Рефераты. Анализ транспортной инфраструктуры на примере Тюменской области

только 58% аэродромов имеют взлетно-посадочную полосу с искусственным покрытием, остальные аэродромы имеют грунтовые ВПП;

70% взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием были построены более 20 лет назад, из них за последние 10 только на 24% ИВПП лет проводилась реконструкция. Срочного проведения реконструкции требует 12% взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями, 18% взлетно-посадочных полос с грунтовым покрытием требуют проведения капитального ремонта; только 48% аэродромов оборудованы системой светосигнального оборудования, 14% систем светосигнального оборудования требует замены; физическое и моральное старение основных производственных фондов аэропортов продолжается на фоне роста цен на аэродромное и аэропортовое оборудование, аэропортовую технику, авиационное топливо. В настоящее время средний уровень обеспеченности аэропортов основными производственными комплексами составляет по аэродромным, пассажирским и грузовым комплексам 95%, объектам технического обслуживания -- 53%, объектам топливообеспечения -- 85%; 90% объектов, включая взлетно-посадочные полосы, по данным бухгалтерского учета имеют полный износ основных фондов. Объекты выведены из налогообложения и по ним не начислялась амортизация на воспроизводство имущества.

В России 60% внешнеторгового грузооборота осуществляется с участием морского транспорта. Развитие морской инфраструктуры является одним из важнейших факторов эффективной интеграции России в мировую транспортную систему. На сегодняшний день основные портовые мощности эксплуатируются на пределе своих возможностей.

Существующие специализированные и универсальные комплексы, построенные в 50-60 годах прошлого века, не удовлетворяют современным требованиям в части: недостаточных глубин на портовых акваториях, поскольку за прошедший период сменилось три поколения морских судов; несоответствия длины причалов линейным размерениям судов, работающих на тихоокеанском бассейне; многолетней ориентации в развитии портовых мощностей на перевалку экспортных грузов, что привело к дефициту портовых мощностей, ориентированных на импортное направление. Особенно это сказывается на возможности обработки контейнерных и накатных грузов; слабой организации функционирования и недостаточной технической оснащенности таможенных и пограничных органов в пунктах пропуска через государственную границу, что существенным образом сказывается на времени обработки грузов. [5]

В последнее время довольно большое внимание государства было направлено на развитие и поддержание транспортной инфрастуктуры России. Точнее, соответствующая

Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» была принята еще в 2001 году, однако реально задача развития, а не поддержания транспортной инфраструктуры РФ была поставлена В.Путиным в ноябре 2007 года на заседании президиума Госсовета.

Более того, в феврале 2008 года первый вице-премьер РФ С.Иванов заявил, что ФЦП «Модернизация транспортной системы России» будет продлена еще на 7 лет до 2015 года. Изменения в программу планируется внести к маю 2008 года. В апреле 2008 года Д.Медведев на совещании по инвестиционным программам и развитию дорог России о том, что программу по развитию транспортной системы на 2010-2015 года заявил необходимо обновить, а инвестиционные расходы бюджета на качественную модернизацию

Развитие транспортной инфраструктуры России транспортной и социальной инфраструктур на 2009 и 2010 годы должны быть увеличены.

Стоит отметить, что на данный момент инвестиции в данную отрасль на 2009-2010 годы определены в размере 620,7 и 445,7 млрд. руб. При этом, в стратегию развития транспортной инфраструктуры РФ будет ежегодно вкладываться около 4,8% ВВП (из них только 2,2% ВВП - госинвестиции).

На первом этапе (2002-2007 годы) развитие Реализация ФЦП рассчитана на 2 транспортной системы было ориентировано на более эффективное использование имеющихся мощностей. На втором этапе (2008-2010 годы) должно быть обеспечено ускоренное развитие транспортной системы, направленное на значительное повышение эффективности и качества транспортного обслуживания, как это предусмотрено «Стратегией развития транспорта до 2010 года».

В частности, согласно Программе, на железнодорожном транспорте предусматривается:

поэтапное обновление и модернизация основных производственных фондов, повышение безопасности движения и качественного обеспечения платежеспособного спроса на перевозки пассажиров и грузов; внедрение информационно-управляющих систем, модернизация устройств автоматики, телемеханики, связи и энергоснабжения;

рационализация взаимодействия с другими видами транспорта, развитие мультимодальных перевозок и совершенствование информационного обеспечения и др. Для решения поставленных в подпрограмме задач должны быть построены или реконструированы 1,7 тыс. км железнодорожных линий, построены 2,7 тыс. км дополнительных главных путей;

электрифицированы 3,4 тыс. км железнодорожных линий; построены или и модернизированы устройства автоблокировки на 1,4 тыс. км железнодорожных линий и др.

В дорожном хозяйстве предусматривается: увеличить протяженность автомобильных дорог до 611,1 тыс. км и дорог высших (I и II) общего пользования (в действующей классификации) категорий до 36 тыс. км; довести удельный вес протяженности федеральных автодорог, соответствующих нормативным требованиям, с 39 до 55 процентов, территориальных дорог

- с 20 до 30 процентов и др. Для достижения поставленных в подпрограмме задач должны быть построены, реконструированы или модернизированы 6,1 тыс. км федеральных, 43,7 км муниципальных автомобильных дорог; более 3,1 тыс. тыс. км территориальных и 8,1 тыс. населенных пунктов должны быть обеспечены постоянной связью по дорогам с твердым покрытием; отремонтированы (в том числе капитально) 45,3 тыс. км федеральных, 197 тыс. км территориальных и 137 тыс. км муниципальных автомобильных дорог.

