Рефераты. История развития религии

2

ДЖАЙНИЗМ

Для джайнизма в Индии была теоретическая база - это в первую очередь санкхья и йога. Эти учения призывали людей к самосовершенствованию, к выходу из порочного круга страстей и желаний, к растворению человека в природе. Но система брахманизма имела одно слабое место - кастовая система. Многие могли быть ею недовольны, но больше всего она не нравилась кшатриям - князьям, правителям, воинам. Путь к спасению (существовавший только для жрецов-брахманов) в это жизни был для них закрыт. Поэтому именно в среде кшатриев стали появляться пророки, которые пытались создать новую религию, которая сделала бы людей равными на пути к спасению, высшим степеням духовности, богам.

Джайнизм не стал такой религией: видимо этому помешал её крайне аскетический характер, но поиск продолжался и в VI веке до н.э. родилась новая религия - буддизм, ставшая самой ранней по времени появления мировой религией. Она старше христианства на пять веков, а ислама целых двенадцать.

Джайнизм может рассматриваться как его непосредственный предшественник или, по крайней мере, очень близкое к буддизму религиозное учение.

БУДДИЗМ

Буддизм - возник в Древней Индии в Х1- V вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Основные направления тхеравада и махаяна. Расцвет буддизма в Индии - V в. до н.э. -начало 1 тысячелетия н.э.; распространился в юго-восточной и центральной Азии, отчасти в средней Азии, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к ХН в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т.ч. ритуализма). В центре буддизма - учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, освобождение и путь к нему. Страдание и освобождение - субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание - состояние беспокойства, напряжённости, эквивалентное желанию и одновременная пульсация дхарм; освобождение (нирвана) - состояние несвязанности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определённого набор дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нём постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т.д. Отрешённость от мира, индивидуализм определяют глубокую асоциальность буддизма.

Архат в буддизме хаяны существо, достигшее состояния высшего совершенства идентичного с «освобождением», нирваной.

Бодхисатва (санскр.: тот, чья сущность - просветление), в буддизме махаяны идеальное существо, которое в отличие от архата хаяны, выступает, прежде всего, как наставник и образец для других людей, ведущий их по пути нравственного совершенствования к достижению нирваны. В основе идеала бодхисатвы в махаяне - космический принцип связанности всех существ взаимным состраданием и взаимной помощью.

Дхарма (санскр.), 1) одно из центральных понятий в индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: царящий над миром вечный абсолютный закон (аналог абсолюта); нравственно-социальное установление для «правильной жизни» (долг) - в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму. 2) В буддизме - первичные элементы бытия и психо-физичекие элементы жизнедеятельности личности; дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают; волнение их - источник страдания и прекращения нирваны.

Нирвана (санскр. - угасание), центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме психологическое состояние внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворённости и самодостаточности, абсолютной отрешённости от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этикопсихологическим понятием нирваны возникает и представление о ней, как об абсолюте. В джайнизме - совершенное состояние души, освобождённой от оков материи, бесконечной игры жизни и смерти (сансары).

Буддистская философия оперирует понятиями беспредельного, бесконечного мира, находящегося в постоянном состоянии возникновения и исчезновения. На этой сцене и разыгрывается драма жизни.

У мира нет ни начала, ни конца, следовательно, нет места богу-творцу и акту творения. О боге в буддизме нет и речи, ему не место в этой системе. Под богом буддисты понимают некий абсолют, универсальное начало, абстракцию, пустоту. При этом небо и земля, по буддизму, населены многочисленными богами из пантеона Вед, брахманизма, индуизма. Будда - не бог. Он лишь совершенный человек, великий гуру. Указывающий другим людям путь к совершенству. Он так же и не спаситель людей. Многие считают буддизм атеистической религией, для такой точки зрения есть немало оснований. Нельзя считать буддизм и монотеистической религией, так как всё множество ведических богов сохранилось в его вероучениях (хотя поклонение им и утратило смысл). В буддизме нет веры в загробную жизнь. Будда не отменил и не запретил старых богов, но в новой религии они стали скорее созданиями природы, чем её властителями.

Согласно древним буддистским традициям Вселенная существует в нескольких уровнях. Земля находится где-то посередине. Это цилиндрический диск, в центре которого возвышается гора, окружённая морями и концентрическими кругами горных цепей. За пределами этих цепей находится море, доступное взорам людей, на нём лежат четыре острова. Индия - треугольный остров. Его серединный пункт - дерево, под которым Будда вошёл в состояние нирваны. Земля держится в пустом пространстве. Под землёй находятся страшные адские пещеры, в которых мучаются, терзаются, кипятятся и поджариваются их обитатели. Над землёй находится шесть небес, на которых живут боги.

РАЗДЕЛЕНИЕ БУДДИЗМА

После смерти Будды последователи Учителя собрались на специальные соборы с целью сохранения и передачи его учения. На этих сборах складывались догматы (неизменные, важнейшие, не требующие доказательства, принимаемые на веру положения). Первый такой собор произошел, согласно традиционному рассказу, собрался вскоре после смерти пророка. Среди пятисот монахов были непосредственные ученики Будды, в том числе его любимый ученик Ананда, которого едва не отстранили от собора, так как считали повинным в том, что он не успел спросить у умирающего точного разъяснения главных пунктов учения. Историки считают этот первый собор скорее мифом, чем реальностью. Второй собор произошел через 100 лет после первого в вайшали. На нём возникли острые споры, и фактически произошел раскол сангхи (буддистской общины) на два направления. Первое из них - тхеравада (или южный буддизм) состояло из позиции полного и максимального сохранения каждого слова, жеста и эпизода из жизни Будды, второе трактовало буддизм более свободно. Последователи тхеравады - это ортодоксы, то есть сторонники неизменного и неуклонного следования учению.

