Рефераты. История развития свободомыслия и атеизма

2.3. Атеизм и свободомыслие эпохи возрождения.

Эпоха Возрождения с ее антропо-центризмом, опорой на человека и выдвижением его как «меры вещей» на первый план, с неустанными по-пытками создания свободного от тре-бований средневекового богословия куль-турного пространства, обмирщением жизни и возникновением автоном-ной (светской и политической) мора-ли всего лишь готовит условия для будущих атеистических учений, но в сво-ей основе все еще остается религиозной, не-смотря на то, что границы христиан-ства размываются и древний мир с его религией и культурой стано-вится неотъемлемой частью возрож-денческого гуманизма. Отдельные нападки на религию и институт пап-ства, стремление «исправить» рели-гию, привести ее в соответствие с культурными и жизненными запро-сами своего времени не могут счи-таться атеизмом в строгом смысле этого слова, прежде всего потому, что не предполагают, отрицания Бога и критику церкви совмещают с верой в спасительность христианства. Ха-рактерна в этом отношении фигура Эразма Роттердамского (1469-1536); крупнейший представитель «христианского гуманизма», пере-водчик и комментатор Священного Писа-ния и трудов отцов Церкви с такой силой высмеивает нравы католического духовенства в своих художественно-назидательных сочинениях («По-хвала глупости» и др.), что они начинают рассматриваться чуть ли не в качестве атеистической литературы.

Из большого числа разнообразных направлений и течений философ-ской и общественной мысли эпохи Возрождения наиболее близок к атеизму пантеизм -- мировоззрение, в основе которого лежит отождествление Бога и природы. Это отождествление, в слу-чае последовательного его проведе-ния, с необходимостью ведет к отри-цанию личного Бога, и только непо-следовательностью в выводах можно объяснить, почему многим привержен-цам этого направления удалось избежать упреков в атеизме. С некоторыми ого-ворками к атеистам эпохи Возрож-дения следует отнести философов, стоящих на позициях пантеизма,-- Пьетро Помпонацци (1462-1525), Дж. Бруно (1548-1600), Т. Кампанеллу (1568-1639).

3. Атеизм XVII-- XVIII вв.

3.1. Эпоха Просвещения.

В философии Просвещения в тес-ной связи с абсолютизацией чело-веческого разума, освобожденного от «предрассудков», верой в разум как средство решения всех проблем и утопическими проектами пере-устройства общества на «разумных» на-чалах переоценке подвергается от-рицательное отношение к атеизму. В теоретических спорах о «естественных правах» человека, «вольномыслии» и «веротерпимости» предпринима-ются попытки реабилитировать атеизм и уравнять его с христианской верой. Широ-кое распространение получает фи-лософия деизма, в своем крайнем выражении признающая Бога толь-ко в качестве Творца мира и отрицаю-щая Промысел Божий, подменяющая христианство «естественной религи-ей», в которой нет места для чуда, тай-ны, авторитета и священства (Воль-тер, Ж. Ж. Руссо, Д. Юм и др.).

Наиболее известные представители французского деизма -- Вольтер (1694-- 1778) и Руссо (1712-1778) признают существование Бога, но их понимание Бога не идет дальше представ-лений о нем как об анонимном Верховном Существе, в лучшем случае, обеспечивающем правосудие и моральный порядок. Формально не яв-ляясь атеистами и выступая против атеизма, они, тем не менее, остаются про-тивниками церкви и христианства.

В формировании безрелигиозной идеоло-гии, подготовившей Французскую революцию со всеми ее трагичес-кими событиями, особое место при-надлежит французскому материализму -- учению, которое сводит явления духа и душевную жизнь человека к «ма-терии» или к телесной «природе» и, по своим исходным положениям, враждебно религиозной вере. Механисти-ческие и натуралистические учения Ж. О. де Ламетри (1709-1751), позд-него Д. Дидро (1713-1784) и К. А. Гель-веция (1715-1771) вполне могут быть отнесены к атеизму, однако наиболее рьяно это мировоззрение, лишенное философской глубины и опираю-щееся на заблуждения ума и чувств, представлено в многочисленных антирелигиозных и антицерковных сочи-нениях П. А. Гольбаха (1723-1789) и в главном его труде «Система при-роды», в которых происхождение рели-гии он объяснял непросвещенностью людей, их невежеством, а также ко-рыстными интересами духовенства.

