3.2.4. Самые важные ценности для различных возрастов
Весьма показательна для характеристики особенностей психологии разных возрастных групп и структура «самых важных в настоящее время» ценностей.
Пять первых целей возрастной группы до 25 лет выстроились в следующей иерархии (в порядке убывания важности): А57(иметь хорошую семью), А37(обеспечитъ счастье своих детей), А69(прожить интересную жизнь), А55(иметь материальный достаток), А27(сделать себя таким, каким хочу).
В группе 26-35 лет эта иерархия выглядит следующим образом:
А37(обеспечить счастъе моих детей), А57(иметъ хорошую семъю), А59(иметъ хорошее здоровье), А7(иметъ хорошую работу), А26(понятъ смысл жизни).
В группе 36-45 лет:
А37(обеспечить счастье моих детей), А57(иметь хорошую семью), А59(иметь хорошее здоровье), А7(иметь хорошуюработу), А55(иметь материальный достаток).
В группе 46-55 лет:
А37(обеспечить счастье моих детей), А59(иметь хорошее здоровье), А57(иметь хорошую семью), А32(быть честным человеком), А55(иметь материальнъгй достаток).
В группе 56-65 лет:
А59(иметь хорошее здоровье), А37(обеспечить счастье моих детей), А55(иметь материальный достаток), А20(добиться, чтобы государство заботилось обо мне), А21 (делать добро для других людей).
В группе старше 65 лет:
А59(иметь хорошее здоровье), А57(иметь хорошую семью), А23 (делать добро для других людей), А20(добиться, чтобы государство заботилось обо мне), А50(вести добропорядочную нравственную жизнь). (Ментальность россиян, с. 127)
23
3.2.5, Анализ и выводы
Суммируя, можно отметить, что возрастное снижение важности ценностей касается, в основном факторов: 1 (самоосуществление), 2 (внешний успех), 5 (счастье своих детей), 6 (полноценная жизнь), 10 (понимание своих целей), 11 (семья) и 13 (секс). С другой стороны, с возрастом увеличивается значимость жизненных целей, входящих в 3 (служение обществу) и 7 (духовность и нравственность) факторы.
Думается, однако, что увеличение значимости постматериалистических целей в пожилом возрасте связано не столько с экономической ситуацией, в которой живут пожилые люди, и уж тем более не с «бездуховностью нынешних молодых», а с физиологическими процессами старения, связанными, в первую очередь, со снижением энергетизма и сокращением многих чисто биологических функций организма в возрасте после 50 лет. Сказанное не отвергает возможности роста важности постматериалистических целей в постиндустриальных обществах в связи с ростом благосостояния людей. Приведенные данные лишь подчеркивают, что этот процесс следует рассматривать на фоне более глубоких, физиологически обусловленных различий в структурах жизненных целей молодых и стариков.
В исследовании была выявлена прямая линейная зависимость возраста и частоты выбора ценности «милосердие». Была выявлена и обратная зависимость возраста и частоты выбора ценностей «любовь», «успех», «профессионализм», «собственность», характеризуемая наибольшей привлекательностью этих ценностей для молодых и падением интереса к ним в пожилом возрасте.
Ничего необычного в этих иерархиях нет. Даже наоборот. Можно было ожидать, что люди в начале своей жизни будут ставить себе в качестве главной цели создание семьи, потом -- обеспечение будущего своих детей и ближе к старости -- сохранение здоровья. Вполне ожидаемо включение в самом молодом возрасте в ведущую пятёрку цели «сделать себя таким, каким хочу», а в возрасте 26-35 лет -- «понять смысл жизни», ожидаем и уход этих целей из числа самых важных в последующих возрастах. Понятно включение в ведущую пятёрку 26-45-летними людьми стремление иметь хорошую работу. Понятно и появление ближе к старости в ведущей пятёрке желания обеспечить себе государственную поддержку, а также желание быть порядочным человеком и делать добро для окружающих.
24
3.3 Возрастная тождественность с ценностями руководителей церк?ей ЕХБ
Говоря о возрастных пристрастиях нашего братства, необходимо отметить, что наиболее популярны у нас ценности старшего и пожилого возраста: «достойно умереть», «делать добро для других людей», «быть честным, порядочным человеком», «никому не завидовать», «вести добропорядочную жизнь».
Нужно отметить, что в отличие от большинства пожилых россиян, отсутствует в списке значимых - «добиться, чтобы государство заботилось обо мне». Что вполне объяснимо, зная общее нигилистическое отношение к государству в нашем братстве из-за предшествующих долгих лет гонений на церковь.
Ценности российской молодежи практически не встречают поддержки. При этом чем более популярен тот или иной фактор у молодых, тем менее он ценен у руководства наших церквей. Это можно наглядно проследить по ценностям: «успех», «профессионализм», «собственность», «свобода», «процветание», «получить образование», «секс», «быть первым», «входить в элиту», интерес к которым выше у молодых в 2-3 раза, чем у пастырей церквей. Факторы І(самоосуществление), 2(внешний успех) - популярные у основной массы молодых людей России, не встречают поддержки в церковном руководстве.
Так как руководители поместных церквей, в основном, сами старше среднего возраста, то естественно, трудно ожидать от них приверженности молодежным идеалам. Но, даже и братья молодые по возрасту, часто проявляют консерватизм старших поколений.
