Рефераты. Иудаизм

3.2. Второй Иерусалимский Храм

В 538 году до н. э., после завоевания Вавилонии, персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. Иерусалимский храм был восстановлен на прежнем месте и, вероятно, занимал ту же площадь, что и Храм Соломона, по образцу которого он был построен. Однако по роскоши и славе Второй Храм не мог сравниться с Первым, его главная святыня -- Ковчег Завета -- была утрачена. В начале персидского периода Храм был скромных размеров и сравнительно небогато украшен. Однако по мере увеличения численности и улучшения экономического положения евреев здание расширяли и украшали.

При завоевании Иерусалима Иродом, несколько колонн Храма были сожжены и дворы Храма залиты кровью защищавших его. Тем не менее, дальнейшее осквернение Храма было Иродом остановлено. Когда Ирод пришел к власти, он посчитал Храм Соломона неподходящим для своего величия Обветшавший Иерусалимский храм, который не гармонировал с новыми великолепными зданиям, которыми Ирод украсил свою столицу. Примерно в середине своего царствования Ирод принял решение о переустройстве Храмовой горы и о перестройке самого Храма, надеясь этим актом приобрести расположение не любившего его народа. Кроме этого он руководствовался желанием исправить те повреждения, которые он сам причинил на святом месте при завоевании города. Похвальное желание реставрировать Храм слилось в планах Ирода с его честолюбивым стремлением создать себе в истории славу царя Соломона, и в то же время, пользуясь реставрацией Храма, усилить надзор за ним, что было достигнуто строительством, в полицейских целях, крепости во дворе Храма и устройством подземных ходов. При Ироде Храм приобрел очертания вавилонского строения: стены, переходящие одна в другую, поднимающиеся вверх террасы, сооруженная башня Антония и высокие платформы [9]. Ирод при строительстве часто обращался за советом к фарисеям и выполнял все их пожелания. Поэтому Иерусалимский Храм во многом соответствовал иудейским законам. Строительство Храма при Ироде началось в 20 году до н. э., а завершилось через полтора года. Так как святыня возводилась на священной земле, простые смертные не могли ступать на нее. Поэтому около 1,5 тысячи священников были обучены мастерскому делу, дабы избежать осквернения земли. Они не переставали трудиться даже ночью, обрабатывая доставленные камни и сооружая стены. Таким образом в Иерусалиме снова появился центр поклонения Богу. Начались массовые празднования этого события, и царь Ирод принес в жертву Яхве 300 быков [10].

Наконец перед израильтянами предстал красивейший Храм, поражающий своими огромными размерами и архитектурой: фронтон в форме треугольника, позолоченная балюстрада венчала крышу, которая, в свою очередь, была украшена золотыми лезвиями и иглами так, что ни одна птица, пролетающая мимо, не могла сесть на них. Девять ворот открывали Храм верующим. Глубокие подземные туннели с крытыми переходами закрывались дверями с двух сторон. Во время раскопок 1967 года в южной части храмовой платформы обнаружили два пролета ступеней, ведущих к двум южным входам. Между ними находилось помещение для ритуального омовения посетителей перед посещением Храма. Существовали также входы из Верхнего города прямо в Храм и лестница к месту встреч. Огромная прямоугольная площадка открывалась перед паломниками, если они проходили через один из входов в низкой стене [6]. Сейчас здесь находится мечеть Омара. Ее еще называли Двором язычников, так как в это помещение пускали всех--мужчин, женщин, еретиков и проклятых. Царь Ирод отстроил новый двор, увеличив его площадь, и обнес его крепостью. Эти стены перенесли многие разрушения, но стоят и сейчас. Одна из них -- Западная Стена, еврейское название которой Котель, или Стена Плача. Колоннада обрамляла Двор язычников [10]. Специально для нее было освобождено пространство со стороны крепости Антония. Здесь происходили учения и дискуссии старейшин и первосвященников города. В южной части площадки отводилось место для встреч -- «стоя», окруженное рядами колонн. У стен располагались защищающие от дождя и солнца портики и внутренние галереи. Синедрион стал собираться здесь после 30 года от Рождества Христова. Сюда запрещалось входить с палками, в грязной обуви; запрещалось иметь при себе «нечистые монеты». Не разрешалось и плевать на землю. Лестница в пятнадцать ступенек вела вверх к массивной каменной стене, за которой начинался Храм. Это постепенное восхождение через систему террас приводило каждого паломника наверх, чтобы с самой вершины он мог увидеть Святая Святых. Украшенный драгоценными металлами Храм и все его внутренние помещения могли посещать только евреи. Перед людьми других национальностей двери Храма были закрыты. Об этом свидетельствовали две таблички у входа. Тексты предупреждали посторонних о том, что если чужеземцы нарушат запрет и проникнут в пределы святилища, то их неминуемо ждет смерть, а вина будет лежать только на них. Имелись ворота для женщин, через которые они могли попасть во двор Храма. За этими воротами находились 13 сосудов для пожертвований. В западной части Храма существовала лестница, по которой верующие проходили к воротам, сделанным из бронзы. Они были настолько тяжелы, что их могли открыть только два десятка человек. При этом раздавался такой скрежет, что все население столицы слышало его. Скрип предупреждал о начале дня. Дальше следовал довольно узкий проход [7,6]. Поднимаясь на три ступеньки вверх, посетители оказывались во Дворе священников. Отсюда и начиналось святое место, но дальше уже простые верующие войти не могли. Только священники проходили за балюстраду. Вставая на небольшой холм посредине помещения, священнослужитель приветствовал прихожан. В этом же помещении существовала ограда, за которой скрывался алтарь для жертвоприношений. На нем можно было увидеть останки жертвенных животных, которых клали на алтарь, и пламя поглощало их. Сверкающая на солнце золотая крыша сооружения венчала Храм. Фасад здания был украшен высокими колоннами в 30 метров и фронтоном. Святая Святых от Двора священников отделяли 12 ступенек. Колоннаду украшал портик с римским орлом. Отсюда виднелся проход в святилище. Открывали его ворота, сделанные из кедра и покрытые золотом. Над ними свисал драгоценный куст винограда. Только священнослужители проходили сюда, приподнимая завесу. Согласно библейскому преданию, в день смерти Спасителя она разорвалась пополам, с шумом упав на пол. За завесой стоял семисвечник1 Металлический подсвечник с семью глиняными или стеклянными лампадами [10]. -- символ Завета. Чистое оливковое масло горело в лампадах. Огонь не угасал ни на минуту. Он сопровождал иудеев во всех бедствиях, освещал путь в Храм, символизировал победу над разрушителями святилища, давал надежду на возвращение домой во время их 40-летних скитаний по пустыне [10,7]. И сейчас, спустя тысячелетия, в домах верующих иудеев горят свечи семисвечника. Приоткрыв следующую завесу, скрывающую Святая Святых, можно было попасть в довольно темное помещение. Посередине пустой и неуютной комнаты возвышался необтесанный кусок скалы Шетия. Это место священно для евреев, так как оно считается местом обитания Яхве. Даже первосвященник не мог долгое время находиться рядом с реликвией [9]. Только в великий День Искушения, когда все верующие иудеи постились и собирались на празднование в Храм, священнослужитель открывал завесу и взывал к Богу. Именно в этот день по еврейским законам он мог назвать Яхве по имени, иначе бы его настигла смерть. Целый год евреи, собиравшиеся из многих стран мира, ждали этого события. Спустя всего 6 лет после окончания строительства нового, роскошного Иерусалимского храма, он был разрушен при подавлении антиримского восстания 66-73 гг.

