Грузоподъемные машины, отработавшие нормативный срок службы, подвергаются экспертному обследованию (диагностированию), проводимому специализированными организациями в соответствии с нормативными документами. По результатам обследования оформляется акт обследования с заключением комиссии и приложениями, включающими информацию об объекте обследования, его владельце, о комиссии, проводящей обследование, о фактических условиях использования ГПМ, их общем состоянии и состоянии отдельных узлов на момент обследования, о количестве дефектов с их классификацией, о характере работ, выполняемых ГПМ, результатах статических и динамических испытаний и т.д.
В Калужской области экспертное обследование кранов производит фирма ООО «КРАНМОНТАЖ». После обследования комиссия, как известно, составляет акт (ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ на автомобильный кран), в который помимо выше перечисленных пунктов входит ведомость дефектов, обнаруженных на кране. Пример такой ведомости приведен на странице 3.
Из этой ведомости можно узнать паспортные данные крана, а также, что важнее наименование узла (элемента), в котором был обнаружен дефект; описание самого дефекта и еще дается заключение о необходимости и сроках устранения дефектов.
Председатель комиссии: Рахаев В.В.
Члены комиссии: Петров Р.Н.
Шестопалов И.Н.
Гришин А.А.
Рассмотрим ведомости дефектов 20 различных типов автомобильных кранов (280 кранов). Проанализировав эти ведомости, выделим зоны, узлы автомобильного крана в которых возникают дефекты. На рис. 6.1 приведен чертеж автомобильного крана и цифрами обозначены соответствующие узлы.
Рис 6.1. Автомобильный кран.
1. Металлоконструкция.
2. Приборы безопасности.
3. Канато-блочная система.
4. Механизмы.
5. Грузозахватные приспособления.
6. Гидрооборудование.
Но данное деление можно считать условным, так как оно достаточно крупное. К примеру, под металлоконструкцией подразумевается: поворотная платформа, не поворотная платформа, стрела; под гидрооборудованием - гидрооборудование стрелы и аутригеров и т.д.
После анализа всех дефектов, которые были обнаружены на рассматриваемых кранах, составим сводную таблицу. В таблицу вошли следующие данные:
- тип крана.
- грузоподъемность.
- заводской и регистрационные номера.
- завод изготовитель.
- год выпуска и дата обследования.
- организация владелец крана.
- основные дефекты.
В таблице № 6.1 приведены наименования дефектов, обнаруженных на кранах, а также частота встречаемости дефекта.
Таблица № 6.1.
Наименование дефекта
|
Частота встречаемости дефекта
|
|
МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЯ
|
|
Состояние окраски неудовлетворительное.
|
74
|
|
Выработка отверстий под оси опорных роликов на корневой секции стрелы и оголовке.
|
5
|
|
Выработка отверстий под пальцы двуногой стойки и пяты стрелы.
|
2
|
|
Ослаблено крепление опорно-поворотного устройства
|
19
|
|
Состояние неповоротной платформы неработоспособное
|
7
|
|
Состояние поворотной платформы неработоспособное.
|
1
|
|
Состояние корневой секции стрелы неработоспособное.
|
1
|
|
Выработка отверстий под оси аутригеров.
|
3
|
|
Деформация оголовка стрелы в месте опирания на опорные ролики.
|
2
|
|
Отклонение от прямолинейности оси стрелы.
|
2
|
|
Выработка отверстий под оси соединения корневой секции и оголовка.
|
2
|
|
Выработка отверстий под оси соединения стрелы и стоек стрелы.
|
1
|
|
Отсутствуют косынки в местах прилегания опорного кольца крепления опорно-поворотного устройства.
|
1
|
|
Коррозионный износ до 15% при допуске 10%.
|
1
|
|
Трещины по сварным швам опорной рамы
|
1
|
|
Трещины по сварным швам и металлу на неповоротной платформе
|
97
|
|
Трещины по усиливающим косынкам на неповоротной платформе
|
2
|
|
Отрыв упора от запрокидывания стрелы
|
1
|
|
Разрыв сварного шва и трещина по сварному шву на поворотной платформе
|
25
|
|
Неработоспособное состояние стрелы
|
2
|
|
Вздутие закрытой полости (стрела)
|
3
|
|
Вздутие верхнего листа корневой секции стрелы
|
3
|
|
Износ полок нижних уголков оголовка стрелы
|
2
|
|
Деформация вертикальных и горизонтальных листов
|
8
|
|
Изогнутость оголовка стрелы (из плоскости стрелы)
|
1
|
|
Деформация аутригеров
|
14
|
|
Деформация раскосов стрелы
|
29
|
|
Трещина по основному металлу подшипниковой обоймы
|
1
|
|
Трещины по сварным швам на оголовке стрелы
|
5
|
|
Опорно-поворотное устройство не работает
|
2
|
|
Деформация двуногой стойки
|
11
|
|
Деформация поперечины стойки стрелы
|
8
|
|
Деформация несущего пояса оголовка стрелы
|
2
