.0) и записав их в таблицу 2, строим график зависимости Za=.

2.8 Определение изменения скорости расчетного автомобиля во

времени

Изменения скорости автомобиля во времени определяется по формуле:

V=V, м/с (2.21)

где V=; (2.22)

; (2.23)

, с

Рассмотрим расчет изменения скорости расчетного автомобиля БМВ328i во времени. Подсчитав значение V при различных значениях :

=0:

??(?)= - 0,0306?(1-0)=-0,0306

V =0,0153

Vа = 0,0153?75,82/0,08=14,50

записываем их в таблицу 2, затем строим график зависимости V=(t).

2.9 Определение замедления расчетного автомобиля во времени

Изменения замедления автомобиля во времени определяется по формуле:

, (м/с2) (2.24)

; (2.25)

; (2.26)

Рассмотрим определения замедления расчетного автомобиля БМВ328i во времени. Подсчитываем значения при различных значениях :

При ?=0,1

аа= -0.00747?75,82/0,082 = 88,49м/с2

и заносим их в таблицу 2 и строим график зависимости .

2.10 Определение изменения расчетного автомобиля во времени

Изменение скорости замедления автомобиля во времени определяется по формуле:

,(м/с3) (2.27)

(2.28)

Рассмотрим определения изменения скорости замедления расчетного автомобиля БМВ328i во времени. Подсчитываем значения при различных значениях :

jа= 0,0005?75,82/0.083 = 74,04 м/с3

заносим их в таблицу 2 и строим график зависимости .

2.11 Определение деформации расчетного автомобиля в зависимости

от изменения его замедления

Используя данные предыдущих параграфов в таблице 2, можно построит кривую, определяющую зависимость aa от Za для расчетного автомобиля при скорости столкновения V=50 км/час. В нашем случае полученная кривая при Za=0 будет иметь значение aa=88,49 т.к. мы принимаем, что V*=0 и, следовательно, в момент удара aa мгновенно примет значение 88,49. Нас в данном случае интересует характер aa=f(Zo).

Таблица 2 - Динамика изменения параметров столкновения автомобиля на скорости V=50 км/час

Временные фазы удара

Динамика изменения параметров столкновения автомобиля на скорости V=50 км/час

1

2

3

4

5

6

t

t,c

Za, м

Va, м/с

aa, м/с2

Ja, м/с3

0

0

0

14,50

0

0

0.1

0,016

0,151

12,79

88,49

74,04

0.2

0,033

0,227

11,37

89,08

59,23

0.3

0,049

0,379

9,47

89,56

57,75

0.4

0,068

0,386

8,52

90,03

50,34

0.5

0,08

0,454

6,63

90,39

41,46

0.6

0,09

0,462

5,68

90,74

32,57

0.7

0,11

0,538

3,79

90,98

23,69

0.8

0,13

0,561

2,84

91,10

14,80

0.9

0,14

0,576

0,94

91,22

8,88

1.0

0,16

0,614

0

91,33

0

2.12 Определение перемещения человека в зависимости от скорости

столкновения при V*=0

Перемещение человека относительно автомобиля равно разности между перемещением автомобиля за время деформации и величиной деформации автомобиля во при данной скорости столкновения:

Lч=Vаt*-Zmax,м (2.29)

где Vа - скорость соударения, м/с;

t*- время деформации автомобиля, с;

Zmax- величина деформации автомобиля, м.

t*=VaMa/Fкр (2.30)

Zmax=L(1-) (2.31)

2.13 Определение перемещения человека во времени

Перемещения человека во времени при скорости столкновения можно подсчитать по формуле:

Lч=Va?t-Z,м (2.32)

где Va=const - рассматриваемая скорость столкновения

0 ? t ? t* и 0 ? Z ? Zmax

Lч=Va?t-L(1-),м (2.33)

где (2.34)

переходя к безразмерному параметру ?, получим:

Lч=,м (2.35)

Lч=,м

Подсчитав значения Lч и t при различных ?, заносим их в таблицу 3и строим график зависимости Lч=f(t) при заданной скорости столкновения Vа=50 км/час.

