Рефераты. Возникновение и эволюция христианства

Филон Александрийский дал личностное понимание Бога. Харак-теристика Бога как личности была существенным шагом вперед в на-правлении формирования христианского мировоззрения, но еще оста-валась проблема понимания преодоления пропасти между Богом и ми-ром. Необходимо было ввести опосредующие силы. Для этой цели Филон использует одно из центральных понятий античной филосо-фии -- понятие Логоса. Так же как и в античной философии, Логос -- это мировой порядок, красота и гармония. Это закон, приводящий все разнообразие вещей к единству. Но в отличие от античной философии, Логос у Филона выступает как сотворенный Богом дух, который пер-воначально есть божественный разум. В представлении Филона о Логосе недоставало лишь отождествления его с мессией -- Христом. Логос, отождествленный с Христом, появится вскоре после смерти Фи-лона в Евангелии от Иоанна: "Вначале было Слово (в греческом под-линнике Логос) и Слово было у Бога и Слово было Бог" (Ион,1,4). Таким образом, возникает версия, что извечно существовавший Логос воплотился в Иисуса Христа. Иисус Христос интерпретируется как Бог, но понятие "Бог" -- не тождественно понятию "Христос". Между ними существует известное различие, ибо иначе трудно понять смысл земного существования Логоса, его цель и назначение в мире. Бог-Отец невидим, а Логос-Сын должен воплотиться среди людей, чтобы те через него узнали об Отце. Логос Филона как посредник "не изна-чален, как бог, не рожден, как мы, но он посредине этих крайностей, со-впадая с обеими"1. Он, с одной стороны, для людей есть отражение трансцендентного бога, а с другой -- делает возможным отражение людей для бога. В одном случае он есть эманация божества как у сто-иков, в другом -- он в духе платоников является творением бога.

Настроение части высших слоев римского общества, оказавшее немалое влияние на формирование и развитие христианской идеоло-гии, нашло яркое выражение в сочинениях Луция Аннея Сенеки. Сене-ка был стоиком -- представителем философской школы, от которой многое позаимствовал живший несколькими десятилетиями ранее Ци-церон. Тем более характерно различие в политических взглядах этих двух крупнейших представителей римской философской мысли. Цице-рон выступал за активное участие в общественной жизни. Его волно-вали политические конфликты и столкновения в столице и на окраи-нах государства, он выдвигал определенную программу переустройства республики. Обширная переписка Цицерона наглядно свидетель-ствует, сколь бурно он реагировал на текущие политические события. До нас дошло большое количество сочинений Сенеки, в том чис-ле и его письма. Хотя Сенека был воспитателем будущего импе-ратора Нерона и даже одно время стоял у кормила власти, он не проявлял ни малейшего желания участвовать в политической жизни. Он заявлял, что вести судебные процессы, участвовать в политичес-ких интригах и писать прошения -- худшая участь для человека. Мудрец, хоть и обязан трудиться для родины, но должен стремить-ся лишь к самоусовершенствованию, размышлять о божественном и вести тихую, созерцательную жизнь. Даже в ранних произведениях Сенеки, в его "Утешениях", провозглашается бренность земной жиз-ни и настойчиво проводится мысль о том, что смерть является ве-личайшим благом. Он заявляет, что умершие праведники возносят-ся на небеса и ведут там блаженное существование. Основа челове-ческой мудрости в этом бренном мире, единственное средство жить счастливо -- это покорность судьбе. Борьба против ее превратно-стей -- дело, не достойное истинно мудрого человека. Только по-виновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нрав-ственные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общече-ловеческих ценностей зависит не от государственных требований, а всецело от общительности. Под общительностью Сенека понимает признание единства человеческой природы, взаимную любовь, всеоб-щее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных, независимо от социального положения. Сенека в качестве нрав-ственного императива признал "золотое правило морали", которое звучало следующим образом: "Обходись со стоящим ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше"1. Христиан-ству были созвучны постулаты Сенеки о скоротечности и обманчи-вости чувственных удовольствий, необходимости заботы о других людях, самоограничении в пользовании материальными благами, не-допущении разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромности и умеренности в повседневной жизни. Также соответ-ствовали христианскому "духу" и сформулированные Сенекой прин-ципы индивидуальной этики. Личное спасение предполагает строгую оценку собственной жизни, самоусовершенствование, обретение бо-жественного милосердия.

