Наряду с Кораном важным источником исламского ве-роучения является Сунна -- мусульманское священное предание, представляющее собой совокупность хадисов -- рассказов об изречениях и действиях пророка Мухаммеда. Но более авторитетным и популярным среди мусульман сборником хадисов является "Аль-Джами ас-Сахих", составлен-ный аль-Бухари (родившимся в Бухаре). Этот сборник счи-тается второй книгой после Корана. Согласно мусульманс-кой традиции аль-Бухари собрал около 600 тысяч хадисов и после тщательного их изучения признал достоверными 7250 хадисов. Сборник построен по принципу предметов высказываний, а не по именам соратников пророка, от ко-торых доходили эти рассказы. Основная часть сборника посвящена разъяснению вероучения, культовых предписаний, правил ритуальной чистоты, две большие книги посвяще-ны вопросам толкования и превознесения достоинств Кора-на. В значительной части сборника рассматриваются право-вые и нравственные проблемы, есть немало хадисов исто-рического и биографического содержания. На основе этих религиозных книг можно составить представление о со-держании мусульманского вероучения.
Мусульманское вероучение обладает всеми атрибута-ми религиозного учения. В его основе лежит вера в бога -- творца и управителя Вселенной, в Страшный суд, в заг-робное воздаяние. Все люди рассматриваются с точки зре-ния одного критерия: их следования заветам бога. В зави-симости от этого они делятся на правоверных и неверных. Мусульмане руководствуются следующими основными по-ложениями, признаваемыми за непреложную истину и обя-зательными для всех верующих: вера в Аллаха, в святость Корана, посланничество Мухаммеда, бессмертие души, воскресение из мертвых в день Страшного суда, вера в рай и ад, чертей, демонов и ангелов. Одним из важнейших в Исламе является догмат о предопределении. Согласно ему, в мире ничего не существовало и не существует ничего не ^висящего от воли Аллаха. Еще до сотворения мира было Отворено Перо, которому Аллах повелел записать обо всех божественных и творениях, вплоть до Страшного ада. Выполняя волю всевышнего, Перо записало то, чему суждено случиться в грядущей истории человечества, и все это не дано изменить никому. Человек зависит от бога ему предначертана судьба, которая неотвратима. Поэтому
нельзя роптать на жизненные невзгоды, а надо терпеливо идти своим путем.
Мусульманская доктрина нравственности исходит из абсолютного значения норм морали, установленных Кораном, из неизменности и универсальности этих норм для лю-бых народов и времен. Причем исламская мораль исходит из того, что человек по своей природе порочен, только страх божьего наказания может заставить его вести себя правильно. Высший нравственный долг человека -- это слу-жение богу, его восхваление. Все остальное является вто-ростепенным, несущественным. Личное счастье должно быть принесено в жертву служению Аллаху. И Аллах дарует счастье в другой жизни, если все поступки человека были нравственными. А нравственными они будут в том случае, если они совершены из побуждений служить Аллаху (если делаешь добро не из-за служения Аллаху -- это безнрав-ственно, а если убиваешь из-за любви к Аллаху -- это нравственно). Одним из нравственных поступков является борьба с неверными, "великое избиение их". Но поскольку ни один человек не может быть абсолютно нравственным день за днем, то большое место отводится покаянию, кото-рое проявляется в молитвах и благочестивом поведении. Мусульманское предание говорит о том, что даже пророк Мухаммед обращался к богу сто раз в день, прося отпус-тить ему грехи. Поэтому простому верующему надо делать это гораздо чаще. К очищению от грехов ведут молитвы, обряды и пост.
Чтение Корана. В богослужебном ритуале чтению Ко-рана отводится очень большое место. Считается весьма по-хвальным, если в доме правоверного имеется Коран, неза-висимо от того, умеет он читать или нет. Наличие в доме Корана понимается как хранение священной реликвии. Су-ществует поверье, что Коран охраняет дом от несчастий, злых духов, дурного глаза, постоянно благословляет обителей дома. Распространена клятва на Коране как истинное обещание или свидетельство. Если верующий может прочитать Коран, к нему в дом приходит священнослужитель и читает книгу вслух. Все сколько-ни-будь значительные события сопровождаются чтением глав из Корана.
Намаз (молитву) верующий мусульманин должен со-вершать пять раз в день. Первая -- утренняя молитва на заре -- совершается в промежуток от рассвета до восхода солнца и состоит из двух поклонений и паданий ниц; вто-рая -- полуденная -- из четырех поклонений; третья -- вечерняя, во второй половине дня до заката солнца -- из четырех поклонений; четвертая -- при заходе солнца -- и пятая -- в начале ночи -- состоят из трех поклонений. В месяц поста совершается особая молитва. Ритуал намаза очень сложен, требует соблюдения многочисленных правил, нарушение которых приводит к "недействительности" мо-литвы. Поэтому молитва требует особенного сосредоточе-ния, и лучше проводить ее под руководством священнослу-жителя в мечети. Перед намазом совершается ритуальное омовение.
