Рефераты. Аварии и эвакуация пассажиров из самолета

7.7 Защита жизни членов экипажа самолета

7.7.1 Общие положения

Члены экипажа должны принимать все меры предосторожности, чтобы остаться по возможности невредимыми после вынужденной посадки на землю или на воду, независимо от того, является ли вынужденная посадка ожидаемой или внезапной. Они обязаны это делать не только для спасения собственной жизни, но главным образом для того, чтобы руководить эвакуацией пассажиров из самолета для спасения жизни последних.

В то время как пассажиры имеют возможность принять соответствующее положение для защиты при вынужденной посадке, командир корабля, второй пилот и бортмеханик должны оставаться в это время на своем боевом посту, не имея возможности защитить себя надлежащим образом.

Непосредственно перед моментом удара самолета о землю или о воду пилот и второй пилот должны сдвинуть свои сиденья назад, подальше от штурвала, чтобы не удариться грудью о штурвал. Кроме того, на тот случай, если при посадке произойдет резкий бросок вперед, они должны прикрыть голову руками, чтобы смягчить удар.

7.7.2 Привязные ремни

Привязные ремни предназначены главным образом для использования в двух случаях: 1) при вынужденной посадке самолета на сушу или на воду и 2) в случае сильной болтанки самолета в воздухе или сильной тряски на земле при рулении, взлете и посадке.

Действия пилота и пассажиров легкого самолета (одномоторного или двухмоторного) при вынужденной посадке

Действия перед посадкой

Что берет при эвакуации

Место

Выход

Пилот

После подробного инструктажа пассажиров дает им указание застегнуть привязные ремни. Пристегивается сам привязными и плечевыми ремнями. Непосредственно перед приземлением сбрасывает дверь основного выхода

Свой спасательный жилет, ручной фонарь

Сиденье пилота

Основной

Пассажир на переднем сиденье

Пристегивается привязными ремнями

Свой спасательный жилет

Сиденье рядом с пилотом

Правый

Пассажиры на задних сиденьях

Пристегиваются привязными ремнями

Свои спасательные жилеты и аптечку первой помощи

Задние сиденья

Ближайший из двух

Для достижения еще большей защиты пассажиров и экипажа в транспортной, промышленной и частной авиации необходимо увеличить прочность привязных ремней и их креплений настолько, чтобы они удерживали пассажиров и членов экипажа на своих местах даже при ударе значительной силы, если, разумеется, при этом конструкция пассажирской кабины и кабины пилота остается неповрежденной. Прочность привязных ремней и креплений должна соответствовать прочности основных частей конструкции самолета.

Нагрузка от привязных ремней должна передаваться на основные силовые элементы конструкции самолета. Если привязные ремни прикреплены к сиденью, то сиденье и элемент конструкции самолета, к которому крепится сиденье, должны быть равнопрочными. Крепления сидений должны быть жесткими во избежание расшатывания их под действием нагрузок, передаваемых через привязные ремни. Привязные ремни необходимо регулярно проверять и при необходимости заменять новыми по мере изнашивания. Конструкция замка привязных ремней должна исключать возможность непроизвольного открывания.

Хорошо сконструированные сиденья и прочные привязные ремни, рассчитанные на нагрузку до 20 g, обеспечат большую степень защиты пассажиров и экипажа в самолетах гражданской авиации до того момента, когда кабина самолета не будет разрушена.

Ниже приводятся рекомендации относительно пользования привязными ремнями:

Все члены экипажа, находясь на своих рабочих местах, должны всегда быть пристегнуты привязными ремнями.

Привязные ремни следует застегивать до вхождения самолета в зону болтанки.

Перед каждым взлетом и посадкой самолета все пассажиры и члены экипажа должны занимать свои места и пристегиваться привязными ремнями.

Перед вынужденной посадкой привязные ремни должны быть туго затянуты [13, 21, 25, 32].

Сигнал «Привязные ремни». Каждый раз перед рулением, взлетом и посадкой, а также перед вхождением самолета в зону болтанки необходимо заблаговременно включать световой сигнал «Привязные ремни», с тем чтобы все пассажиры успели занять свои места и пристегнуться ремнями. Все члены экипажа, находящиеся на своих местах, должны также пристегнуться привязными ремнями.

7.7.3 Плечевые ремни

Плечевые ремни предназначены для защиты верхней части тела, особенно головы, от удара о твердые предметы внутри самолета. Плечевые ремни значительно увеличивают защиту экипажа самолета любого типа, гражданского и военного, в случае вынужденной посадки на землю или на виду, во время которой действуют сильнее перегрузки. В этом случае плечевые ремни были бы полезными и для пассажиров. Однако на пассажирских самолетах плечевые ремни для пассажиров могут не понадобиться, если безопасность в этом отношении будет обеспечена самой конструкцией кабины и сиденья.

Значение плечевых ремней возрастает с увеличением серьезности аварии. При сравнительно легких авариях плечевые ремни предохраняют голову даже от слабых ушибов. В любом случае плечевые ремни будут обеспечивать наиболее эффективную защиту только тогда, когда их замки надежно запираются, а сами ремни достаточно прочны, чтобы выдержать перегрузки в момент аварии.