Более всего христианство заимствовало от иудейской религии. После смерти и воскресения Иисуса Христа в Иерусалиме осталась община его последователей во главе с апостолом Петром. Помимо нее к 60-м годам I в. на территории Палестины существовало еще не-сколько раннехристианских общин. Их наличие на данной территории подтверждено данными науки. В 1947 г. недалеко от Мертвого моря (район Вади-Кумран) ученые обнаружили древние свитки, ставшие из-вестными мировой общественности под названием Кумранских руко-писей. Эти рукописи рассказали о поселении иудаистской секты эссе-нов, которая по многим положениям вероучения и культа, а также об-разу жизни была близка к христианству. Общность мировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианстве -- ожидании скорого пришествия Учителя праведности, в эсхатологических (от греч. eschatos -- последний, учение о конце мира) представлениях, в истолковании идеи греховности человека, в обрядности, в организации общин и отношении к собственности. Ар-хеологические раскопки в местах находок кумранских свитков пока-зали, что здесь был центр эссенов. Подтверждается общность имуще-ства у обитателей Кумрана. Мы узнали также, что один из вождей об-щины -- Наставник справедливости -- был казнен еще до римского завоевания в 63 г. до н. э. нечестивым первосвященником, и что эссе-ны верили во вторичное появление этого наставника именно в день падения Иерусалима. Эти верования были распространены в явно не-христианской среде. Однако именно в них содержится наиболее важ-ный элемент легенды об Иисусе.

Без уяснения тесной связи с иудаизмом многое в христианстве бу-дет выглядеть непонятным. Христианство возникает как секта иудаиз-ма. Оно ставит перед собой задачу очистить иудаизм от "вредных" на-слоений, которые привнесли в него книжники и фарисеи, превратившие живое учение в систему косных и автоматических ритуальных дей-ствий. Для книжников и фарисеев буква закона была дороже его сути. Христианское учение развивается в полемике с иудаистскими книжниками и фарисеями, хотя поначалу не претендует на что-то прин-ципиально новое. Вместе с тем в Евангелиях довольно четко обозна-чена линия противопоставления нового учения иудаизму. Эта линия уже отчетливо обозначена в знаменитой Нагорной проповеди Иисуса Христа. Проповедь необычна не только по своей сути, но и по фор-ме. Учитель противопоставляет свое понимание нравственной нормы, долга и счастья всему, что было до Него. Однако он не отменяет, не уничтожает старое, а как бы углубляет и развивает его. Именно чув-ствуя свою связь со всей многовековой традицией, верность ее духу, он мыслит себя самого как ее продолжателя, Творца, а не слепого раба, и выступает от имени всего лучшего, что охраняет традиция, от имени ее святыни, ее Бога. Верность этой святыне дает Ему внутрен-нее право отождествлять себя с ней. И он решительно противопос-тавляет себя букве закона. Через всю проповедь проходит, как рефрен: "Сказано в законе, а Я говорю вам...".

Основное направление в христианском переосмыслении иудаизма состоит в углублении содержательного нравственного начала религи-озного учения, в утверждении ведущей роли принципа любви. "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твое-го. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинаю-щих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас." (Мф. 5.44). Нагорная проповедь -- это, по существу, словесная икона, не норма, а идеал. Начинается она с "заповедей бла-женства". Познавшим блаженство оказывается вовсе не тот, кто дос-тиг "благ земных", а скорее совсем наоборот, тот, кто понял их незна-чительность, недостаточность и полюбил нечто большее.

