Рефераты. Русская православная церковь: история и современность

3. Р. П. Ц. НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ  

Русская Православная Церковь - крупнейшее религиозное объединение в нашей стране. В настоящее время она насчитывает 130 епархии в различных регионах России, в ближнем и дальнем Зарубежье. 

С 1990 года Предстоятелем Русской Церкви является Святейший Патриарх Алексий II - пятнадцатый Патриарх в ее истории, который осуществляет управление вместе со Священным Синодом.  

Сегодня в Русской Православной Церкви 130 епархий (для сравнения - в 1989 году было 67), более 13000 приходов (с Украиной - около 22000) (для сравнения - в 1988 году было 6893), 569 монастырей (в 1980 - 18). Приведенные цифры наглядно свидетельствуют о всестороннем возрождении церковной жизни, происходящем под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.  

Пастырское служение осуществляют более 150 архиереев, 17500 священников, 2300 диаконов.  

Сетью учебных православных заведений руководит Учебный комитет. В настоящее время действуют 5 духовных академий (в 1991 - 2), 30 духовных семинарий (в 1988 - 3), 45 духовных училищ, которых до 90-х годов не было совсем. Открыты 2 Православных университета и Богословский институт, 9 Подготовительных пастырских курсов, 3 Епархиальных женских духовных училища, 7 школ катехизаторов, 3 школы псаломщиц. Кроме того, имеются 11 регентских и 4 иконописные школы и отделения, а также только в Москве 123 церковноприходских воскресных школ. Общее количество учащихся духовных школ, включая заочный сектор, - около 6000 человек. Образованы учебные заведения, призванные распространять религиозное образование среди мирян. Координирует эту важную работу Отдел по религиозному образованию и катехизации.  

Формы религиозного образования и катехизации мирян весьма многообразны: воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых к крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, православные курсы катехизаторов. Воскресные школы являются наиболее распространенно формой катехизации.  

В области благотворительности работа осуществляется на общецерковном уровне через Отдел по церковной благотворительности и социальному служению.  

Прежде всего следует отметить ряд успешно функционирующих медицинских программ. В их числе особого внимания заслуживает работа Центральной клинической больницы Московского Патриархата во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. В условиях перехода медицинского обслуживания на коммерческую основу это медицинское учреждение является одной из немногих московских клиник, где обследование и лечение осуществляется бесплатно.  

При центре психического здоровья Академии медицинских наук России создана психиатрическая служба, которая оказывает бесплатную помощь лицам, направленным на лечение приходами Московской епархии.  

Это только некоторые из примеров конкретной деятельности вышеназванного Отдела.  

В декабре 1990 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было решено создать церковную молодежную организацию. Вследствие этого решения на Первом съезде Православной молодежи было образовано Всецерковное православное молодежное движение, как официальная молодежная организация, учрежденная Русской Православной Церковью. Главными целями, которые ставились тогда перед Движением, было привлечение детей и подростков, юношей и девушек, ищущих свой путь к храму, в лоно Русской Православной Церкви, а также объединение групп молодых православных христиан для участия в программах социального служения, восстановления монастырей и храмов, проведения молодежных паломничеств, установления контактов со сверстниками-христианами из других стран.  

Внешние контакты Русской Православной Церкви направляются Отделом внешних церковных сношений Московского Патриархата, в задачу которого входят:  

· осуществление иерархического, административного и финансово-хозяйственного управления епархиями, монастырями, приходами и другими институциями нашей Церкви в дальнем зарубежье; 

· принятие священноначалием решений, касающихся церковно-государственных и церковно-общественных отношений; 

· осуществление связей Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами, инославными Церквами и религиозными объединениями, нехристианскими религиями, религиозными и светскими международными организациями, государственными, политическими, общественными, культурными, научными, экономическими, финансовыми и иными подобными учреждениями и организациями, средствами массовой информации. 

C 1989 г. Отдел внешних церковных сношений возглавляет Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. 