3.3. Третий Иерусалимский Храм

Заповедь строительства Храма является одной из центральных в иудаизме. Обязанность осуществить ее возложена на каждого еврея, в строительстве Храма обязаны принимать участие даже женщины [5]. Третий Иерусалимский Храм, согласно еврейской традиции, будет воздвигнут с приходом Мессии на прежнем месте, на Храмовой горе в Иерусалиме, где прежде стояли два других храма. Согласно словам пророков Израиля, этот Храм станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Согласно традиционной точке зрения, Третий Храм должен быть устроен по образцу Храма, подробно описанного в пророческом видении Иезекииля Иудейский пророк [10]. По поводу процесса восстановления Третьего Храма среди еврейских законоучителей нет единого мнения [5].

Основных мнений два: что Храм чудесным образом появится уже полностью отстроенным, останется лишь пристроить ворота и укрепления; что Храм построит царь-Мессия (помазанник), после того как укрепит свой престол. Подобно тому, как это было во времена Давида и Соломона: после разгрома Давидом врагов Израиля его сын Соломон построил Храм. Тем самым, если будущий царь-помазанник действительно сможет это сделать, это будет неоспоримым свидетельством того, что он и есть Мессия, которого еврейский народ так долго ждал. Многие сочетают оба этих подхода: что вначале народ построит Храм, а потом на него опустится «Божественное присутствие», как это произошло во времена Моисея и во времена царя Соломона; что Третий Храм соединит в себе все синагоги мира, которые чудесным образом соберутся в одном месте и составят Третий Храм, который будет спущен с небес уже полностью отстроенным [10].

Так же важно уточнить, что Храм должен быть построен на Храмовой горе, так как для иудеев -- это сердце еврейского народа. Согласно Торе, Храмовая гора -- это место, избранное Всевышним. Место, откуда началось сотворение мира, место, на котором был сотворен Адам. Поэтому именно тут стояли два Великих еврейских Храма. Многие люди, недостаточно знакомые с еврейской традицией, полагают, что Третий Храм может построить только человек (именуется он Машиах, Мессия), наделенный какими-то сверхъестественными способностями. Однако Машиах -- это такой же человек, как и все остальные, простой смертный [10]. Это предводитель еврейского народа, который выгонит изменников, разобьет внешних врагов и организует народ на строительство Храма. Теоретически Машиахом может стать любой руководитель национального масштаба.