|
|
Деформация торцевой пластины на оголовке стрелы
|
9
|
|
Деформация нижнего правого пояса корневой секции стрелы
|
6
|
|
Деформация нижнего левого пояса корневой секции стрелы
|
5
|
|
Деформация верхнего левого пояса корневой секции стрелы
|
2
|
|
Деформация правого нижнего пояса оголовка стрелы
|
5
|
|
Местные деформации нижней стены корневой секции стрелы
|
1
|
|
Трещины по сварным швам корневой секции стрелы
|
7
|
|
Деформация левого нижнего пояса оголовка стрелы
|
3
|
|
Деформация поперечины нижней стены корневой секции стрелы
|
3
|
|
Состояние корневой секции стрелы неработоспособное
|
1
|
|
Перекос поворотных обойм по отношению к неподвижному венцу
|
16
|
|
Ослаблены болтовые соединения опорно-поворотного устройства
|
76
|
|
ПРИБОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
|
|
Концевой выключатель на подъем стрелы не работает
|
111
|
|
Приборы безопасности не установлены
|
27
|
|
Концевой выключатель на подъем крюка не работает
|
115
|
|
Отсутствует защита крана от опасного напряжения
|
159
|
|
Ограничитель верхнего положения стрелы не работает
|
7
|
|
Прибор координатной защиты отсутствует
|
1
|
|
Отсутствует переносное заземление крана
|
1
|
|
Ограничитель натяжения грузового каната в транспортном положении не работает
|
21
|
|
ОГП не работает
|
164
|
|
Датчик выдвижения стрелы крана неисправен
|
6
|
|
Состояние указателя наклона крана неработоспособное
|
96
|
|
Состояние указателя вылет грузоподъемность неработоспособное
|
46
|
|
Концевой выключатель реверса не работает
|
28
|
|
Состояние электроразводки неработоспособное
|
9
|
|
Креномер установочный отсутствует или не работает
|
56
|
|
Сигнализатор крена отсутствует
|
17
|
|
КАНАТО-БЛОЧНАЯ СИСТЕМА
|
|
Неправильная запасовка грузового каната в клиновой зажим на крюковой подвеске.
|
18
|
|
Неправильная запасовка каната в клиновой зажим на оголовке стрелы
|
2
|
|
Неправильная запасовка стрелового каната в клиновой зажим на поворотной платформе
|
1
|
|
Неправильная запасовка грузового каната в коуш на оголовке стрелы
|
3
|
|
Скол реборд обводных блоков
|
3
|
|
Скол блока на крюковой подвеске
|
22
|
|
Износ зева крюка крюковой обоймы более 10%.
|
1
|
|
Скол блока на оголовке стрелы
|
50
|
|
Перегиб грузового каната в клиновом зажиме
|
1
|
|
Отсутствует вращение опорных роликов оголовка стрелы
|
28
|
|
Состояние смазки канатов неудовлетворительное
|
8
|
|
Состояние растяжек стрелы неработоспособное
|
10
|
|
На оголовке стрелы отсутствует планка от схода грузового каната с обводных блоков
|
4
|
|
Состояние грузового каната неработоспособное
|
103
|
|
Состояние стрелового и грузового каната неработоспособное (многочисленные обрывы проволок)
|
71
|
|
МЕХАНИЗМЫ
|
|
Повышенный износ зубьев шлицевых соединений
|
12
|
|
Повышенный износ зубьев редуктора механизма поворота
|
1
|
|
Состояние пневмоклапана привода сцепления неработоспособное
|
1
|
|
Повышенный осевой и радиальный люфт в подшипниках редуктора механизма поворота.
|
2
|
|
Ослаблено крепление редуктора механизма поворота
|
82
|
|
Тормоз не отрегулирован механизма поворота
|
9
|
|
Увеличенная скорость подъема не работает
|
2
|
|
Повышенный боковой зазор штока гидроцилиндра выдвижения оголовка
|
1
|
|
Износ тормозной накладки одного тормоза.
|
2
|
|
Износ зубьев открытой передачи.
|
1
|
|
Состояние соединительной муфты неработоспособное
|
3
|
|
Тормоз механизма подъема стрелы не работает
|
12
|
|
ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
|
|
На крюке отсутствует предохранительный замок
|
15
|
|
Выработка отверстия под ось траверсы крюка
|
2
|
|
На стропах многочисленные обрывы проволок
|
1
|
|
ГИДРООБОРУДОВАНИЕ
|
|
Повреждение покрытия гидрошлангов
|
76
|
|
Утечка масла из гидроцилиндра подъема стрелы
|
36
|
|
Утечка масла из гидроцилиндров аутригеров
|
25
|
|
Самопроизвольное опускание аутригеров
|
4
|
|
Самопроизвольное опускание стрелы
|
9
|
|
Разрушение обоймы шарнира гидроцилиндра подъема в узле крепления к стреле
|
3
|
|
Отсутствуют распорные втулки узла крепления гидроцилиндра к стреле
|
1
|
|
Разрушение втулок подшипника гидроцилиндра подъема стрелы в месте соединения с поворотной платформой
|
2
|
|
ПРОЧЕЕ
|
|
Отрыв стопорной планки и отсутствие фиксации оси цилиндра подъема стрелы
|
1
|
|
Отсутствует вращение опорных роликов корневой секции стрелы.
|
5
|
|
Нарушено остекление кабины крановщика
|
15
|
|
Состояние кабины крановщика неработоспособное
|
2
|
|
Отсутствует таблица с указанием рег. номера, грузоподъемности и даты проведения испытаний.
|
123
|
|
|