После обретения нашей Церковью подлинной свободы возрождается миссионерское служение Русской Православной Церкви. Верная заветам Древней Церкви и продолжающая дело апостольского служения, Русская Церковь свидетельствовала о Христе даже до "края земли" распространяя Благую весть о Слове жизни. Миссионерские свершения нашей Церкви, размах ее просветительского подвига и активности, от Польши и Балтики на западе до Аляски и Калифорнии на востоке, от Мурманска и Камчатки на Севере до Причерноморья, Кавказа, Средней Азии и Китая на юге, потребовали величайшего и постоянного напряжения всех духовных, материальных и людских сил. Имена русских миссионеров заслуженно входят в число величайших миссионеров христианского мира. Следует для примера назвать хотя бы Святителя Стефана Пермского, преподобного Трифона Печенежского, отцов и подвижников Русской Фиваиды - монахов Валаама и Соловецкого монастырей, преподобного Германа Аляскинского, а также равноапостольного Николая, архиепископа Японского, св. митрополита Иннокентия, апостола Америки, архимандрита Макария Глухарева, апостола Алтайского края.  

Во второй половине XIX века было создано Православное миссионерское общество, много содействовавшее миссионерской деятельности Русской Церкви. Эта миссионерская и просветительская деятельность Церкви была прервана революцией 1917-1918 годов, когда все мы, по слову пророка, "от руки Господней приняли вдвое за все грехи свои".

Теперь, когда время репрессий и запретов отошло в прошлое и Церковь вновь получила возможность свободного свидетельства о Христе, необходимость возрождения миссии в современном мире стала важнейшей и неотложной нашей задачей и одновременно острой потребностью общества.  

В последние годы происходит тесное взаимодействие Русской Православной Церкви и Вооруженных сил РФ. С этой целью решением Святейшего Патриарха и Священного Синода был образован синодальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.  (11 / 02 / 04)


3.1. НЕКОТОРЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ВОПРОСАМ ВЕРЫ.

28 января 2004 года в рамках XII международных Рождественских образовательных чтений в московском Свято-Даниловом монастыре прошла конференция "Церковь и государство в России и в мире".

В конференции принял участие представитель РОМИР-Мониторинг Александр Музафаров, выступивший с докладом "Год православной России", основанном на результатах исследований РОМИР-Мониторинг в 2003 году.

В формировании общественного мнения граждан России наряду с прочими мировоззренческими парадигмами немалую роль играет религиозное сознание. В продолжение ряда лет компания РОМИР-Мониторинг проводит исследования, посвященные отношению граждан России к религии вообще и к Православию в частности. В 2003 году помимо стандартного набора вопросов, повторяющегося с 1999 года, участникам исследования было предложено ответить на ряд вопросов, посвященных годовому кругу православной жизни - соблюдению постов, отмечанию церковных праздников.

Исследование проводилось по всероссийской репрезентативной выборке взрослого населения (репрезентируемые параметры - пол, возраст, тип населенного пункта, федеральный округ). Объем выборки - 1500 респондентов.

1. Вероисповедание.

Респондентам был задан вопрос: "Какую религию Вы исповедуете?" (см. Рис. 1.)

Как видно из диаграммы, большинство участников исследования заявили о своей приверженности православию, около пятой части опрошенных считают себя атеистами, а 5% респондентов указали на свою принадлежность к другим религиозным конфессиям.

2. Частота посещения религиозных служб.

Респондентам был задан вопрос: "Как часто Вы посещаете религиозные службы?" (см. Рис. 2.)

Рассматривается мнение респондентов, которые считают себя верующими людьми. Представленные на диаграмме результаты опроса показывают, что большинство верующих, посещающих религиозные службы, делают это лишь несколько раз в году. В то же время, сравнение полученные данных с аналогичными параметрами исследования 2001 года показывает, что частота посещения богослужения несколько возросла. Если в 2001 году наиболее массовым ответом был "Только на Рожество и Пасху", то в настоящее время, пик ответов приходится на следующее значение шкалы - "несколько раз в год".

3. Важность религии

Респондентам был задан вопрос: "Насколько важна религия в Вашей жизни? Оцените по пятибалльной шкале, где 1- "совсем не важна", а 5 - "очень важна". (см. Рис. 3.)
Рассматривается мнение респондентов, которые считают себя верующими людьми.

Можно заметить, что большинство верующих респондентов считает религию важной частью своей жизни.