Первая заповедь блаженства звучит весьма странно: "Блаженны нищие духом". Однако этот парадокс полон внутреннего смысла. Дело в том, что и духовной пищей можно пресытиться, остановиться на достигнутом, на раз и навсегда найденных идеях, ценностях. Поэт, даже истинный, но уверенный, что он лучший на свете, философ, уче-ный, считающий, что он все постиг, -- духовно богаты. Но это и есть то богатство, которому Иисус предпочитает нищету, -- т. е. открытость миру, вечную жажду, ненасыщаемость духовной пищей. Евангельская нищета по существу, очень близка к сократовским словам: "Я знаю только то, что я ничего не знаю".

В Новозаветной проповеди довольно отчетливо прозвучали и со-циальные мотивы: идея равенства всех людей перед Богом, осуждение богатства, насилия, эксплуатации. Особенно явственно социальный мотив прослеживается в откровении Иоанна Богослова -- Апокалип-сисе. Все содержание этого произведения пронизано идеей возмез-дия, которое наступит в час Страшного суда. И этот суд, по мнению автора Апокалипсиса, состоится скоро, еще при жизни этого поколе-ния. Но не следует на основании этих высказываний превращать Но-вый Завет в революционный манифест, а Иисуса Христа объявлять ре-волюционером, как это нередко делали некоторые леворадикальные

богословы в прошлом и в настоящем. Христианство -- это не соци-альное, а прежде всего нравственно-религиозное учение. Иисус Хрис-тос учил: отдайте кесарю кесарево, а Богу -- Богово. Тем не менее, социальные мотивы раннехристианской проповеди оказывали и оказы-вают существенное влияние на общественно-политические движения во всем мире.

Итак, христианство родилось на базе иудаизма, но основной пафос Нового Завета отличен от того, что содержался в Ветхом Завете. Иего-ва -- племенной бог иудеев. Только они принадлежат к избранникам, только их спасением занят грозный еврейский бог. Христос же при-шел на Землю ради спасения всех. И даже больше -- ради несчаст-ных и угнетенных. Христианский Бог -- это Бог всех людей на планете. Идея спасения -- спасения всех -- важнейшая из идей христианства. Именно она вполне современна и необходима в наше многотрудное время. Более того, две тысячи лет назад она была высказана слишком рано. И по-настоящему не была осознана. Объединенная с новыми знаниями, с современным представлением о мире, она может оказать важное влияние на дальнейшие судьбы человечества. Не следует за-бывать об очень современно звучащих идеях Фомы Аквинского, кото-рый еще в XIII в. проповедовал идею спасения не на небесах, а на Зем-ле, где может возникнуть справедливый порядок.

