вогнутых - не менее 100 м .
Переломы проектной линии в продольном профиле при алгебраической разности уклона 5 % и более на дорогах I и II категорий, 10 % и более на дорогах III категории и 20 % и более на дорогах IV и V категорий следует сопрягать кривыми.
Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог I и III категорий и 15 м для дорог IV и V категорий.
Если по условиям местности выполнение требований связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства дороги, при проектировании допускается снижать нормы на основе технико-экономического сопоставления вариантов. При этом предельно-допустимые нормы принимаем по таблице 6. Переходные кривые следует предусматривать при радиусах кривых в плане 2000 м и менее, а на подъездных дорогах всех категорий - 4000 м и менее. При этом необходимо учитывать указания подраздела "Ландшафтное проектирование".
Таблица 6.
Расчетная скорость, км/ч
Наибольшие продольные
уклоны
Наименьшее
расстояния видимости, м
Наименьшие радиусы кривых, м
Для остановки
встречного
автомобиля
в плане
в продольном профиле
основные
в горной
местности
выпуклых
вогнутых
150
30
300
-
1200
1000
30000
8000
4000
120
40
250
450
800
600
15000
5000
2500
100
50
200
350
400
10000
3000
1500
80
60
2000
70
85
170
125
75
130
90
55
110
45
Наибольшие продольные уклоны на участках кривых в плане малых радиусов следует уменьшать по сравнению с нормами табл. 10 согласно табл.7.
Таблица 7.
Радиус кривой в плане, м
35
Уменьшение наибольших продольных уклонов против норм, указанных в таблице 10, ‰ не менее
10
15
20
25
Ширину полос расчистки леса и кустарника, величину срезки откосов выемки и расстояние переноса строений на участках кривых в плане с внутренней стороны в целях обеспечения видимости следует определять расчетом; при этом уровень срезки откосов выемки надлежит принимать одинаковым с уровнем бровки земляного полотна.
Длина участка с затяжным уклоном в горных условиях определяется в зависимости от величины уклона, но не более значений, приведенных в табл.8.
Таблица 8.
Продольный
Длина участка, м, при высоте над уровнем моря, м
уклон, ‰
2200
1800
1900
1600
1300
1100
На трудных участках дорог в горной местности допускаются затяжные уклоны (более 60 ‰) с обязательным включением участков с уменьшенными продольными уклонами (20 ‰ и менее) или площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в табл. 8.
Размеры площадок для остановки автомобилей определяются расчетом, но должны назначаться не менее чем на 3 - 5 грузовых автомобилей, а выбор места их расположения определяется из условий безопасности стоянки, исключающей возможность появления осыпей, камнепадов, и , как правило, у источников воды.
Не зависимо от наличия площадок на затяжных спусках с уклонами более 50 ‰ следует предусматривать противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8 - 1,0 км. Элементы противоаварийных съездов определяют расчетом из условия безопасной остановки автопоезда.
5. Дорожная одежда
Дорожная одежда - многослойная конструкция, воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на грунтовое основание или подстилающий грунт. Состоит из верхнего слоя - дорожного покрытия, нижнего слоя - дорожного основания и дополнительных слоев - морозозащитных, теплоизоляционных, дренирующих и пр.
Дорожная одежда по сопротивлению нагрузкам от автотранспортных средств подразделяется на жесткую и нежесткую. Жесткая дорожная одежда работает как плита. К такому виду одежды относятся дорожные одежды с цементно-бетонным, а также с асфальтобетонными покрытиями или усовершенствованными мостовыми на бетонных основаниях. Нежесткая дорожная одежда работает как слоистая система. К нежестким относятся одежды со слоями из асфальта, дегтебетона, минералов и грунта.
По виду и качеству верхних покрытий автомобильные дороги делятся также на пять групп и обозначаются русской буквой "Д" с цифровым символом, соответствующим группе вида и качества покрытий:
Д1-капитальные цементобетонные монолитные, железобетонные или армобетонные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на бетонном основании;
Д2-из битумоминеральных смесей (асфальт), в том числе со щебнем и гравием, из холодного асфальтобетона;
Д3-из щебеня, гравия и песка, обработанных вяжущими добавками, из дегтебетона;
Д4-из булыжника, колотого камня, малопрочных каменных материалов, в том числе обработанных вяжущими добавками;
Д5-естественные грунтовые дороги, деревянные настилы.
Покрытия группы Д1 используется для дорог I-III категорий; Д2-II-IV категорий; Д3-III-IV категорий; Д4-IV-V категорий; Д5-V категории.
Для автомобильных дорог с многополостной проезжей частью дорожную одежду всех полос движения следует проектировать на одинаковую наибольшую расчетную нагрузку.
6. Земляное полотно
Земляное полотно - основной элемент дороги, которое устраивается чуть выше окружающей поверхности, даже тогда, когда дорога проходит в выемке. Оно строится исходя из категории дороги, типа дорожной одежды, высоты насыпи и глубины выемки, свойств грунта и пр.
Земляное полотно включает следующие элементы:
- верхнюю часть земляного полотна (рабочий слой);
- тело насыпи (с откосными частями);
- основание насыпи;
- основание выемки;
- откосные части выемки;
- устройства для поверхностного водоотвода;
- устройства для понижения или отвода грунтовых вод (дренаж);
поддерживающие и защитные геотехнические устройства и конструкции, предназначенные для защиты земляного полотна от опасных геологических процессов (эрозии, селений, лавин, оползней и т.п.).
7. Транспортно-эксплуатационные характеристики дорог
1) Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице 9.
Таблица 9.
Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам
Повреждения на 1000 м2 покрытия, м2, не более
Сроки ликвидации повреждений, сут., не более
А
0,3 (1,5)
5
Б
1,5 (3,5)
7
В
2,5 (7,0)
Примечание. В скобках приведены значения повреждений для весеннего периода.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине -- 60 см и глубине -- 5 см.
Ровность покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 15.
2) Коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной "Правилами дорожного движения" скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 -- шиной, имеющей рисунок протектора.
Время, необходимое для устранения причин, снижающих сцепные качества покрытий в зависимости от вида работ, устанавливают с момента обнаружения этих причин, и оно не должно превышать значений, приведенных в таблице 10.
Таблица 10
Работы по повышению сцепных качеств покрытия
Время, необходимое для выполнения работ, сут., не более
1. Устранение скользкости покрытия, вызванной выпотеванием битума
4
2. Очистка покрытия от загрязнений
3. Повышение шероховатости покрытия
Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно -- эксплуатационных характеристик приведены в таблице 11.
Таблица 11
Нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки, ч
Примечание. Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки -- с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
На дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0-2,5 м.
После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств.
3) Расчетная скорость. Наибольшая возможная скорость движения одиночных автомобилей при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части.
Расчетные скорости движения установлены СНиПом и принимаются по таблице12.
Таблица 12.
Категория
дороги
Расчетные скорости, км/ч
Допускаемые на трудных участках
пересеченной
горной
I-а
I-б
II
III
IV
V
4) Интенсивность движения. Принимается суммарно в обоих направлениях на основе данных экономических изысканий.
5) Число полос движения.
Список литературы:
1. "Автомобильные дороги" под редакцией Порожнякова Б.С., 1983г.
2. http://www.nntu.sci-nnov.ru/RUS/fakyl/VECH/metod/posobie/s4_1.htm;
3. СНиП 2.05.02-85 (1997) АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ;
4. ГОСТ Р 50597-93 Государственный стандарт РФ. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Страницы: 1, 2, 3