Рефераты. Русская православная церковь: история и современность

Русская православная церковь: история и современность

Белорусский Национальный Технический Университет.

Реферат по религиоведению на тему:

Русская православная церковь: история и современность.

Выполнила: студентка II курса

Колескова Ксения Александровна

Преподаватель: Лойко Г. В.

Введение.

1. Православие как разновидность христианства.

1. 1.Вероучение.

1. 2.Таинства и культы.

1. 3.Праздники и посты.

2. Организация и управление Русской православной церкви.

3. Русская православная церковь на современном этапе.  

3.1. Некоторые аналитические данные по вопросам веры.

3.2. Приложение.

Заключение.

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ.

Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, интерес к религии резко возрос.

Христианство является одной из мировых религий. По данным ООН в настоящее время в мире насчитывается около 1,5 миллиарда её последователей.

Христианство - это собирательный термин для характеристики трёх основных направлений: православия, католицизма и протестантизма. Каждое из этих крупных направлений в свою очередь подразделяется на ряд более мелких вероисповеданий и религиозных организаций. Но всех их объединяют общие исторические корни, определённые положения вероучения и культовые действия.

В моём реферате рассматривается проблема соответствия канонов христианской веры и сложившегося на данном этапе отношения людей к традициям веры. В моём реферате я рассматриваю исторические аспекты христианства и сегодняшнее соблюдение людьми основных догм веры.

В первом разделе приводятся некоторые исторические данные, вводятся понятие вероучения, описываются основные таинства и культы, рассказывается о праздниках и постах. В последнем разделе приводятся некоторые статистические данные, касающиеся этих тем и рассказывается о внешней и внутренней деятельности церкви. Во втором разделе описывается внутреннее устройство церкви и иерархия священнослужителей.

1. ПРАВОСЛАВИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА.

В реальной истории христианство никогда не представляло единой организации. В многочисленных провинциях Римской империи оно приобретало свою специфику, приспосабливаясь к условиям каждого региона, к местной культуре, обычаям, традициям, социальным отношениям и т.д.

Политическое и культурное разделение Римской империи уже в III -- IV веках привело к обособлению вос-точных и западных церквей. На востоке Римской империи сформировались четыре автокефальных (самостоятель-ных) церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская. Вскоре от Антиохийской отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь. В середине пятого века, не признав решения Халкидонского собора, о6особилась и Армяно-григорианская церковь. Наиболее крупный удар по единству христианст-ва, был нанесен 16 июня 1054 года, когда глава Западной церкви Римский Папа и формальный глава православия -- Константинопольский патриарх, провозгласили друг по отношению друга анафему, т.е. подвергли церковному проклятию.

Фактически же раскол христианства на два основных направления -- православие и католицизм -- произошел гораздо раньше, после распада Римской империи в начале V в. на Восточную и Западную. Православие сформировалось в Восточной части Римской империи, в Византии. Католи-цизм -- в Западной части Римской империи, после захвата варварами распавшейся на ряд мелких государств. Визан-тия в то время представляла собой сильное централизован-ное государство. Император Византии считал себя главой всей Римской империи. Столицей Римской империи был объявлен Константинополь. В VI в. глава Византийской церкви Константинопольский патриарх после освобожде-ния Византией Рима от варваров стал именовать себя все-ленским патриархом, то есть главой как восточной, так и западной церкви. Соперничество между главой Римской ка-толической церкви Папой и Константинопольским патриар-хом за власть над христианами продолжалась в течение многих веков. Эта борьба шла с переменным успехом. После завоевания императором франков Карлом Великим Италии (конец VII -- начало VIII в.) Римский Папа выходит из-под юрисдикции византийского императора и начинается про-цесс усиления его позиций. Византия же в это время подвер-гается атакам со стороны арабского халифата и теряет ряд важных территорий, на которых происходит консолидация самостоятельных церковных организаций.

В настоящее время насчитывается 15 автокефаль-ных (самостоятельных) православных церквей: Констан-тинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иеруса-лимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Румынская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Автокефаль-ные церкви имеют в различных странах экзархаты, епар-хии, благочиния, подворья, миссии. Например, Русская православная церковь имеет экзархаты в Средней и За-падной Европе, епархию в Бельгии, благочиния в Австрии, Японии, Венгрии, подворья в Белграде, Бейруте, Софии и т. д. В свою очередь, другие автокефальные православные церкви имеют свои представительства на территории Рос-сии и стран СНГ.

Многие из автокефальных церквей имеют автоном-ные православные церкви. Пределы самостоятельности автономных церквей определяются соглашением с той ав-токефальной церковью, которая предоставила им автоно-мию. Главы автономных церквей избираются поместными соборами с последующим их утверждением патриархом автокефальной церкви. За Константинопольским патри-архом сохраняется титул «Вселенского патриарха», но ему не предоставлено право вмешиваться в деятельность дру-гих православных церквей. Иначе говоря, Константино-польский патриарх по авторитету считается «первым сре-ди равных».