Споры о личности основателя христианства

Сколько существует христианство, столько продолжаются споры о личности его основателя. В конечном счете, споры об Иисусе Хри-сте привели к образованию двух основных школ -- мифологичес-кой и исторической. "Отцом мифологизма" можно считать астро-нома и адвоката Шарля Дюпюи (1742--1807), деятеля французской революции. В своей книге "Происхождение всех культов" Дюпюи утверждал, что Христос -- солнечное божество, а все события его жизни нужно понимать как астральные аллегории. В середине XIX в. немецкий философ-гегельянец Бруно Бауэр (1809--1882), оспаривая историчность Иисуса, утверждал, что христианство возникло вовсе не в Иудее, а в Риме или Александрии. Даже Ф. Энгельс, которого нельзя заподозрить в симпатиях к христианству, признавал, что Бау-эр "хватил через край". "Бауэру, -- писал он, -- пришлось отнести возникновение новой религии на полсотни лет позже, отбросить не согласующиеся с этим сообщения римских историков и вообще по-зволить себе большие вольности при изложении истории... Вслед-этого у Бауэра исчезает и всякая историческая почва для но-шяветных сказаний об Иисусе и его учениках; эти сказания пре-|ращаются в легенды"1. Самый активный пропагандист теории мифа философ Артур Древс (1865--1936) все аргументы против историчности Иисуса суммировал в книге "Миф о Христе". Однако ни один i крупных историков XX в. не поддержал Древса. А. Мень резко нришкует современных продолжателей Древса, которые не выдви-нули, по его словам, ничего нового. Их книги, брошюры, лекции поражают удивительным однообразием аргументов, которые они по-стоянно переписывают друг у друга. Историческая школа считает Иисуса Христа реальной личностью, проповедником новой религии, который сформулировал ряд принципиальных идей, заложивших ос-нову христианского вероучения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Павел и других, непосредственно связанных с Христом евангельской фабулой. Сегодня в распоряжении науки име-ется ряд источников, подтверждающих выводы исторической школы. Главным путеводителем по истории Иудеи I в. являются сочинения Иосифа Флавия (37 -- ок. 100). Иосиф Флавий -- священник, ученый и политический деятель, в молодости руководил боевыми отрядами Галилеи в войне против Рима. Но, попав в плен, он изменил свое от-ношение к восстанию. В книгах "Иудейская война" и "Археология" он проводил мысль, будто восстание -- это дело рук кучки авантю-ристов, сбивших народ с толку. А. Мень пишет, что Иосиф мог замал-чивать и христианство, как замалчивал другие мессианские движения. Однако кое-какие, хоть и краткие, сведения о евангельских событи-ях историк все же сообщает. Он упоминает об Иоанне Крестителе. В "Археологии" есть параграф, специально посвященный Христу, ко-торый всегда вызывал недоумение и споры. Приведем его: "В это время выступил Иисус, человек глубокой мудрости, если только мож-но назвать его человеком. Он творил дивные дела и был Учителем людей, с радостью приемлющих истину, привлекая к себе многих, в том числе и эллинов. Он-то и был Христом. Пилат распял его по доносу наших старейшин. Но те, которые его любили, не отступились от него, ибо он на третий день снова явился им живым, как это и было предсказано боговдохновенными пророками, которые также предвозвестили о нем много чудесных вещей. И до нынешнего дня есть еще люди, называющиеся по его имени христианами". В тече-ние длительного времени данный фрагмент об Иисусе Христе счи-тался позднейшей интерпретацией. Однако найденный в 1971 г. в Египте арабский текст, написанный египетским епископом Агапием в X в., дает все основания полагать, что Флавием описан один из из-вестных ему проповедников по имени Иисус, хотя в этом описании и не говорится о совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не как факт, а как один из многочисленных рассказов на тему. А. Мень приводит и этот текст: "В это время жил мудрый человек, которого звали Иисусом. Образ жизни его был достойным, и он славился своей добродетелью. И многие люди из иудеев и из других народов стали его учениками. Пилат приговорил его к рас-пятию и смерти. Но те, кто стали его учениками, не отреклись от его учения. Они сообщили, что он явился им через три дня после распя-тия и что он был живым. Полагают, что он был Мессией, относитель-но которого пророки предсказывали чудеса"'.

В учебнике "Основы религиоведения" справедливо отмечается, что представители и мифологической, и исторической школы внесли зна-чительный вклад в издание библейских текстов, а также других источ-ников, относящихся к первым векам христианства.

Большинство религиоведов разделяют мнение представителей исторической школы. Христианские источники рисуют Иисуса как ини-циатора исторического движения, у истоков которого стояла палестин-ская первообщина его учеников. О жизни и личности Иисуса эти источники сообщают очень мало, они излагают его слово, учение. Но-сителем этого слова, этого учения предание называет Иисуса, и в выс-шей степени вероятно, что так оно и было в действительности. Мож-но согласиться с теми теологами, которые полагают, что если было по-другому, то это все равно ничего не меняет из сказанного в предании. Мы говорим об Иисусе как о провозвестнике христианского учения, образ которого именно в таком качестве и рисуют христианские ис-точники. Множество публикаций последних полутора столетий о жиз-ни и личности Иисуса -- не более чем вольные "фантазии на тему".

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.