Рефераты. Взаимоотношения русской и зарубежной православной церквей в наши дни

Взаимоотношения русской и зарубежной православной церквей в наши дни

Тема:

Взаимоотношения русской и зарубежной православной церквей в наши дни

Содержание

Введение

Глава 1. История взаимоотношений русской и зарубежной православной церквей

1.1 Понятие и характерные черты РПЦ и РПЦЗ

1.2 История взаимоотношений церквей

Глава 2. Состояние проблемы взаимоотношений русской и православной церквей на современном этапе

2.1 Значение объединения церквей в 2007 г.

2.2 Дальнейшие пути взаимоотношений РПЦ и РПЦЗ

Заключение

Список литературы

Введение

Высокая духовность во все времена отличала русских людей. Немаловажную роль в становлении этого элемента ментальной структуры русского народа сыграла православная вера. Русская православная церковь пережила на своём веку немало сложных периодов, начиная от раскола на старообрядцев и новообрядцев до гонений большевиков, от взрыва интереса и повсеместной популяризации в 90-х годах прошлого века до знаменательного объединения с зарубежной русской православной церковью. И во все времена именно русская православная церковь являлась тем связующим звеном, которое обеспечивало духовное единство русского народа и способствовало укреплению территориального единства нашей страны.

17 мая 2007 года произошло долгожданное событие - объединение русской православной церкви (РПЦ) и зарубежной русской православной церкви (РПЦЗ). Значение данного события неоценимо, ведь христианство как мировая религия никогда не представляло собой единой организации и внутри каждой из христианских церквей существовали свои направления.

Кроме того, объединение РПЦ и РПЦЗ событие, произошедшее, сравнительно недавно, поэтому вызывает немалый интерес как среди учёных-историков, так и у неспециалистов.

В научной исторической литературе особенности взаимоотношений РПЦ и РПЦЗ представлены фрагментарно, в основном, в рамках исследований внешней политики российского государства.

Перечисленные факторы позволяют говорить об актуальности заявленной проблематики.

Обоснование актуальности данной темы позволяет нам сформулировать цель настоящего исследования.

Цель исследования: рассмотреть взаимоотношения русской и зарубежной православной церквей.

Объект исследования: исторический процесс взаимоотношений русской и зарубежной православной церквей.

Предмет исследования: состояние взаимоотношения русской и зарубежной православной церквей на современном этапе.

Достижение заявленной цели возможно посредством решения ряда задач:

1. Дать понятие и определить структурные характеристики РПЦ и РПЦЗ.

2. Рассмотреть процесс взаимоотношений РПЦ и РПЦЗ в исторической ретроспективе.

3. Выявить значение объединения русской и зарубежной православной церквей.

4. Рассмотреть возможные пути дальнейших взаимоотношений РПЦ и РПЦЗ.

Формулировка целей и постановка задач исследования предопределила структуру данной работы.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав (в каждой из которых представлены по 2 параграфа), заключения и списка литературы.

Глава 1. История взаимоотношений русской и зарубежной православной церквей

1.1 Понятие и характерные черты РПЦ и РПЦЗ

Прежде всего, следует подчеркнуть, что никаких догматических отличий в вероучении и практике Русской Православной Церкви Заграницей от вероучения и практики Русской Православной Церкви никогда не было. Это связано с тем обстоятельством, что её руководство всегда видело своей наипервейшей задачей сохранение православного вероучения и практики в неизменности и чистоте. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть функционирование РПЦ и РПЦЗ с точки зрения особенностей её структуры.

Современная структура Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), порядок формирования её центральных и местных органов управления, их полномочия определены Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским собором 16 августа 2000 с поправками, принятыми 27 июня 2008 года на Архиерейском Соборе. Устав Русской Православной Церкви -- строго внутренний документ, не регистрировавшийся в Минюсте РФ, а посему ничтожный с точки зрения действующего законодательства. По мнению протоиерея Павла Адельгейма (РПЦ) и других, Устав РПЦ 2000 года в ряде своих положений противоречит как действующему российскому законодательству, так и церковному праву.

Ныне действующий, зарегистрированный в минюсте при перерегистрации религиозных объединений в соответствии с новым Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (см. пункт 4 статьи 27 Закона)], Гражданский Устав РПЦ нигде не публиковался (Гражданский Устав РПЦ (1991), зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 30 мая 1991 года, был опубликован "Журнале Московской Патриархии").

Устав определяет Русскую Православную Церковь как "многонациональную Поместную Автокефальную Церковь, находящуюся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами" - Устав Русской Православной Церкви. - М., 2000.