Церковь всегда и везде была выразителем консервативных интересов. Но на Западе протестантская традиция всегда поощряла частную инициативу, предпринимательство, а наша российская модификация баптизма долгое время принимала негативное отношение российского общества к личностям желающим достичь больших успехов в жизни, тем самым естественное желание молодежи самоутвердиться в жизни не находит поддержки у руководителей поместных церквей.
На представленных диаграммах мы видим различия в выборе ценностей возрастными группами-антагонистами: молодежи и пожилыми, а также служителями церквей ЕХБ.
25
26
3.4 Вывод для проповеди и ученичества
При подготовке проповеди, несомненно, нужно учитывать, к какой возрастной группе она обращена. Так, лица старшего возраста уже имеют сложившийся образ мыслей, их мир образов и ценностей уже устоялся. Поэтому, попадая в церковь, они ищут не нового, а подтверждения сложившегося мировоззрения. И чаще всего, они ее находят - ведь проповедуются чаще всего «их» ценности и образ жизни. Для лиц пожилого возраста характерна неизменность их понятий и ценностей. Например, даже в середине 90-ых гг. 24% русских респондентов старше 60 лет, т.е. переживших войну, соглашались с утверждением, что немцы - исконные враги русского народа (см. Здравомыслов, 1996)
Общая тенденция к старению наших церквей, поддерживается и тем, что с кафедры в основном проповедуются «геронтологические» ценности, не находящие отклика в молодых сердцах. Трудно ожидать, что при сложившемся положении с молодежной работой, обстановка в таких церквях изменится.
Конечно, необходимо отметить, что сложившееся положение преобладания пожилых людей в церквях не может быть признано правильным. Возможно, корни этой проблемы идут еще из советских времен, когда большое количество детей у верующих родителей, восполняло отсутствие молодежной евангелизации.
Здесь уместно сказать, что интересные с точки зрения молодежи, проповеди отсутствуют в церквях часто именно из-за отсутствия за кафедрой самой молодежи. Вновь возникает порочный круг, который необходимо разрывать, не боясь вводить в служение молодых людей.
Особо нужно отметить, что и манера преподавания Слова в церкви, так же очень важна для молодых. Например, критерий «новизна» для молодежи «очень важен», а для пресвитеров церкви - «не важен». Соответственно, руководство довольно неизменностью и консервативностью богослужения, а молодежь неизменно зевает во время на проповеди.
Из проведенного анализа можно увидеть, что интерес у молодых людей вызовут проповеди о том, как найти свои способности и развить их, найти свое призвание, профессию и т.д. - т.е. как находясь в постоянной дилемме выбора - не ошибиться. Молодежь всегда находится в процессе поиска. Задача проповедника дать молодым алгоритмы поиска, научить отделять зерна от плевел, правильно расставлять приоритеты в жизни.
Нужно понимать их желание самоутвердиться и направлять его в правильное, христианское русло. Ведь само пребывание в церкви - это уже способ самоутверждения. И то, что услышит молодой человек в проповеди, должно утвердить его в желании вновь прийти сюда.
27
4. Формирование системы ценностей в зависимости от уровня образования
4.1.1 Классификация по уровню образования
В исследовании были выделены 4 группы лиц с разным уровнем образования: 1) с незаконченным средним образованием (231 человек), 2) окончивших среднюю школу (156 человек) 3) имеющих среднее специальное образование -- закончивших техникум или ПТУ (299 человек) и 4) имеющих высшее и незаконченное высшее образование (314 человек). Следует особо отметить, что группа респондентов с незаконченным средним образованием состояла не из одних пожилых людей, как это часто бывает в настоящее время в крупных городах. В данном исследовании группа людей с незаконченным средним образованием включала 13, 4% лиц в возрасте до 25 лет, 12, 3 % лиц в возрасте 26-35 лет, 6, 5 % лиц в возрасте 36-45 лет, 17, 5 % лиц в возрасте 46-55 лет, 17, 5 % лиц в возрасте 56-65 лет и 32, 9 % лиц в возрасте старше 65 лет. (Ментальность россиян, с. 129)
4.1.2 Иерархия ценностей в зависимости от уровня образования
Если обратиться к рассмотрению иерархий распространенности ценностей в группах с различным уровнем образования, то обнаружится, что первое и второе место во всех трех группах заняли соответственно «здоровье» и «семья».
Различия же в иерархиях, начинающиеся с третьего места, подтверждают большую приверженность людей с высоким уровнем образования к ценностям развития общества. Действительно, для лиц с высшим и незаконченным высшим образованием оказалось характерным высокое место, отводимое ими ценностям «законность», «стабильность», «профессионализм», «духовность», «успех», «достоинство», «смысл жизни», «процветание», «культура» и гораздо более низкое место, отводимое ценностям «достаток» и «безопасность». (Ментальность россиян, с. 84)
4.1.3 Динамика в выборе ценностей в зависимости от уровня образования
28
В группах с разным уровнем образования объяснимая динамика обнаружена в отношении респондентов к 48 целям. Она заключается, в основном, в увеличении важности целей в связи с повышением уровня образования. Однако наряду с этой тенденцией отмечен ряд случаев, когда важность ряда целей с ростом уровня образования снижается.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14