Рефераты. Социальная направленность проповеди

Сравнение с ценностями руководителей ЕХБ

«Проведенные исследования выявши четкую взаимосвязъ между уровнем образования респондентов и предпочтением ими ценностей из «традионалистского» или из «модернистского» кластеров». (Ментальность россиян, с. 82)

33

Говоря о сравнении ценностей руководства церквей ЕХБ с различными группами россиян по образовательному признаку нужно сказать, что из 50 человек - 5 имеют неполное среднее образование; 10 - имеют высшее светское образование; 5 человек - высшее богословское, причем из них 4 человека получили и высшее светское образование.

Анализ полученных данных показывает нам, что служители церкви являются приверженцами консервативного взгляда на жизнь: почти полностью отвергаются ценности факторов «самоосуществление» и «внешний успех» - «законность», «стабильность», «развить способности», «профессионализм», «успех», «процветание», «культура», «достаток» и т.д. Все эти ценности входят в разряд «важных» или «очень важных» для лиц имеющих высшее образ?вание.

Зато поддержкой пользуются ценности лиц с неполным средним образованием: «союз», «порядок», «милосердие», «надежда», «уважение к родителям», «дом», «мир», «равенство», «справедливость».

Как мы видим из полученных результатов, подтвердился тезис авторов методики опроса: «естъ прямая зависимостъ междууровнем образования опрошенных и выбора ими цетостей из «традиционалистского» ши т «модернистского» кластеров». (Ментальность россиян, с. 82). На представленных диаграммах мы видим эту разницу в выборе ценностей.

34

Выводы о направленности проповеди в зависимости от уровня образования

Говоря о возможности социально направленной проповеди к лицам, имеющим различное образование, необходимо отметить, что есть две антагонистические группы: а) имеющие неполное среднее образование и б) имеющих высшее образование. «Интересные данные получены в исследовании С.Г. Вершловского и Л.Н. Лесохиной, в котором рассматривалисъ вопросы влияния образования на отношение молодых людей к труду, зависимости между уровнем образования и гражданскими качествами человека как сознателъной, активной личности. Изучая структуру сеободного времени молодежи и их бюджет, авторы отмечают, что лица с более еысшим уровнем образования болыие затрачивают времени на чтение литературы и отличаются болъшей требователъностъю и самокритичностъю, приобретение жизненного опыта, включая профессиональный, изменяет отношение человека к жизненным ценностям, в том числе и к образованию». (Степанова, с. 131)

Ценности этих групп противоречат друг другу. И если проповедник принадлежит к первой группе, то трудно ожидать, что он сможет духовно окормить лиц из второй группы. Здесь будет влиять и культура, и восприятие мира, и широта взглядов. Проповеднику, принадлежащему ко второй группе, будет легче донести Евангелие до своих слушателей. И чаще всего, он также сможет говорить и к лицам «не обремененным высшим образованием» на их языке, понимая их ценности и цели в жизни, так как имеет более широкие взгляды на многие процессы.

«Несомненно, существует прямая связь между уровнем образования и уровнем интеллектуального развития человека. Так, при сопоставлении уровней развития, памяти, мышления и интеллекта в пяти группах испытуемых, скомпонованных по уровню образования, получены данные, подтверждающие это предположение. В первую группу вошли лища с 8-летним образованием, которые в момент проведения эксперимента нигде не учились, во второй были учащиеся вьтускных классов средней школы, в третъей лица с законченным средним образованием, в четеертой - студенты ВУЗов, е пятой - лица с высшим образованием.

Сопоставление этих групп показало, что лица из первой группы значительно уступают по уровню развития психических функций и интеллекта всем остальным. Между второй и третъей группой различий почти не замечено, как п между четвертой и пятой. Наиболее высокие резулътаты получены в группах студентов и лщ с высшим образованием. (Греков, с.32)

Как мы видели из предшествующего анализа, вопрос о наличии и качестве образования, может послужить барьером в контакте проповедника с аудиторией.

«Спасение, которое ищет интеллектуал, всегда является спасением от «енутренних бед», поэтому оно носит, с одной стороны, более далекий от жизни, с другой - более принципиальный систематически продуманный характер, чем спасение от внешней нужды, характерное для непривилегированных слоев. Интеллектуал ищет возможность придать своей жизни пронизыеающей ее «смысл» на путях, казуистика которых уходит в бесконечностъ, ищет «единства» с самим собой, людъми, Космосом. Именно он превращает концепцию «мира» в концепцию «смысла». (Вебер, с. 206)

«Рожденный в резиновых сапогах», не может рассчитывать на то, что его слово будет авторитетным для людей в лакированных штиблетах. Надеяться на то, что слушатели встанут на позиции проповедующего, можно только в случае если в зале сидят люди его уровня образования или ниже (и то, только если он сможет найти с ними общий язык). Безусловно, учитель должен повышать уровень аудитории, но он должен быть озабочен и собственным возрастанием, в том числе и интеллектуальным. Ведь «даже самые крупные и известные уншерситеты не вправе считатъ, что они выпускают действителъно образованных людей «восприимчивых к образованию», которые хорошо подготовлены к тому, чтобы учитъся в течение всей жизни. Сделатъ это гораздо сложнее, чем просто датъ людям образование». (Кумбс, с. 167)

36

5. Формирование ценностной ориентации в зависимости от места работы

В нашем обществе профессиональная система играет ведущую роль, как для определения статусных групп, так и для определения уровня доходов. Во многих отношениях именно профессиональная принадлежность главы семьи позволяет определить престиж и социальный статус семьи. Каждая профессия, каждая социальная группа, чтобы укрепиться в собственных глазах, создает свою самоутверждающуюся идеологию.(Мендра, с. 299).