2.14 Определение изменения скорости перемещения человека

Изменения скорости перемещения человека определяется по формуле:

,м/с (2.36)

Рассмотрим расчет изменения скорости перемещения человека.

?=1.0

м/с

После расчета остальных значений заносим их в таблицу 3 и строим график зависимости =f(t) при данной скорости столкновения Va=50 км/час.

2.15 Определение замедления при перемещении человека

Дифференцируя формулу (2.37) и переходя к безразмерному параметру ?, получим выражение для определения замедления человека:

,м/с2 (2.37)

aч=-аа ач= (2.38)

Подсчитав значение aч при различных значениях ? строим график зависимости при Va=50 км/час. Значения приведены в таблице 3.

2.16 Определение скорости замедления человека при перемещении

Изменение скорости замедления человека при перемещении определяется по формулам:

(2.39)

,м/с3 (2.40)

Аналогично подсчитываем значения и t при различных значениях ? и строим график зависимости =?(?), значения приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Динамика изменения параметров соударения человека на скорости Va= 50 км/час

Примерные фазы столкновения

Динамика изменения параметров соударения человека на скорости 50 км/час

t

t, c

Lч, м

Vч, м/с

ач, м/с2

Jч, м/с3

0

0

0

0

0

0

0.1

0,016

0,221

14,93

88,49

74,04

0.2

0,033

0,446

14,81

89,08

59,23

0.3

0,049

0,661

14,70

89,56

57,75

0.4

0,068

0,883

14,58

90,03

50,34

0.5

0,08

1,105

14,47

90,39

41,46

0.6

0,09

1,325

14,35

90,74

32,57

0.7

0,11

1,537

14,24

90,98

23,69

0.8

0,13

1,756

14,12

91,10

14,80

0.9

0,14

1,975

14,01

91,22

8,88

1.0

0,16

2,187

13,9

91,33

0

Заключение

В курсовой работе по дисциплине «Безопасность транспортных средств» установлены параметры активной и пассивной безопасности автомобиля.

Установлено, что угол увода передней оси больше угла увода задней оси автомобиля как груженого, так и порожнего, т. е. Выполняется условие нейтральной поворачиваемости.

Автомобиль с нейтральной шинной поворачиваемостью устойчиво сохраняет прямолинейное движение, в то время как у автомобиля с излишней шинной поворачиваемостью кривизна траектории непрерывно увеличивается.

По результатам расчета на пассивную безопасность автомобиля построены кривые, определяющие характер столкновения расчетного автомобиля. Приведенные графики важны для понимания общих проблем защиты пассажиров и водителей, которые получают травмы, потому как основная задача пассивной безопасности автомобиля - сохранения жизни водителям и пассажирам, а также снижение количества, тяжести травм, сохранения грузов, ремонтопригодность автомобиля после ДТП.

Список используемой литературы

1 Афанасьев Л.Л., Дьяков А.Б., Илларионов Б.А.. Конструктивная безопасность автомобилей. - М.: Машиностроение, 1982-212 с.

2 Андронов М.А., Межевич Ф.Е., Немцов Ю.М., Савушкин Е.С.. Безопасность конструкции автомобилей. - М.: Машиностроение, 1985.-160 с.

3 Дьяков А.Б. Безопасность движения автомобилей ночью. - М.: Транспорт, 1984.-200 с.

4 Иванов В.Н, Лялин В.А.. Пассивная безопасность автомобиля. - М.: Транспорт, 1979.-3004 с.

5 Немцов Ю.М., Майборода О.В.. Эксплуатационные качества автомобиля регламентированные требованиями безопасности движения. - М.: Транспорт, 1977.-141 с.

6 Рябчинский А.И.. Пассивная безопасность автомобиля. - М.: Машиностроение, 1983-145 с.

7 Бажанов А.К., Дьяков А.Б., Коноплянко В.И. Конструктивная безопасность автомобилей. Учебное пособие/ МАДИ.-М./1976.-82 с.

8 Боровский Б.Е. Безопасность движения автомобильного транспорта. - Л.: Лениздат, 1984.-304 с

9 Ветлинский В.Н., Юрче автомобилем.-М.:Транспорт, 1984.-189 с.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.