4. Религиозные Догмы

Респондентам был задан вопрос: "Верите ли Вы в следующие религиозные догмы? Отметьте те ответы, с которыми Вы согласны" Поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа, сумма значений в таблицах не соответствует 100%. (см. Рис. 4.)

Представленные на диаграмме данные, показывают что респонденты, объявляющие о своей религиозной самоидентификации (см. п. 1), далеко не всегда имеют четкое представление о догматах своей религии. Как следует из диаграммы 1, православными себя считают 71% опрошенных, в то время как в Бога верят только 62%.

Респондентам был задан вопрос: "Верите ли вы в сглаз, порчу, амулеты и обереги? Оцените по пятибалльной шкале, где 1 - "совсем не верю", а 5 - "очень верю". (см. Рис. 5.)

Показательно, что только 30% опрошенных дали отрицательный ответ на данный вопрос. Остальные участники исследования, как считающие себя верующими, так и атеисты, в той или иной степени верят в силу оккультных и языческих принадлежностей.

5. Отношение к Церкви

Респондентам был задан вопрос: "В какой степени Вы доверяете или не доверяете Русской Православной Церкви?" Ответы на него распределились следующим образом: (см. Рис. 6.)

6.Отношение к постам.

Респондентам был задан вопрос: "В какой степени Вы согласны или не согласны с утверждением, что соблюдение постов способствует нравственному развитию человека?" Ответы на него были следующими (см. Рис.7)

7.Респондентам был задан вопрос: «Как Вы считаете, в чем основной смысл поста Были получены следующие ответы.(см. Рис.8)

8. Респондентам был задан вопрос: "Планируете ли Вы соблюдать Великий Пост (пасхальный)?" Ответы на него распределились следующим образом (см. Рис.9)

Как показали результаты исследования, респонденты часто склонны соотносить себя с религиозным исповеданием (Православием) иногда не разделяя догматов и редко посещая богослужения. Что же побуждает людей декларировать свою принадлежность к религии? По-видимому, одной из причин является высокий авторитет Русской Православной Церкви в российском общественном мнении. Как показывают результаты исследования, Церкви в той или иной степени доверяют 73% опрошенных. Рейтинг доверия крупнейшей религиозной организации страны уступает только рейтингу Президента РФ.

Т. о. результаты исследования позволяют выделить устойчивую группу респондентов, численностью от 20% до 25%, которые не только считают себя православными, но и имеют представление о догматах своей религии, стремятся соблюдать посты и относительно регулярно (не реже раза в месяц) посещают храмы. Следует отметить рост численности данной группы по сравнению с 1999 годом, когда по результатам исследования РОМИР она составляла 14% - 16%. Таким образом, результаты исследования позволяют говорить об определенном росте уровня религиозности граждан России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На мой взгляд очень интересным представляется тот факт, что многие верующие не соблюдают некоторых правил предусмотренных православием. Это говорит о том, что вера является состоянием души человека, а соблюдение каких-то норм и законов, предписываемых церковью, отходит на второй план. Каждый сам решает во что ему верить, и как. Демократизация российского общества создаёт большие возможности для деятельности Русской православной церкви.

Стоит отметить, что в последнее время церковь активно сближается с государством, что безусловно поднимает её авторитет. Технический прогресс тоже не обошёл её стороной. На сегодняшний день у церкви имеется свой сайт в Интернете, что значительно облегчает процесс информирования молодёжи, а значит и расширяет возможность пропаганды веры. Современная церковь принимает активное участие во всех сферах жизни человека.

Список литературы:

1. Милюков П. Н. Очерки по истории Русской культуры в 3 т. М., 1994. Т. 2.

2. Никольский Н. М. История русской церкви. Изд. 3-е. М., 1983. О вере и нравственности по учению Православной церкви. М., 1991.

3. Радугин А.А. Введение в религоведение. Курс лекций. Издательство «Центр». М., 1996.

4. htth://www.orthodox.org.ru/today_ru.htm. Русская православная церковь на современном этапе.

5. http://www.religare.ru/article8280.htm. Религия и СМИ / Год православной церкви. (По материалам исследований ROMIR Monitoring)

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.