Рефераты. Иудаизм

2.4. Раввинистическая Эпоха

Эпоха, наступившая после 1040 г. и длящаяся и поныне, именуется раввинистической. Рассеяние евреев по странам Старого Света (Европа, Азия, Африка), а с XVII - XVIII веков - Нового Света (Америка) привело к образованию большого числа еврейских национально-религиозных общин. Они обладали внутренней автономией и возглавлялись раввинами (в переводе "рабби" - мой учитель). В раввинистическую эпоху право совершать публичные богослужения закрепилось за раввинами - учителями и толкователями Торы. Раввины проходили обучение в йешивах - духовных школах при талмудических коллегиях Вавилонии, а затем - Испании и Германии. Позднее йешивы (дословно "собрание учащихся") создавались при наиболее крупных синагогах.

На существование еврейских национально-религиозных общин постоянное воздействие оказывал фактор антисемитизма - враждебного отношения к евреям как к низшей и порочной расе, способной лишь к нанесению ущерба народам, среди которых она живет. Зародившись еще в Древнем Риме, антисемитизм в средневековой Европе принял религиозную форму: утверждалась враждебность иудейской религии христианству и христианской цивилизации. Существенно лучше было положение иудейских общин в мусульманских странах благодаря традиционной веротерпимости исламских владык. Однако и здесь иудеи страдали от многочисленных войн, особенно во время восстаний христианского населения Турции. Антисемитизм активно использовался различными слоями средневекового общества для подавления экономических конкурентов и в целях политической борьбы. Результатом антисемитизма явилось постоянное перемещение значительных масс еврейского населения, уничтожение в результате преследований иудейских общин в одних странах и возникновение их там, где обстановка была более благоприятна. Во времена арабского владычества (638 - 1099 гг.) в иудаизме выделяется сектантское движение, получившее название секты караимов. Караимы отвергают чей-либо авторитет в вопросах толкования Священных книг. Они считают, что задачей каждого иудея является постижение Торы только собственным разумением и велением совести. Когда арабами была разбита в 634 г. византийская армия, затем пали Сирия, Палестина, Персия, армии арабов вторглись в Испанию и достигли Франции, всего за сто лет огромная часть евреев подпала под власть мусульман. Раввинский иудаизм получил развитие, раввины продвинулись до влиятельных должностей, евреи стали частью интеллектуальной верхушки арабского мира. Большие успехи были достигнуты в математике, астрономии, философии, химии и филологии.

Крупнейший еврейский культурно-религиозный центр сложился в Испании после завоевания ее арабами в 711 г. К X-XI вв. в Испании сформировался особый тип иудаизма, известный как "сефардский", со своими специфическими ритуалами в синагоге, с собственным диалектом - синтезом испанского и еврейского языков. Однако после отвоевания коренным населением захваченных арабами территорий положение евреев в Испании резко ухудшилось. Последние арабские крепости в Испании пали в 1488 г., а уже в 1492 г. испанские евреи были изгнаны из страны, расселившись преимущественно на Балканах и в странах Ближнего Востока. Еще раньше, в 1290 г., евреи были изгнаны из Англии, где новая иудейская община сложилась лишь после Английской буржуазной революции XVII века. Еврейский культурный очаг в Провансе (Юго-Восточная Франция) был уничтожен французскими королями в XIII - XIV веках; особенно жестокому геноциду евреи Прованса подверглись во время так называемых Альбигойских войн. В 1242 г. в Париже торжественно сожгли иудейские священные книги, свезенные со всей территории нынешней Франции. Почти полностью были стерты с лица земли еврейские общины в южной Италии, шло массовое принудительное обращение в иную веру. Из Франции евреев начали изгонять, их обвинили в отравлении колодцев и в причинении "чёрной смерти" (чумы), забравшей треть населения Европы в 1348 г. На всём пространстве от Испании до Польши евреи массово уничтожались. Утверждалось также, что евреи совершают ритуальные убийства и используют кровь христианских детей в своих обрядах.