5.1 Классификация профессий

Для сравнительного анализа, дифференцирующего выборку по основному занятию респондентов, было вьщелено девять групп: 1. независимый предприниматель; 2. руководитель, управленческий работник; 3. специалист без руководящих функций (со спец. образ.); 4. военнослужащий, МВД, прокуратура; 5. служащий без специального образования; 6. рабочий (в том числе мастер, бригадир); 7. учащийся, студент; 8. пенсионер (неработающий), домохозяйка; 9. безработный, временно нетрудоустроен.

5.1.1. Иерархия ценностей по профессиям

А) В ходе анализа было обнаружено, что наиболее выразительные отличия от других групп фиксируются в группе независимых предпринимателей. Так в их иерархии распространенности ценностей место «свободы», «собственности», «процветания» и «достатка» выше, чем в иерархиях других групп. При этом процент людей, отметивших «свободу», «собственность» и «процветание» как ведущие ценности значимо выше, чем аналогичный процент в болыпинстве групп. В то же время ценность «согласие» занимает более низкое место в иерархии предпринимателей, чем в иерархиях других групп, а ценности «согласие», «справедливость», «духовность» и «созидание» были выбраны значимо меньшим числом предпринимателей, чем соответственно представителями других групп. (Ментальность россиян, с. 86)

37

Б) Группа руководителей в сравнении с другими группами характеризуется более высокими местами в иерархии частости выбора ценностей «труд» и «профессионализм». Ценность «труд» получила в этой группе и наивысший по сравнению с другими группами процент выборов, значимо отличающийся от аналогичного показателя в большинстве других групп. Высокое место «труда» в системе ценностей является, по существу, визитной карточкой данной социальной группы. (Ментальность россиян, с. 87)

В) Своеобразие группы специалистов описывается высоким местом, которые в иерархии распространенности получила ценность «достоинство» и наивысшим по сравнению с другими социальными группами процентом людей в этой группе, выбравших ценность «достоинство» как одну из девяти наиболее важных для них. (Ментальность россиян, с. 87)

Г) Аналогичная ситуация наблюдается в группе военнослужащих и работников силовых структур относительно ценности «культура». Данная ценность занимает здесь наивысшее по сравнению с другими группами место в иерархии и собирает наибольший процент голосов. Одновременно ценность «надежда» занимает наиболее низкое место в иерархии военнослужащих и получает в этой среде наименьший процент голосов. Реже других военнослужащие включили в число девяти ведущих ценностей и ценность «достаток».

Кроме того, своеобразие группы военнослужащих заключается и в наиболее значительном росте процента людей, выбравших как одну из важнейших ценность «мир» (в то время, как в других группах наблюдается снижение важности этой ценности), и наиболее значительном по сравнению с другими группами снижении важности ценности «могущество».

Характерно и то, что только в группе военнослужащих ценность «здоровье» не возглавляет список, как во всех остальных группах, а занимает лишь третье место. (Ментальность россиян, с. 88)

Д) Иерархию группы рабочих от иерархий других социальных групп отличает только относительно высокое место в ней ценности «дом». (Ментальность россиян, с. 88)

Е) Группа учащихся и студентов, видимо, в силу своего возраста, чаще других выбирает «любовь». Данная ценность занимает у них наивысшее по сравнению с другими

38

группами место в иерархии и выбирается в числе важнейших наибольшим процентом респондентов. Одновременно в этой группе наблюдался самый значительный по сравнению с другими рост важности ценности «семья». (Ментальность россиян, с. 88)

Ж) Своеобразие жизненных позиций пенсионеров и домохозяек как социально незащищенных и потому наименее уверенных в себе групп населения отражает наивысшее место в иерархии ценностей «мир», «милосердие» и «согласие». Одновременно среди пенсионеров и домохозяек отмечено наибольшее снижение важности ценности «труд». (Ментальность россиян, с. 88)

5.1.2. Отвержение ценностей в зависимости от профессии

«Одновременно с этим цели: АІ(служитъ Богу), А6(иметъ хорошего друга), А2б(понятъ смъгсл жизни), А40(иметъ верных друзей), А65(не делатъ ошибок в жизни) не важны для достаточно болъшою числа высших руководителей или главных специалистов государственных предприятий;

А50(вести добропорядочную, нравственную жизнь), А64(иметь хороший характер), А 77(обрести чувство гармонии с природой) для руководителей среднего звена любых организаций,

А1б(способствовать развитию общества), А18(бытъ первым), А19(служить Родине), А 35 (заниматься своим делом), А69(прожить яркую жизнь) -- для служащих из числа технического и обслуживающего персонала,

А27(сделать себя таким, каким хочу), АЗІ (получить хорошее образование), А46(заниматъся творчеством), А47(развиваться как личностъ), А53(сделать карьеру) -- для квалифицтрованных рабочих;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.