Евангелие дало веру в то, что во Христе - мы новая тварь. Акт Боговочеловечения и вознесения нашего естества превыше ангельских чинопочитаний открывает человека в его христианском самосознании. Христианский гуманизм, противоположный гуманизму языческому и революционному, облагораживает понятие человека сравнительно с языческим сознанием и сознанием ветхозаветного Израиля. Во Христе сглаживаются грани, непреодолимые для язычников и иудеев. В Царстве Евангелия нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского (Гал. 3,28). Христианство несет с собой радостный космизм, то есть полнокровное приятие мира, твари природы и, конечно, человека, этого лучшего, по образу Божию, создания Творца.
Поэтому священничество и пастырство Христово существенно и качественно отлично от священства языческого и левитства иудейского. Священник Христов-строитель Таин, строитель Тела Христова. Он призван сам, а через него и другие, созидать новое Царство Благодати.
Священник Христов призван к проповеди усыновления, к собранию воедино расточенных чад Божиих, к преображению мира и человека. Ясно, что несовершенство евангельской морали и неразработанность догматических истин составляют самое важное в христианстве. Самое важное - это Сам Богочеловек. Велия…. Благочестия тайна (1 Тим.3,16), тайна боговочеловечения лежит в основе христианской проповеди, нашей евхаристической жизни. Бог есть не только начальная причина мира и человека, но и конечная его цель. «Богоматериальный процесс», о котором писал Владимир СоловьевВ.Соловьев. Оправдание Добра. М. 2004. С. 196 и есть проповедь всемирного совершенства о котором дерзнул учить только Тот, кто есть Создатель этого мира. Это предопределяет отношение христианского пастыря к миру и человеку.
Человек, которого призван духовно окормлять - пастырь, был, есть и будет, несмотря на все эти грехи и падения, любимым созданием Божием. Православному пастырю поэтому должна быть внушена вера в человека, в его предопределение в предвечном Совете к причастию Богочеловека, его сродника по плоти, по слову преподобного Симеона Нового Богослова.
Поэтому главным пастырским средством должна быть благая весть о спасении, вселение веры в это спасение и обожение, а не запугивание адскими муками. Пастырь поменьше должен в сердце своем предопределять людей к этим мукам и на себя брать дерзновенный суд.
Пастырскому деланию должно быть более свойственно преодоление зла в мире и человеке добром, любовью, нежели обличением и осуждением. Ему должно быть более свойственно попечение о спасении, нежели предвосхищение Страшного Суда и самоуверенное осуждение всех «еретиков», «грешников» и «инакомыслящих». Он должен положить на основание всю историю святых, что законченного типа праведника и грешника вообще не существует; падения возможны и с вершины святости; покаяние и возрождение всегда возможны и в тех глубинах падения, которые нам кажутся безысходными. Пастырь особенно должен помнить, что над нравственной судьбой человека царит прежде всего свобода.
Пастырь не столько должен заботиться о ненарушимости своего авторитета, сколько об убедительности его истины. Пастырь должен звать к свободному приятию Истины, к покорению себя бремени и игу христианской свободы.
В христианской церкви существует два вида священства: всеобщее и иерархическое. К сожалению, догматическая разработка учения о всеобщем священстве значительно отстает от раскрытия сущности и значения священства иерархического.
Под всеобщим священством Церковь понимает благодатную освященность, которую получает каждый её член в таинствах Крещения и Миропомазания. Эта освященность осуществляется действием Святого Духа, который усыновляет христианина Богу Отцу.
Это учение Слова Божия о всеобщем священстве является основой нашей убежденности в особом положении, которое занимает христианин в сфере духовной жизни. Разнообразие служений вытекает из органической природы Церкви. В ней каждый её член занимает определенное, одному ему свойственное положение и место. Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси.М.: Политическая литература, 2007. 210 с.
Это не нарушает единства природы членов Церкви. Их онтологическое единство вытекает из их единства во Христе. По своей природе все члены одинаковы, так как у всех один и тот же Дух. Никто не может ставить себя выше других в Церкви, а тем более выше Церкви, или претендовать на то, чтобы особым образом выражать Церковь. Ни апостолы, ни пророки, ни учители не составляют сами по себе, все вместе или каждый в отдельности, Церковь. И те, и другие, и третьи только члены Церкви, а не вся Церковь, поэтому не могут существовать без остальных членов, так как иначе для них было бы невозможно выполнять те функции, для которых они поставлены Богом. Различие между лицами, имеющими или не имеющими особые служения, возможно не онтологическое, а функциональное.
Особое служение - предстоятельство. Оно находит свое выражение в евхаристическом собрании. Без него не могло быть Евхаристии, так как такова ее природа, которая требует предстоятеля. « В так называемый день солнца (воскресение), - пишет святой мученик Иустин Философ Г у с е в Д.В., Период христианской письменности с половины II до начала IV века. Св.Иустин, мученик и философ, Казань, 1898. с. 15-92., отец и учитель Церкви, - бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам и селам; и читаются, сколько позволяет времени, сказания апостолов и писания пророков. Потом, когда перестают, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаём и воссылаем молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом «аминь».