XIX веке Немецкая классическая философия, от Канта до Гегеля включительно, несмотря на ряд вы-двинутых ею сомнительных идей и учений тем не менее сохраняет внут-реннюю связь с христианством и считает его абсолютной религией. Это не помешало левым гегельянцам эволюционировать сначала к деизму и пантеизму, а затем к открытому атеизму. (Д. Ф. Штраус, Б. Бауэр, А. Руге, Л. Фейербах, К. Маркс и др.). В чис-ле яростных критиков Гегеля был его современник А. Шопенгауэр (1788-- 1860), атеист по своим убеждениям, развивавший не без влияния со сто-роны буддизма философию «ничто» и отрицавший существование Бога.

В XIX в. получает широкое рас-пространение теоретический атеизм; он связан с философскими направле-ниями своего времени -- позитивиз-мом, антропологической филосо-фией, анархизмом, материализмом и философией жизни. Пронизаны ду-хом неверия и скептицизма много-численные исследования в области истории религии, ее происхождения и возникновения. Под влиянием позитивной философии и эволюцион-ной теории Ч. Дарвина, механически перенесенной на общественную жизнь и толкование религии, атеизм на-чинает рассматриваться в качестве необходимой составляющей «науч-ного мировоззрения».

К известным атеистам XIX в. отно-сятся идеолог анархизма социалист П. Ж. Прудон (1809-1865), утверж-давший, что «Бог -- это зло»; вуль-гарные материалисты Л. Бюхнер (1824-1899), К. Фохт (1817-1895), Я. Молешотт (1822-1893), естество-испытатель Э. Геккель (1834-1919), автор кн. «Мировые загадки».

3.2. Теоретики атеизма.

3.2.1. А. Фейербах.

Создатель антропологической фи-лософии, один из крупнейших тео-ретиков, А. Л. Фейербах (1804-1872), он обра-щается к принципу субъективности, но вместо «транс-цендентального субъекта» в основу философии полагает учение о чело-веке. Если в своей ранней книге «Исто-рия философии Нового времени» (1833) Фейербах принимает учение Р. Декарта, у которого доказательства бытия Бога связаны с наличием в че-ловеческом мышлении врожденной идеи Бога, то в поздних сочинениях он, используя с некоторыми измене-ниями те же ходы мысли, приходит к противоположному результату -- к убеждению, что Бог есть всего лишь представление человека, что человек «не может задаваться вопросом, что такое Бог сам по себе». Тем самым он полностью отрицает христианское учение о Боге и Церк-ви, отвергает авторитет Священного. Писания и Предания. Отрицая существо-вание Бога в Себе, Фейербах не за-мечает, что на основании той же ло-гики следовало бы и мир толковать всего лишь как человеческое пред-ставление.

Он пишет: «Бог есть откровение внутренней сути человека, выраже-ние его «Я»»; это означает, что человек раздваивается, его сущность отчуждается и «объективируется», получает идеальную реальность «Бога» и власть над че-ловеком. «Божественная сущность есть не что иное, как человеческая сущность, освобожденная от границ природы»

3.2.2. К. Маркс.

Другой теоретик атеизма племянник глав-ного раввина в городе Трире К. Маркс (1818-1883). Значение атеизма для уче-ния Маркса чрезвычайно велико. К своей философии диалектичес-кого и исторического материализма он приходит через атеизм. Однако атеизм в ка-честве «критики религии», являясь исходным пунктом всего миросозер-цания и учения Маркса, получает свое обоснование через само это уче-ние и только таким образом повышается в своем статусе и становится «научным атеизмом». Знакомство с трудами Фейербаха сыграло важную роль в формировании атеистических воз-зрений Маркса и его сподвижника Ф. Энгельса.