Таким образом, государство собирается вложить в развитие транспортной инфраструктуры немалые средства. Однако непрозрачность процесса реализации проектов ставит эффективность предлагаемых мер под вопрос. Кроме того, не до конца очевидно распределение обязанностей между федеральным и региональным уровнями, так как в ряде субъектов федерации существуют собственные программы развития транспортной согласовывать с соседними территориями, чтобы инфраструктуры, которые необходимо избежать неравномерного развития отрасли. [1]

Глава 2. Анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области

2.1 Характеристика транспортной инфраструктуры

Тюмень была поставлена на древней караванной дороге из Средней Азии в Поволжье, на так называемом «Тюменском волоке», за который шла вековая борьба кочевников южной Сибири. Водные артерии связывали Тюмень с землями Крайнего Севера и далёкого Востока. Первоначальное население города соответствовало его пограничному положению. Первое место среди жителей Тюмени принадлежало служилым людям: боярам, стрельцам, казакам. В первые годы город подвергался нападениям татар и калмыков. В Тюмени находилась первая в Сибири Ямская слобода, основанная в 1605 году. Постепенно, с исчезновением военной угрозы, первоочередным занятием горожан становятся ремёсла. Широкого развития достигло кузнечное, колокольное, кожевенное производство.

В XIX веке одновременно с упадком Тобольска город входит в полосу расцвета. Особый импульс его развитию придало проведение через город Транссибирской магистрали. Неслучайно граф Посьет, настоявший на тюменском маршруте железной дороги, был удостоен звания почётного гражданина города.

Начиная с 1918 года Тюмень претендует и на административные функции, окончательно закреплённые за нею в 1944 году созданием Тюменской области. В годы Великой Отечественной войны значительно вырос и промышленный потенциал города за счёт эвакуированных из Европейской части СССР предприятий. Любопытно, что в Тюмень в годы войны было эвакуировано также тело Ленина; функции Мавзолея временно исполняло здание нынешней Тюменской государственной сельскохозяйственной академии.

После открытия в Тюменской области в 1960-х годах крупных месторождений нефти и газа вся жизнь города была подчинена выполнению нефтесервисных и транспортных функций, необходимых для обеспечения потребностей Тюменского Севера. [18: http://tumenn.ru/]

Область расположена на перекрестке важнейших транспортных коридоров, идущих с Запада на Восток и связывающих регионы Европейской части России, Урала с Сибирью и Дальним Востоком, и с Севера на Юг, связывающих северные автономные округа - крупнейшие районы добычи нефти и газа - с остальными регионами РФ и обеспечивающие выход на страны Центральной Азии.

На территории области развит железнодорожный, автомобильный транспорт, расположена сеть магистральных нефте- и газопроводов, имеются продуктопроводы по поставке ШФЛУ (углеводородное сырье) на Тобольский нефтехимический комбинат из северных автономных округов и по поставке нефтепродуктов, соединяющий г. Тюмень с сетью нефтепродуктопроводов компании «Транснефтепродукт». Реки Обь-Иртышского речного бассейна (Тура, Тобол, Иртыш) с развитой портовой инфраструктурой обеспечивают выход на Северный Морской путь. В Тюмени расположен международный аэропорт «Рощино».

Через территорию современной Тюменской области исторически проходили важнейшие транспортные пути по которым осуществлялось освоение и заселение Сибири и Дальнего Востока. В конце XIX-начале ХХ века была построена Транссибирская железнодорожная магистраль, прошедшая по территории области. С середины ХХ века началось формирование сети автомобильных дорог. [6]Транспортная инфраструктура

· Область является перекрестком дорог, идущих с Запада на Восток, с Юга на Север.

Основные автомобильные магистрали:

· Дорога «Москва-Владивосток», которая войдет в формирующийся транснациональный коридор «Берлин-Пекин»;

· Федеральная автомобильная магистраль, соединяющая юг Тюменской области с ХМАО-Югра и ЯНАО.

Грузооборот крупных и средних предприятий автомобильного транспорта Тюменской области в первом полугодии 2007 года составил 61,2 млн. тонно-км.

- Реки Обь-Иртышского речного бассейна с развитой портовой инфраструктурой обеспечивают выход на Северный Морской путь.

- В Тюменской области расположены 2 речных порта - в г. Тюмени и в г. Тобольске, второй из которых выполняет главную роль в системе речных пассажирских и грузовых перевозок между севером и югом области.

- Общий грузовой оборот Тобольского речного порта составил около 3 млн. тонн в 2007 г. Порт имеет 8 механизированных причалов протяженностью 800 м, оборудованных 23 портальными кранами. Общая площадь крытых складов составляет более 7 000 м2, открытых - более 45 000 м2.

- Навигация составляет 6 месяцев в году.

- На территории Тюменской области, включая автономные округа, функционируют 5 международных аэропортов.

- Международный аэропорт «Рощино» в г. Тюмени выступает в роли узлового регионального аэропорта для связи Севера и Юга области. Кроме того, географическое положение его благоприятно для промежуточных посадок самолетов на магистральных маршрутах Европа - Китай, Европейская часть России - Дальний Восток, Сибирь.

- Тюмень в железнодорожной сети области выполняет роль связующего звена между севером и югом области, через город также проходит северная ветка транссибирской магистрали, связывающая Центральную часть России с Сибирью и Дальним Востоком.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.