Входящие в Русскую Православную Церковь Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, Духовные учебные заведения, представительства и подворья канонически составляют Московский Патриархат.

В канонической зависимости от РПЦ находятся автономные Японская Православная Церковь и Китайская Православная Церковь; последняя фактически прекратила своё существование в конце 1960-х годов.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями -- каждый в своей компетенции - там же..

Поместный Собор созывается в сроки, которые определяются Архиерейским собором или в исключительных случаях Патриархом и Священным Синодом, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Собор решает все вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви и избирает Патриарха - там же.. Созван в январе 2009.

Архиерейский Собор составляют все правящие епископы Церкви, а также викарные епископы, возглавляющие Синодальные учреждения и Духовные Академии; по Уставу, созывается не реже одного раза в четыре года; является церковным судом высшей инстанции: в частности, первой и последней инстанцией по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха Московского и всея Руси - Устав Русской Православной Церкви. - М., 2000.

Патриарх -- Предстоятель Церкви имеет титул "Святейший Патриарх Московский и всея Руси". Ему принадлежит "первенство чести" среди епископата Русской Православной Церкви. Имя Патриарха возносится во время богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви - там же..

Являясь прямо и непосредственно правящим епископом города Москвы (Московская область находится в непосредственном управлении Патриаршего Наместника -- митрополита Крутицкого и Коломенского), Патриарх обладает определёнными общецерковными административными полномочиями: "вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях -- Поместные Соборы, и председательствует на них; <…> заседания Священного Синода; несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода; <…> издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей Синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров Духовных школ и иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом <…>; награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями; награждает клириков и мирян церковными наградами; утверждает присуждение учёных степеней и званий <…>". Патриарх -- Священноархимандрит (Настоятель) Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а также ряда других монастырей, имеющих статус Патриарших ставропигий" - там же..

В части внешних сношений Патриарх "сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени; представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления" - Устав Русской Православной Церкви. - М., 2000.

Сан Патриарха является пожизненным кандидатом для избрания в Патриархи может быть только архиерей (епископ) Русской Православной Церкви не моложе 40 лет, имеющий высшее богословское образование и достаточный опыт епархиального управления; вопрос гражданства (подданства) Уставом не оговорён. Право суда над Патриархом, а также решение об уходе его на покой принадлежит Архиерейскому Собору[33]. В случае кончины Патриарха или невозможности выполнения им своих обязанностей (уход на покой, нахождение под церковным судом и т. п.) Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя патриаршего престола. Процедура избрания Местоблюстителя устанавливается Священным Синодом.

Московская Патриархия -- учреждение Русской Православной Церкви, объединяющее структуры, непосредственно руководимые Патриархом - там же..

Священный Синод состоит из председателя -- Патриарха (Местоблюстителя), семи постоянных и пяти временных членов -- епархиальных архиереев.

Постоянные члены Священного Синода суть следующие иерархи (по кафедре или должности):

· митрополит Киевский и всея Украины

· митрополит Минский и Слуцкий -- Патриарший Экзарх всея Белоруссии

· митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

· митрополит Крутицкий и Коломенский

· митрополит Кишинёвский и всея Молдовы

· Председатель Отдела внешних церковных связей

· Управляющий делами Московской Патриархии - Устав Русской Православной Церкви. - М., 2000.

Русская Православная Церковь Заграницей как юрисдикция, объединяющая епископов Русской Церкви, оказавшихся в эмиграции, была создана в 1924 г. в Сремских Карловцах (Сербия). Каноническим основанием для ее создания был Указ св. Патриарха Тихона 362 от 7/20 ноября 1920 года.

Указ предусматривал, что "в случае, если епархия вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т.п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление во главе с Святейшим Патриархом почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства, или митрополичьего округа, или еще иначе).

Попечение об организации Высшей Церковной Власти для целой группы... епархий составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану Архиерея... В случае невозможности установить сношения с Архиереями соседних епархий и впредь до организации высшей инстанции церковной власти, епархиальный Архиерей воспринимает на себя всю полноту власти, предоставленной ему церковными канонами, принимая все меры к устроению местной церковной жизни и, если окажется нужным, к организации епархиального управления, применительно к создавшимся условиям, разрешая все дела, предоставленные канонами архиерейской власти, при содействии существующих органов епархиального управления (Епархиального Собрания, Совета и проч. или вновь организованных); в случае же невозможности составить вышеуказанные учреждения - самолично и под своею ответственностью" - Никольский Н. М. История русской церкви. Изд. 3-е. М., 1983. С. 96..

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.