Заключение

Иудаизм - религиозное, национальное и этическое мировоззрение, на протяжении тысячелетий определявшее верования и жизненный уклад еврея. Формирование иудаизма начинается с возникновением во 2 тыс. до н. э. принципиально новой религиозной концепции -- монотеистической идеи единого Бога, творца и властелина Вселенной. Центральные доктрины иудаизма - вера в единого, бессмертного, вездесущего, всемогущего и безграничного Бога, сотворение мира творческой волей Бога и историческая сага, в центре которой -- формирование народа Израиля и его завет с Богом. Развитие иудаизма сопровождалось ожесточенной борьбой, возглавлявшейся пророками, с пережитками политеизма, поддерживавшимися влиянием окружающих народов. Со своей стороны, иудаизм оказывал влияние на мир, в котором он, в различных формах и проявлениях, получил широкое распространение.

Иерусалимский храм становится центром притяжения не только для многочисленной еврейской диаспоры, но и сотен тысяч приверженцев иудаизма по всему миру. Еврейская диаспора в то время в разных странах мира насчитывала около миллиона человек. И Храм для диаспоры являлся единственной связью не только с Богом, но и с братьями, живущими в других странах мира. С разрушением Храма эти встречи прекратилась, и таким образом оказалась разрушенной и вся система связей с диаспорой. Будущий еврейский Храм рассматривался всеми как место, претендующее на положение духовного и религиозного центра человечества.

Под влиянием восстаний против Рима, под властью которого, начиная с 1 в. н. э., оказалось абсолютное большинство еврейского народа, в иудаизме сформировалась новая концепция веры в грядущий приход Мессии, который должен восстановить суверенное Иудейское царство и водворить всемирную справедливость.

С распространением христианства, ставшего, евреи оказались под властью народов, которые исповедовали религии, берущие начало в иудаизме и принявшие основные принципы его веры, космогонии, этики, происхождения человеческого рода и понимания истории. Однако эта общность не только не привела к взаимопониманию, но, напротив, вылилась в непримиримый конфликт: еврейство категорически отказалось принять претензии, как христианства, так и ислама на то, что именно в них находит свое подлинное и адекватное выражение истина, и рассматривало обе религии как искажение иудаизма; христианство и ислам, со своей стороны, рассматривали иудаизм либо как исторический рудимент, либо как богоотступничество, подвергая еврейский народ гонениям и унижениям.

Несмотря на угнетенное положение, евреи не прекращали острой религиозной полемики с христианством и исламом на протяжении всей эпохи средневековья. Галаха, находившаяся в процессе постоянного развития в связи с меняющимися историческими и социальными условиями, оставалась основой жизненного уклада еврея. Исполнение предписаний Галахи, определяло принадлежность к еврейству, и факт, что в лоне еврейства остались лишь те течения, представители которых, несмотря на большие или меньшие отклонения от общепринятых норм иудаизма, соблюдали установления Галахи, является исторически неоспоримым.

Наряду с формулировкой догматов веры в средневековой еврейской теологии в этот период получает развитие также другая тенденция, прослеживаемая уже в талмудической литературе, -- дать иудаизму философское или мистическое обоснование, тенденция, воплотившаяся в философских системах и мистическом учении каббалы.

Эмансипация и последовавшая за ней массовая ассимиляция, а также секуляризация европейского общества вызвали потребность в рациональном определении иудаизма. Проблема состояла в том, как возможно сочетать полную интеграцию в окружающей культурной среде с сохранением верности иудаизму. Казалось, что антагонизм между еврейством и окружающей средой может быть преодолен, если иудаизм будет объявлен одной из религий, принятых в данном обществе, наряду с католицизмом и протестантизмом, либо если еврейство будет рассматриваться не как религиозная, а как культурно-этническая группа.

В этот период, наряду с традиционным иудаизмом широких еврейских масс, появляются новые течения -- реформизм в иудаизме, ортодоксальный и консервативный иудаизм.

Отношение светского еврейства к месту религии в государственно-общественной жизни Государства Израиль также неоднозначно. От полного отрицания роли религии в становлении еврейского государства и его жизни до понимания Израиля как воплощения в светской форме религиозных чаяний сотен поколений евреев и стремления в наиболее полной мере использовать в строительстве национального государства религиозно-культурное наследие еврейского народа.

Такая поляризация взглядов является прямым продолжением полярной напряженности, характеризовавшей развитие иудаизма на протяжении всей еврейской истории.

Список использованной литературы

1. Все религии мира. Антология / Е. Лаврентьева, У. Булахова, Е. Лаврович, Ю. Медведько, А. Шевченко; Под ред. Е. Кузьминой. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. - 352с.

2. Дары евреев: Как племя, кочующие по пустыне изменило образ мышления всего мира / Томас Кахим; [пер. Санг Т. Гутман]. - СПб.: Амфора, 2005. - 268 с.

3. Иудаизм за 90 минут / Е. Лаврович.- М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. - 93с.

4. Основы религиоведения: Учеб./ Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2000. - 480 с.

5. www.apn.ry

6. www.eleven.co.il

7. www.gumer.info/bogoslov

8. slovari.yandex.ru

9. www.sunhome.ru

10. ru.wikipedia.org/wiki

11. svob.narod.ru

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.