В 30% случаев аварий, во время которых пассажиры могли бы при наличии плечевых ремней остаться невредимыми, пассажиры получают сильные и часто смертельные ранения головы и верхней части тела в результате ударов о твердые предметы. Плечевые ремни, однако, не требуются, если впереди сиденья пассажира имеется свободное от препятствий пространство, равное по длине высоте туловища от бедер до верхней части головы плюс величина растяжения привязных ремней. Ширина необходимого свободного от препятствий пространства впереди сиденья пассажира при умеренных перегрузках должна быть равна примерно 1 м.

Анализ аварий самолетов показывает, что если пассажиры, и особенно члены экипажа, в необходимых случаях пользуются плечевыми ремнями, то количество жертв при авариях снижается и телесные повреждения являются менее серьезными.

Для того чтобы заставить некоторые неохотно идущие на это авиационные компании оборудовать свои самолеты плечевыми ремнями, необходимо предпринять следующее: 1) убедить летный состав и пассажиров в том, что плечевые ремни увеличивают их безопасность; 2) разработать тип плечевых ремней, подобный спроектированному сотрудником Научно-исследовательского института авиационной аварийной травматологии А. X. Хасбруком, который будет пригоден для пилотов гражданской авиации, то есть не будет стеснять их движения при управлении самолетом, и 3) увеличить прочность плечевых ремней и их креплений до такой степени, чтобы они надежно защищали экипаж и пассажиров во всех случаях аварий, когда конструкция кабины пилота и пассажирской кабины остается целой [125].

7.7.4 Лозы, рекомендуемые для членов экипажей при вынужденной посадке на сушу или на воду

Все члены экипажа, присутствие которых в кабине пилота необязательно, в случае вынужденной посадки должны выйти в пассажирскую кабину и принять одно из положений, рекомендуемых для пассажиров данного самолета. Если же по каким-либо причинам (особенности конструкции самолета, отсутствие свободных мест и пр.) эти члены экипажа не могут принять рекомендуемое положение, то они должны действовать следующим образом:

1. Сесть на пол лицом к хвосту самолета, согнуть ноги в коленях, подтянув их к себе, и опереться спиной и головой о неподвижную опору. Если при этом голова оказывается выше опоры, следует заложить руки за голову и наклонить ее вперед, ближе к коленям, удерживая ее в таком положении, или

Лечь на пол головой к хвосту самолета и опереться ногами о неподвижную опору, слегка согнув ноги в коленях. Если в кабине слишком много людей и не хватает места, чтобы все могли опереться о неподвижную опору, то некоторым придется сесть на пол лицом к хвосту и опереться спиной о поджатые ноги сидящего сзади, притянув голову руками ближе к коленям.

В самолетах, оборудованных специальными аварийными ремнями, можно использовать последние в качестве опоры.

4. Командир корабля и второй пилот должны пристегнуться привязными и плечевыми ремнями, если они имеются. За пять секунд до удара о землю командир корабля должен предупредить членов экипажа о том, чтобы они приняли соответствующее положение. Необходимо помнить, что принятое перед посадкой положение нужно сохранять, пока самолет не остановится окончательно, так как за первым ударом самолета о землю могут последовать другие [33].

Выносливость человека в отношении ударных перегрузок.

Одним из важнейших факторов, влияющих на силу удара самолета о землю, а следовательно и на степень тяжести его последствий для самолета и находящихся в нем людей, является угол встречи самолета с землей при ударе. Если он менее 18°, то самолет, как правило, делает рикошет, вследствие чего сила удара уменьшается. При угле встречи 18--30°, как показывает опыт, самолет может быть поврежден, но пассажиры часто остаются невредимыми. При ударе самолета о землю под углом более 30° перегрузки будут очень большими вследствие малого расстояния, на котором происходит погашение скорости самолета. В этом случае, как правило, человеческие жертвы особенно велики.

Привязные ремни удачной конструкции, правильно надетые и плотно пристегнутые у бедер, не причиняют человеку вреда даже при 20-кратной перегрузке.

Надежная защита головы является одной из важнейших проблем. Это особенно важно в отношении пилотов, поскольку именно от них зависит благополучный исход вынужденной посадки. Большое значение имеет также защита членов экипажа, на плечах которых лежит вся ответственность за эвакуацию пассажиров из самолета после вынужденной посадки [8].

8. Эвакуация пассажиров из самолета после вынужденной посадки

8.1 Общие положения

Основной задачей эвакуации пассажиров и экипажа после вынужденной посадки самолета на землю или на воду является быстрейшее удаление из самолета всех людей с целью сохранения их жизни. Одним из наиболее важных моментов при покидании самолета пассажирами является присутствие при этом членов экипажа, которые имеют достаточный опыт и необходимую тренировку, чтобы провести это мероприятие наиболее успешно. Хотя в настоящее время все больше и больше людей пользуется воздушным транспортом и привыкает к полетам на самолетах, тем не менее даже самый опытный пассажир не может настолько освоиться с обстановкой полета, чтобы вынужденная посадка не вызвала в нем чувства страха, а иногда и паники.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.