Признавая в целом пра-вильным учение Фейербаха о Боге как проекции человеческих чувств, надежд и страхов и дополняя его теориями «фетишизма» и «олице-творения», Маркс и Энгельс, по мере разработки философско-политического учения, находят ошибки в атеистических воззрениях своего предшественника. Основной не-достаток они видят в узости антро-пологического подхода и поэтому считают необходимым выявить со-циальные и экономические предпо-сылки возникновения веры в Бога и религии. В созданной Марксом кон-цепции общественно-экономичес-кой формации религия рассматри-вается в качестве одной из форм общественного сознания, «надстройки», которая определяется «базисом» (или экономическими отношениями) и полностью зависит от изменений в нем. Однако Маркс, который считал, что история, вплоть до коммунизма как ее завершения, характеризуется последовательной сменой общест-венно-экономических формаций (одного базиса другим), не заметил, что религия, в частности христиан-ство, не исчезает со сменой «старого базиса», как должно было бы про-изойти согласно его теории. Это упу-щение пытался исправить Энгельс в работе «Людвиг Фейербах...», дополнивший теорию положением об относительной самостоятельности «надстройки», но тем самым был ограничен главный тезис Маркса об определяющей роли «базиса» и все учение приобрело предположитель-ный характер, потеряло ясность и смысл.

3.2.3. Ницше.

3-й крупнейший представитель атеизма, Ницше, выходец из рода священ-ников, в течение всей жизни вел тяжбу с Богом, завершившуюся тя-желым душевным заболеванием. О важности и нерешенности для Ницше вопроса о Боге говорит тот факт, что написанные в состоянии болезни тексты он подписывает име-нами «Дионис» или «Распятый».

Ницше -- создатель новой разновид-ности атеизма, мистического. Если Фей-ербах пытался обосновать свой атеизм с позиции «человека», Маркс -- «об-щества», то для Ницше основной те-мой становится «культура». Под культурой Ницше понимает целост-ное историческое образование, тип жизни, в основании которого лежит миф как «высшая ценность». Культура как система ценностей, по Ниц-ше, рождается из мифа, живет верой в миф и умирает со смертью мифа. Уже в ранней работе «Происхождение трагедии из духа музыки», пытаясь найти ключ к пониманию античной культуры, Ницше обращается к ана-лизу греческой религии и мифологии и вы-деляет два определяющих начала - аполлоновское (красоты, соразмер-ности, разума) и дионисийское (экстатичности, хаоса, воли к жизни), соответствующие греческим богам -- Аполлону и Дионису.

В концепции «нигилизма», разра-батываемой в поздних сочинениях, речь идет о кризисе европейской культуры, истоки которой Ницше непосредст-венно связывает с христианством и с христианскими представлениями о Боге. Ницше справедли-во связывает нигилизм с атеизмом, с утра-той веры в Бога, но заблуждается, подобно другим атеистам, полагая, что Бог создается людьми; только этими соображениями можно объяснить слова Ницше «Бог умер» и веру его в преодоление эпохи нигилизма путем «переоценки ценностей», со-здания нового мифа как основы но-вой эпохи. Таким мифом становится учение о «сверхчеловеке», и этим «сверхчеловеком», считает Ницше, нужно заполнить образовавшуюся со «смертью Бога» пустоту бытия.

Отношение Ницше к христианст-ву -- крайне отрицательное, к Христу -- двойственное, образ Христа его одно-временно притягивает и отталкивает.

4. Свободомыслие и атеизм в России.

В России 18 в. идеи свободомыслия ярко вы-ражали М. В. Ломоносов, И. А. Треть-яков и др. Свободомыслием пронизано всё творчество А. Н. Радищева; с позиций свободомыслия выступали и многие декабристы (П. И. Борисов, А. П. Барятинский, И. Д. Якушкин и др.). Со 2-й половины 19 в. принципы свободомыслия в странах Западной Европы и в России защи-щали и обосновывали крупные учёные-естествоиспытатели.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.