Рефераты. Взаимоотношения русской и зарубежной православной церквей в наши дни

Созданный в соответствии с этим Указом Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей возглавил один из старейших и самых авторитетных иерархов того времени митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), который в 1917 году был одним из трех кандидатов на Патриарший престол. Тогда он набрал больше всех голосов, но поскольку избрание Патриарха осуществлялось не по голосованию, а по жребию, Патриархом был избран митрополит Тихон (Беллавин), по количеству голосов остававшийся на последнем месте.

После опубликования в 1927 г. Декларации заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия Страгородского Архиерейский Синод РПЦЗ разорвал общение с церковным управлением в России, сохранив его только с катакомбными общинами - Никольский Н. М. История русской церкви. Изд. 3-е. М., 1983. С. 99..

Русская Православная Церковь Заграницей управляется Архиерейским Синодом, первым председателем которого был митрополит Антоний (Храповицкий). Затем на этом посту его сменяли митрополиты Анастасий (Грибановский) и Филарет (Вознесенский). Летом нынешнего года был отправлен на покой последний первоиерарх Зарубежной Церкви - митрополит Виталий (Устинов), после чего, по мнению архиереев РПЦЗ, возникла необходимость созвать в октябре 2001 года Архиерейский Собор.

25 октября 2001 г. Архиерейским Синодом РПЦЗ Первоиерархом Церкви изьран архиепископ Лавр (Шкурла).

Согласно Положению о Русской Православной Церкви заграницей (от 1956 года) высший орган церковного законодательства, управления, суда и контроля для Русской Православной Церкви заграницей есть Собор Епископов, созываемый по возможности ежегодно, согласно церковным канонам.

Председатель Собора Епископов и Архиерейского Синода -- Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей в сане Митрополита, избираемый Собором пожизненно; члены Собора суть все архереи, входящие в состав Русской Православной Церкви заграницей (пр. 8 Положения). В круг ведения Собора Епископов, среди прочего, также входит избрание двух Заместителей Первоиерарха, являющихся вице-председателями Синода, двух членов Архиерейского Синода и двух заместителей членов Синода (пр. 11 Положения). В случае особой надобности Первоиерарх вместе с Архиерейским Синодом созывают Всезарубежный Церковный Собор, состоящий из епископов и представителей клира и мирян. Постановления таких Всезарубежных Церковных Соборов имеют законную силу и приводятся в исполнение только по утверждении их Собором Епископов под председатальством Первоиерарха (пр. 12 Положения).

Священный Архиерейский Синод является исполнительным органом Собора и состоит из Председателя (Первоиерарха), двух его Заместителей и четырёх членов Синода, из которых два избираются Собором на междусоборный период и два вызываются из епархии на четырёхмесячный срок в порядке очереди, а также двух их заместителей, вызываемых в заседание Архиерейского Синода по усмотрению Председателя (пр. 16 Положения).

Подписанный 17 мая 2007 года Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ предусматривает, что Первоиерарх РПЦЗ, избираемый её Архиерейским Собором, подлежит утверждению Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Московского Патриархата. Кроме того, согласованию с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом подлежат решения об образовании или упразднении епархий, входящих в РПЦЗ; избрание Архиерейским Собором или Архиерейским Синодом РПЦЗ архиереев утверждается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом.

Вышестоящая инстанция церковной власти для РПЦЗ -- Поместный и Архиерейский Соборы Русской Православной Церкви, в число членов которых входят архиереи РПЦЗ, а применительно к первому -- также представители клира и мирян РПЦЗ.

В настоящее время РПЦЗ объединяет за пределами России около полумиллиона последователей, проживающих более чем в 30 странах. Наибольшее их количество в США, Австралии, Германии, Канаде и Франции. В юрисдикции РПЦЗ 19 архиереев, около 600 священнослужителей (священников и диаконов), 16 епархий, 39 монастырей и скитов, 454 прихода.

В 1990 году открытые приходы РПЦЗ появились на территории России (первоначально в Суздале, где в юрисдикцию РПЦЗ перешел со своей паствой архимандрит Валентин (Русанцов), в 1991 году рукоположенный в РПЦЗ во епископа, в 1996 году лишенный сана и ныне возглавляющий юрисдикцию Российской Православной (Автономной) Церкви с центром в Суздале).

На территории России и Украины в настоящее время РПЦЗ имеет несколько епархий, четырех епископов, духовную семинарию в Одессе. Основной центр духовного образования в РПЦЗ - Свято-Троицкая семинария в Джорданвилле (США). Выпускаются периодические издания "Православная Русь", "Церковная жизнь", "Православная жизнь", "Русский пастырь", ряд епархиальных периодических изданий на русском и английском языках.

Таким образом, мы можем говорить о вероисповедальном единстве РПЦ и РПЦЗ и юридической обособленности РПЦЗ (до 2007г.).

1.2 История взаимоотношений церквей

За семьдесят лет коммунистического огромное число русских эмигрировало за Границу в разное время. Обосновываясь в разных странах, русские православные строили храмы, учреждали приходы, создавали просветительские и благотворительные учреждения. В эмиграции находилось много иерархов и священников, и с 1920х гг. встал вопрос о каноническом положении русских православных приходов за границей - Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., - 2002. С. 112.

Вскоре после прихода большевиков к власти в России началась гражданская война (1918--1920). Россия разделилась на два враждующих лагеря -- красных и белых, и Русская Православная Церковь распалась на две части, поделенные линией фронта. В общей неразберихе братоубийственной войны патриарх Тихон 25 сентября 1919 г. призвал духовенство воздерживаться от участия в политических распрях. Для поддержания жизнеспособности Церкви патриарх Тихон допустил в ноябре 1920 г. учреждение временных церковных Управлений на территориях, находившихся под контролем Белой армии.