С IX века значительный центр еврейской национально-религиозной жизни складывался в Западной Европе. Прежде всего, в Германии, сложился другой тип, получивший название "ашкенази", со своим языком - немецко-еврейским диалектом - идишем. Но в XI-XII веках германские иудейские общины подвергались разгрому в период трех первых крестовых походов, сопровождавшихся вспышками религиозного фанатизма. Дальнейшее ухудшение положения германских евреев, поставленных в условия принудительной изоляции от христианского населения (так называемый режим гетто), привел к их миграции в XIII -XV веках на территорию Восточной Европы (Польша, Литва, западнорусские земли) [3,4].

В XII - XIII веках в ряде еврейских общин Германии появились небольшие группы, которые назывались современниками "хасидим" -- благочестивые. В их среде возникло особое религиозно-нравственное учение. Была издана "Книга благочестивых", которая являлась наиболее популярным изложением идей хасидизма. Хасиды считали, что беззаветная любовь к богу должна стать плавильным горном, в котором все природные способности человека сливаются воедино. По мнению хасидов, в законах Торы заключено лишь то немногое, что каждый человек может постичь своим умом. От себя же они требовали исполнения трансцендентного "небесного Закона", стоящего над законами Торы. В течение XIII века в среду иудейских диаспор Испании и Франции проникают новые веяния. Одним из таких новшеств стало быстро распространяющееся мистическое учение -- каббала. Каббала представляла собой продолжение и развитие древних мистических учений, существовавших в еврействе [3]. Исходя из положения, что человек может созерцать Бога путем мистического единения с Ним, каббала придавала особое значение смыслу имен Бога и ангелов и пыталась найти ключ к тайнам бытия и божественных заповедей, в частности путем интерпретации числового значения слов и букв Торы.

В XVI - XVII столетии самое большое количество евреев проживало в странах Оттоманской империи, или же в христианских Польше и Литве. В 1648 и 1649 гг. произошли массовые избиения евреев в Польше и на Украине. Тех, кто не смог убежать, убивали и мучили чрезвычайно жестоко. С начала XVIII в. евреи постепенно стали выходить из Польши и Оттоманской империи к городам Европы, где больше ценилась еврейская коммерческая деятельность. В XVIII столетии их значительное число направилось в Африку. С середины XIX в. Среди евреев Западной Европы и США на фоне социально-политических и духовных перемен, связанных эмансипацией и усилением ассимиляционных тенденций, зарождается движение за упрощение или отмену наиболее архаичных предписаний иудаизма. Разнообразные философские и религиозно-политические ответвления этого движения получили собирательное название - реформизм. Возникает также и консервативный иудаизм, представляющий собой промежуточное звено между ортодоксальными и реформистскими направлениями. Чрезвычайно популярной идеей становится попытка секуляризации еврейской жизни и приспособление ее к светской культуре европейских стран. В XIX в. наблюдается растущая терпимость к иудаизму, однако именно в этом столетии религиозное движение иудаизма стало сливаться с политическим и приобретать националистические концепции сионизма. В основе сионизма лежит концепция создания еврейского государства, и реализацию этой идеи в основном осуществляли светские представители еврейской общественности различных стран мира [3]. Однако, по сути эта идея представляет собой политизацию многих положений иудаизма. С конца XIX в. еврейские подвижники под религиозными лозунгами начали переезжать в Палестину, и весь еврейский мир стал им активно помогать.

Двадцатый век вошел в историю еврейского народа как век наиболее массового уничтожения. Холокост до сих пор является фактом центрального значения во всех взаимоотношениях евреев и неевреев. В середине века при попустительстве большинства правительств Европы и христианских лидеров было уничтожено более шести миллионов евреев, почти всё европейское еврейство, (треть всех евреев мира). Человечество содрогнулось [6]. Шок от холокоста позволил более активно проводить агитацию за создание еврейского государства. Когда 14 мая 1948 г. кончилось действие мандата над Палестиной, выданного Великобритании по окончании первой мировой войны, было провозглашено новое государство - Израиль. В 1921 г. в Палестине был избран Верховный раввинатский совет, возглавлявшийся двумя главными раввинами, традиция общинного двоевластия сохраняется до сих пор.

Подавляющее большинство евреев, проживающих в различных странах мира, соблюдают только те положения Талмуда и Торы, которые касаются праздников и наиболее распространенных в еврейской среде предписаний и запретов. Все же другие многочисленные и обременительные ограничения, ритуалы, посты, пищевые запреты и разрешения, соблюдаются только немногими ортодоксально настроенными верующими евреями. Хотя иудаизм так и не получил в Израиле законодательно оформленного статуса официальной религии, его институты тесно переплетены с государственными структурами и финансируются из государственного бюджета. Верховный раввинат Израиля не только контролирует религиозные учреждения, но и активно вторгается в светские области.