1.1. ВЕРОУЧЕНИЕ.

Для всех православных церквей является общим ве-роучение, культ и каноническая деятельность. Основу пра-вославного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры, принятый на первых двух Вселенских собо-рах (325 г. -- Никейским и 381 г. -- Константинопольским (Константинополь в древней Руси назывался Царьград.

Это вероучение ежедневно воспроизводится верующими христианами в виде молитвы -- «Верую», как знак признания основных по-ложений вероучения. Коротко содержание православного вероучения можно представить следующим образом:

· православные верят в единого Бога, сотворившего весь мир, в том числе и человека. Этот Бог, по православным понятиям, представляет собой тождество трех равноправ-ных лиц: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого;

· в перво-родный грех, который совершили первые люди Адам и Ева;

· во второе пришествие Иисуса Христа -- Бога Сына, кото-рый вочеловечился (т. е. принял человеческий облик, родив-шись путем непорочного зачатия от Девы Марии) и добро-вольно принес себя в жертву за грехи человечества (был распят на кресте и на третий день воскрес, а по прошествии 40 дней вознесся на небо) и придет снова во второй раз в си-ле и славе, чтобы судить живых и мертвых и установить свое вечное царство на земле, как и на небе, в котором пра-ведники будут блаженствовать, а грешники вечно мучиться.

· в бессмертие души и в существование ада и рая, где пребывают души умерших до страшного суда. По православному вероисповеданию добиться спасения можно только в рамках церкви, которая является «мистиче-ским телом Иисуса Христа», посредником между Богом и человеком.

В православии, как и всякой другой религии, с догма-тическим вероучением тесно связана система культовых действий. Основы этих культовых действий составляют семь главных обрядов -- таинств: крещение, причащение (евхаристия), покаяния (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование), священство. Таинствами эти культовые действия называются богословами потому, что в них «под видимым образом сообщается верующим невидимая божественная благодать».

1.2. ТАИНСТВА И КУЛЬТЫ.

1. Таинство крещения -- это одно из главных таинств, символизирующих принятие человека в лоно христианской церкви. Обряд крещения происходит в форме омовения. В православной церкви младенца трижды погружают в воду. Взрослого человека просто обмывают водой. Через таинство крещения, учат богословы, человеку прощается первородный грех (а если крещается взрослый, то и все прочие грехи). Совершение обряды крещения означает приобщение человека «в лоно церкви». Именно после совершения этого обряда он становится христианином -- православным, если этот обряд проведен по православному канону, католиком -- если по католическому и т. д. С обрядом крещения связано и имянаречение. В результате этого обряда новорожденный получает свое собственное имя, которое по традиции связано с именем святого, которому посвящен день, в который родился крещаемый.

2. Второй по времени, но не менее важный обряд -- это совершение таинства причащения или святой евхаристии (благодарственной жертвы). По христианскому вероучению обряд причащения был установлен на тайной вечере самим Иисусом Христом, который тем самым «воздал хвалу Богу и Отцу, благословил и освятил хлеб и вино и приобщил своих учеников, а в их лице и всех верующих к Богу» «Ядите тело мое, пейте мою кровь в знак близости ко мне», -- заповедовал Иисус Христос. Памятуя об этом, церковь совершает та-инство причащения. Конкретно содержание этого обряда состоит в том, что верующим дают съесть специально выпеченный хлеб -- просфору, который они запивают глотком красного вина из особого сосуда -- потира. Считается, что во время этого обряда совершается таинство преосуществления, то есть хлеб-просфора превращается в тело Иисуса Христа, а вино -- в кровь.

Причащению придается большое значение в право-славной церкви. Этот обряд сопровождается рядом других таинств. Считается, что только на основе таинства причащения человек может сохранять неразрывную связь с Иисусом Христом.

3. Совершение таинства покаяния (исповеди) является непременным атрибутом религиозной жизни православного христианина. Совершение таинства покаяния включает в себя два важных акта. Первый состоит в исповедании грехов. Исповедание грехов представляет собой отчет верующим перед священнослужителем в нарушении заповедей божьих или церковных предписаний. Считается, что исповедание грехов духовно очищает человека, снимает с него удерживает в дальнейшем от всякого рода прегрешений. Поэтому важной составной частью таинства покаяния является ритуал «отпущения грехов», который правомочен сделать только специальное лицо -- священнослужитель определенного ранга. Первоначально, в раннем христианстве покаяние носило публичный характер. Начиная с XIII века вводится «тайная исповедь». И священник должен соблюдать тайну исповеди. Церковь гарантирует сохранение этой тайны. Нарушение тайны исповеди считается большим грехом.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.