Для того, чтобы сохранить единство, они периодически собираются на так называемые сангити (букв. совместное песнопение), последнее из них - шестое - произошло в Бирме в 1954-1956гг., когда (согласно признанной буддистами дате смерти Будды) отмечалось 2500-летие перехода Будды в нирвану. Северный буддизм называется махаяна (большая колесница, широкий путь к спасению). Последователи махаяны считают себя исключительно правильно трактующими вероучение и относятся к «южной школе» весьма презрительно. Если ранний буддизм больше похож на философию, то махаяна - именно религия. От южного буддизма её отличает следующее:

Будда Гаутама для махаянистов в большей степени бог, чем учитель

мудрости и философ.

Махаяна учит, что Будда - воплощение сверхчеловеческих сил и их оружие.

В махаяне считается, что достичь состояния Будды может каждый человек.

В нирвану, с точки зрения махаянистов, могут войти не только монахи, но и миряне.

В махаяне получает развитие мифология, несколько напоминающая учение о рае и аде, что для раннего буддизма было абсолютно не свойственно.

Община нищенствующих монахов (сангха) превратилась в махаяне в настоящую церковную организацию со множеством богатых храмов, монастырей, могущественным духовенством.

Итак, в буддизме на рубеже нашей эры постепенно сложились два главных направления: южный буддизм, основанный на школе тхеравады, и получивший более позднее название хаяна, и северный буддизм, именуемый махаяна.

С угасанием буддизма в Индии возникает и продолжает по настоящее время развиваться религиозно-социальная система хинду, которая является как бы итогом переработки предшествовавших течений и поисков. Она признает кастовую систему отношений, а в качестве главных богов выделяет Вишну и Шиву. Вишну является в образе Рамы и Кришны. Распределение ролей следующее: Брахма - созидатель всего, Вишну - хранитель, Шива - разрушитель и реконструктор одновременно. Космогоническая доктрина заключается в представлении, что индивидуальная вечная душа (Атман) стремится слиться с мировой душой (брахманом). Существует множество направлений в рамках индуизма.

ЛАМАИЗМ (Буддизм в Тибете)

Для того чтобы понять особенности тибетского варианта буддизма, носящего название ламаизм, надо немного сказать о коренных древних верованиях тибетцев. Согласно одной из легенд, прародителями тибетцев были царь обезьян и горная ведьма. Подлинное их происхождение - белое пятно в истории.

Антропологические характеристики черепов древних людей Тибета указывают на их сходство с индейцами Америки. Считают, что смешение кровей происходило и на протяжении первых тысячелетий дохристианской эры, но особенно интенсивно - в более поздний период.

Добуддийская религия Тибета была типично политеистической. Божества подразделялись на богов неба, земли и воды. Деревья рассматривались как вместилища божественного духа. Сквозь все сферы прорастает Мировое дерево.

В практической жизни большая роль принадлежала «богу дома», который требовал большого внимания, и богу очага. Культовый служитель «бонпо» проводил особый ритуал очищения, если вода нечаянно заливала огонь в очаге.

Личные боги (бог-защитник и бог-человек) располагались на плечах справа и слева как Бонпо-могильщики были магами, могли летать на бубне, заклинать, резать железо птичьим пером, предсказывать будущее. В религиозной традиции тибетцев были жертвоприношения, в том числе, и человеческие. Клятва вассалов своему королю сопровождалась убийством животных, которые производились с особой жестокостью, символизируя мучения, которые ждут изменщика клятве. Вообще, владык обожествляли как сынов неба.

Космогонические мифы повествовали о происхождении мира из космического яйца.

Чисто политические мотивы - вражда внутри бонского священства (одни поддерживали владыку - цэнпо, а другие - племенную аристократию), вынудили цэнпо обратить внимание на буддизм, укоренившийся в Северной Индии.

Вариант буддизма, получивший развитие в Тибете, включал три источника:

1. Учение мадхьямиков

2. Учение йогов

3. Тантризм

Учение мадхьямиков считает иллюзией не только внешний мир, но и само познание. Реальна только пустота, она не познается опытом, но только мистически, интуитивно.

Учение йогов допускало реальность сознания, а образы внешнего мира рассматривало как мираж, высший смысл которого познается в процессе внутреннего созерцания. Система упражнений предназначалась для совершенствования созерцательных способностей. При этом считалось, что экстатические состояния, вызываемые йогическими упражнениями, помогают сосредоточению мыслей.

Тантризм, вошедший в тибетский буддизм, содержало открытую (экзотерическую) часть, доступную большинству, и эзотерическую - тайную часть, которая была доступна только посвященным. Огромную роль в практике тантризма играли братья, магические приемы и ритуальные телодвижения.

В магическом ритуале действовала триада - телодвижение речь - произнесение заклинаний, и рассудок - концентрация внимания.

Кроме того, для приведения себя в состояние транса практиковалась фиксация взгляда на изображении магических кругов или квадратов - мандал.

Цель и смысл тибетского буддизма - слияние с космическими духами, пронизывающими пространство.

Тантрический буддизм завершает развитие буддийской теоретической мысли, продолжавшееся 1500 лет.

Христианство

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.