Глава 3. Иерусалимский Храм как главная святыня иудаизма

3. 1. Первый Иерусалимский Храм

В годы завоевания еврейскими племенами Ханаана (13-12 вв. до н.э.) и в последующий период межплеменной раздробленности, Бог иудеев не имел постоянного культового центра. Главная святыня иудеев - Ковчег Завета, в котором находились скрижали с Десятисловием, то есть десятью заповедями, постоянно находилась в переносном храмескинии [10]. Преданность Всевышнему на ходила свое выражение в жертвоприношениях, соблюдении заповедных обетов, молитве и обязательном обрезании младенцев мужского пола. С образованием объединенного Израильского-Иудейского царства при Давиде в 1004 г. до н.э. Ковчег Завета был перенесен в Иерусалим, в 905 г. до н.э. сыном Давида царем Соломоном, в святом городе были возведены царский дворец и храм в честь Бога. Семь лет длилось строительство Храма Соломона. После его завершения в Святая Святых была перенесена священная реликвия иудейского народа -- Ковчег Завета, приглашено множество старейшин и глав колен Израиля. Началось двухнедельное празднование открытия Храма торжественной молитвой царя Соломона. Впоследствии здесь происходили многие события священной истории. Храм обслуживался сословием священников и их помощников. Тогда же зарождается идея вечной нерушимой связи Бога Израиля, династии Давида и богоизбраннечества священного Иерусалима. Храм, построенный Соломоном в Иерусалиме, принципиальным образом отличался от всего, что ему предшествовало в еврейской истории. Впервые Храм был возведён в качестве постоянного и основательного каменного здания в совершенно определённом и особом месте. Великолепное здание Храма сделало его с самого начала центральным святилищем для всего Израиля, хотя наряду с ним продолжали существовать и местные святилища -- бамот. Вошло в обычай восходить три раза в год в Иерусалимский храм. Тем временем, в Иудее Иерусалимский храм всё более и более возвышался в глазах народа и занял первое место в поклонении Единому Богу. Гора Мориа, на которой стоял Храм, стала считаться Божьей горой, а Храм -- жилищем Господним. Чудесное избавление Иерусалима и вместе с ним всей Иудеи от нашествия Сеннахирима в 701 году до н. э. ещё больше окружило Иерусалимский храм ореолом Божественной святости и чудодейственной силы. Однако существование местных бамот рядом с постоянным Храмом считалось нормальным явлением в виду того значения, которое придавалось народом жертвоприношениям.

Однако ухудшение политической ситуации в конце правления Соломона и в дни его преемников отразилось на судьбе Храма. Чтобы подорвать статус Иерусалима как духовно-политического центра всех израильских колен, основатель Израильского (Северного) царства Иеровоам I (930 год до н. э.) восстановил святилища в Бейт-Эле и Дане, и превратил их в подобие Иерусалимского храма. В обоих храмах Иеровоам установил золотых тельцов. Но уже в царствование Езекии Храм вновь стал святыней для всех жителей Иудеи, единственным местом, где служили Богу. В дальнейшем величию этого Храма придавалось все большее значение. Сюда прибывали люди со всего Израильского царства. Приход к власти Менаше привел к восстановлению языческих капищ, идолопоклонство проникло и в Храм. В правление Иошияху языческие культы уничтожили, и Храм снова стал культурным и политическим центром всего государства. Несколько десятилетий спустя в Израильское царство вторгся Навузардан -- один из предводителей вавилонского войска. Он разрушил все дома и стены города, выгнал местных жителей и приближенных сверженного царя и превратил в руины Иерусалимский Храм. До сих пор не найдено и прямых археологических свидетельств из Храма Соломона, поскольку непосредственно на Храмовой горе археологические раскопки никогда не проводились. При просеивании земли с Храмовой горы были найдены некоторые косвенные свидетельства, среди которых камень с именем священника, а также наконечник стрелы, подобные которому использовались в армиях Навуходоносора.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.