Всеобщее священство не только составляло и составляет органическую, неотъемлемую и общепризнанную часть понятия о Церкви вообще, не только основано на однозначных свидетельствах Священного Писания, но и является живой реальностью необходимым и исключительно важным элементом, без которого Церковь не может быть тем, что она есть, то есть Телом Христовым.
Более того, можно с уверенностью сказать, что иерархическое Священство не могло бы существовать без всеобщего священства, превратилось бы из служения в господство, из любящего соработничества в эгоистическое самоутверждение.
Церковь - единый организм, скрепляемый любовью его членов к Богу и друг к другу. На этой почве только и возможно существование и деятельность иерархического Священства, т.е. мирян - членов Церкви, призванных и возведенных через рукоположение в особый духовный и общественный статус, именуемый духовным саном.
2.2 О таинстве священства
Установление таинства Евхаристии Самим Иисусом Христом не вызывает сомнений - Тайная Вечеря, достаточно подробно описанная в Евангелии, произнесенные при этом Иисусом Христом установительные слова в соединении с заповедью ученикам о частом повторении великого тайнодействия (Лк. 22,14-20; 1Кор. 11, 23-25) говорят об этом с полной ясностью.
Все Таинства Церкви совершаются непосредственном участии священнослужителей. Поэтому само посвящение в Священство также является Таинством. Это совершается на Литургии при чтении особых молитв и возложении рук архиерея на голову посвящаемого. Отсюда Таинство называете Хиротонией, то есть, с греческого, Рукоположением. Посвятив ставленника (того, кто принимает священный сан), архиерей возглашает - «Аксиос!», на что хор и весь народ отвечают троекратным «Аксиос!» выражая свое согласие на посвящение достойного христианина.
Поставляемый получает благодать Святого Духа для служения Церкви Так обеспечивается преемство благодати, данной апостолам, и единство Церкви из века в век. Именно посредством священства в мире живет и действует одна и та же спасительная благодать Духа Святого, ниспосланная Воскресшим Христом в день Пятидесятницы.
При этом благодать в различной мере даруется диакону, пресвитеру и епископу. И при посвящении христианина соблюдается постепенность: невозможно взойти на высшую ступень, минуя низшую.
Священнослужители Православной Церкви действуют не от себя и не сами по себе, не «вместо» или «за» Христа, но их задача - свидетельствовать, что Господь и ныне открыт людям, доносить Его благодать до каждого верующего.
Церковь с первых веков понимала, что без иерархии, без священства Она не может существовать, и всегда осуждала всякое самочинство и расколы. Вот некоторые из цитат ранних Отцов Церкви, которые приводит Архимандрит Илларион: Иустин Философ. Апология II. // Ранние Отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988, с. 359. «Между прочим, Климент пишет: «Апостолы благовествовали нам от Господа Иисуса Христа; Иисус Христос был послан от Бога. Итак, Христос от Бога, а апостолы от Христа: и то, и другое было в порядке по воле Божией. Приняв повеление, апостолы, совершенно убежденные Воскресением Господа нашего Иисуса Христа и утвержденные в вере словом Божиим, с полнотой Святого Духа вышли, благовествуя наступающее Царство Божие. Проповедуя по городам и селам, они поставляли первенцев им, по испытании их духом, епископами и диаконами для будущих верующих». «Апостолы наши знали через Господа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получив совершенное предведение, поставили вышеназванных и потом дали закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи приняли их служение». Всего через два десятилетия священномученик Игнатий Богоносец со своего пути в Рим на страдание пишет послание к различным Церквам и всюду убеждает покоряться иерархии.
Церковь никогда не верила во «всеобщее священство», а признавала церковную иерархию и особых священников и епископов, имеющих власть устроить Церковь и совершать тайнодействия. Иоанн Златоуст пишет Творения Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Т. 7. с. 129.: «Если кто размыслит, сколь важно то, чтобы, будучи еще человеком, обложенным плотию и кровию, присутствовать близ блаженного и бессмертного естества, то увидит ясно, какой чести удостоила священников благодать Духа. Ими совершается жертвоприношение, совершаются и другие высокие служения, относящиеся к достоинству и спасению нашему. Еще живут и обращаются на земле, а поставлены распоряжать небесным и получили власть, которой не дал Бог ни Ангелам, ни Архангелам». Григорий Нисский замечает о только рукоположенном священнике: “Вы вчера и прежде одним из простого народа, вдруг является он наставником, предстоятелем, учителем, совершателем сокровенных таинств… он преобразился в невидимой душе к лучшему невидимою некоторою силой и благодатью". Итак, без установленного Христом священства нет Церкви.
Самый важный и самый страшный момент в жизни каждого пастыря, момент, который остается памятным на все дни до самой смерти, есть посвящение рукой архиерейской во святое и великое служение священства.
Особенно надо подумать будущему иерею о том, как оградить себя в последние дни мирской жизни, чтобы в настроении, соответствующем его высокому призванию, подойти к самому Таинству священства.
Хотя этот вопрос не входит в рамки науки пастырской, а относится скорее к канонике, необходимо сказать об этой формальной стороне хотя бы несколько слов, так как и эти формально административные подробности не могут не коснуться будущего ставленника.
Страницы: 1, 2, 3, 4