В 1919 г. в Новочеркасске состоялся Церковный собор (впоследствии перенесенный в Ставрополь), на котором было образовано Временное высшее церковное управление юга России. В 1920 г. в Крыму также было учреждено Временное церковное управление. Когда Белая армия была вынуждена оставить сначала Северный Кавказ, а затем Крым, руководство этих временных церковных управлений оказалось вместе с эмигрантами в Константинополе, где в декабре 1920 г. Вселенская патриархия разрешила создать временное Высшее Церковное Управление Русской Церкви за границей. Вскоре эта временная структура церковного управления переместилась в Югославию, и в ноябре 1921 г. митрополит Антоний (Храповицкий) созвал в Сремских Карловцах Всезаграничный церковный собор, в котором приняли участие епископат, духовенство, представители приходов и видные деятели политических партий, оказавшиеся в эмиграции в результате гражданской войны. Этот собор реорганизовал Высшее Церковное Управление по образцу Московского Патриаршего Управления. На соборе были также приняты определения политического, в частности -- монархического, характера, несмотря на протесты значительной части участников, в числе которых был и митрополит Евлогий - Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., - 2002. С. 118.

В мае 1922 г. находившийся под арестом патриарх Тихон своим указом распустил Высшее Церковное Управление Русской Церкви за границей и назначил митрополита Евлогия (Георгиевского) временно управляющим всеми приходами Русской Церкви в Западной Европе. Не желая вступать в конфликт с руководством Русской Православной Церкви, оказавшиеся в эмиграции иерархи выполнили распоряжение патриарха Тихона, но сохранили центральное управление Церкви в эмиграции: митрополит Евлогий возглавил приходы Русской Православной Церкви в Западной Европе, а в сентябре 1922 г. Высшее Церковное Управление Русской Церкви за границей было распущено, и вместо него был учрежден Архиерейский Синод Русской Церкви за границей под председательством митрополита Антония (Храповицкого).

Так возникла Зарубежная Русская Православная Церковь.

Архиерейский Синод продолжал считать себя зарубежной частью Русской Православной Церкви, и все его определения начинались словами: "По благословению патриарха".

После смерти патриарха Тихона в 1925 г. Архиерейский Синод признал полномочия митрополита Крутицкого Петра (Полянского). Но все попытки заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) наладить отношения с Архиерейским Синодом оказались безуспешными Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., - 2002. С. 119.

Из всех иерархов, входивших в состав Архиерейского Синода Русской Церкви, только митрополит Евлогий (Георгиевский) и митрополит Платон (Рождественский) были канонически утверждены патриархом Тихоном, что давало им моральное право на некоторую автономию внутри Зарубежной Русской Православной Церкви. В 1926 г. собор епископов Зарубежной Русской Православной Церкви лишил митрополита Евлогия этой автономии. Такое решение привело к окончательному разрыву митрополитов Евлогия и Платона с Архиерейским Синодом Русской Церкви. Так возник раскол в хрупкой структуре Зарубежной Русской Православной Церкви. Приходы, верные митрополитам Евлогию и Платону, последовали за своими архипастырями и вышли из ее состава - там же. С. 120-121.

В поиске компромисса с советской властью митрополит Сергий (Страгородский) издал в 1927 г. документ Временного Патриаршего Синода (так называемую "Декларацию митрополита Сергия"), где говорилось о лояльности Русской Православной Церкви к советскому государству. Одновременно митрополит Сергий потребовал такой же лояльности от зарубежных частей Русской Православной Церкви. Среди эмиграции этот документ и в особенности требование лояльности вызвали недоумение и возмущение, и Архиерейский Синод Русской Церкви окончательно порвал с Русской Православной Церковью. С этого времени он становится самостоятельным органом высшей церковной власти.

Митрополит Антоний (Храповицкий), возглавлявший Архиерейский Синод Русской Церкви за границей до своей смерти в 1936 г., родился в 1863 г. в Новгородской губернии. Еще в детстве в нем обнаружилась склонность к книгам духовного содержания, и это обусловило его поступление после гимназии в С.-Петербургскую духовную академию, которую он окончил в 1885 г. В 1889 г. архимандрит Антоний был назначен ректором С.-Петербургской духовной академии, а в 1897 г. он был возведен в сан епископа. Благодаря своим ученым трудам, проповедям и авторитету среди церковной молодежи епископ Антоний вскоре стал пользоваться влиянием в Русской Православной Церкви. С 1900 г. епископ (с 1906 г.-- архиепископ) Антоний возглавлял Уфимскую, Волынскую и Харьковскую епархии и повсюду прилагал немало усилий к обустройству церковной жизни и пользовался неизменной любовью и уважением православного народа. После убийства митрополита Владимира (Богоявленского) в 1918 г. архиепископ Антоний стал митрополитом Киевским. При выборе патриарха на поместном соборе Русской Православной Церкви митрополит Антоний получил наибольшее число голосов, но выбранным по жребию оказался митрополит Московский Тихон (Белавин) Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., - 2002. С. 128.

Перед смертью митрополита Антония его посетил митрополит Евлогий. Оба митрополита попросили прощения друг у друга и помирились, но, к несчастью, это примирение не распространилось на их паству, и Русская Церковь за границей осталась разделенной на разные юрисдикции. После смерти митрополита Антония первоиерархом Зарубежной Русской Православной Церкви был избран митрополит Анастасий (Грибановский), при котором Архиерейский Синод переместился в Америку. После смерти митрополита Анастасия первоиерархами Зарубежной Русской Православной Церкви стали митрополит Филарет (Вознесенский) и Виталий (Устинов).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.