Сунна -- обряд обрезания крайней плоти, которому подвергаются мужчины в младшем возрасте. В самом Кора-не нет указаний на то, почему верующим необходимо со-блюдать этот обряд. Как и в случае с подобным обрядом в иудаизме, здесь мы имеем дело с очень древними обычаями инициации, оставшимися от первобытных времен.
Милостыня осуществляется в соответствии с указани-ями Корана, который говорит о том, что милостыня осво-бождает от греха и способствует достижению райского бла-женства. Она имеет две формы: "закят" и "садака". Закят означает налог в пользу мечети, выплачиваемый натурой, Убираемый в определенное время -- в праздники или другие священные дни. Садака (милостыня по внезапному по-буждению) означает добровольное пожертвование в пользу Нищего, бедного, калеки или в пользу храма.
Хадж (хаджж) -- паломничество -- в Мекку и Медину является очень желательной, но не строго непременной обязанностью верующего, так как длительное путешествие связано со значительными материальными затратами и другими препятствиями. Тем не менее, каждый верующий обя-зан стремиться к совершению хаджа. Разрешается вместо себя посылать других лиц. Совершивший паломничество Мекку удостаивается почетного звания "хаджия" и рассмат-ривается в качестве почти святого человека.
Во время паломничества в Мекку главным объектом поклонения становится Кааба -- священный храм, в север-ной стене которого вделан охваченный серебряным обру-чем черный камень. По легенде, ангел-хранитель Адама который не уберег первого человека от искушения, был превращен богом в камень и отправлен на землю до Страш-ного суда. На земле этот камень почернел от грехов чело-веческих. Считается, что молитва, обращенная к богу у это-го священного камня, сразу идет к подножию трона Ал-лаха. Возле храма находится источник, вода которого по-читается святой, лечащей все болезни.
Еще одним пережитком древнейших верований в исла-ме является культ мазаров и святых мест. Обычно это ме-ста древних сооружений, могильных холмов, кладбищ, де-ревья, камни и т. п. Мазары освящены легендами и мифа-ми, опирающимися на многовековые предания. Святынями объявляются и могилы крупных государственных деятелей и военачальников. Например, мазар Гур-и-эмир в Самар-канде на могиле Тамерлана. Вблизи Ферганы находится ма-зар Шах-и-мардан, в котором якобы захоронен сам халиф Али (хотя он никогда даже не бывал в этом районе). В Кир-гизии местом паломничества служит гора Тахт-и-Сулей-ман, которая, по представлениям верующих, излечивает от болезней, приносит счастье и всяческое благополучие в жизни.
Лейлят аль-кадр. Особо торжественно отмечаются три последние ночи, предшествующие завершению поста. Считаются, время происходят разные чудеса и знамения. Наиболее почитаемая ночь -- это ночь на 27-е сутки рамадана, ночь предопределений (лейлят аль-кадр). Му-сульмане верят, что именно в эту ночь небесный подлин-ник Корана из-под престола господа был перенесен архан-гелом Джабраилом на ближайшее к земле небо и уже от-сюдз содержание постепенно передавалось в течение 23 лет пророку Мухаммеду. Кроме того, учит ислам, в эту ночь всевышний раздает ангелам свои предопределения о мире вообще и о каждом человеке в частности. Эти реше-ния ниспосылаются на весь год и ничто не в состоянии их изменить.
Праздник окончания поста -- ураза-байрам -- прихо-дится на начало следующего за рамаданом месяца и назы-вается по-арабски ид аль-фитр -- праздник фитр. Каждый верующий, постившийся в течение месяца, обязан принес-ти представителю духовенства фитр -- подношение из про-дуктов или денег. Ураза-байрам длится три дня и сопро-вождается обильными угощениями, хождением в гости и т. д. В эти дни верующий должен отчитаться за проведен-ный пост, начать отбывать наказание за его нарушение (молитва, милостыня, жертва). Из фитра раздается помощь нуждающимся мусульманам.
Курбан-байрам (ид аль-адха) -- праздник жертвопри-ношений -- отмечается на 70-й день после окончания поста. Этот праздник связывается со сказанием о пророке Ибра-гиме (Аврааме), который хотел принести богу в жертву своего сына Исмаила (Исаака). Кроме того, мусульмане ве-рят, что животное, принесенное в жертву в этот день, по-может душе верующего преодолеть на своей спине мост Сират, который ведет в рай. Праздник отмечается торже-gtbchho -- совершается особое богослужение в мечети, чи-'таются проповеди, в домах готовится угощение. Курбан-^йрам продолжается три дня, мусульмане посещают мо-"'Члы своих близких, молятся за них и раздают милостыню.
Мирадж -- этот праздник посвящен памяти чудесного ночного путешествия пророка Мухаммеда на быстром как молния коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесению пророка на небо. На небе его удостоил своей беседой Аллах, во время которой Мухаммед изрек 99 ты-сяч слов, но все это произошло столь мгновенно, что, возвратясь, Мухаммед успел подхватить случайно опрокину-тый до путешествия сосуд и из него не пролилось ни кап-ли. Праздник этот был установлен после утверждения вла-сти халифов в Палестине, когда в исламе была признана святость Иерусалима (аль-Кудс) и введено почитание свя-тых мест этого города.
Ашура (шахсей-вахсей) -- день скорби у мусульман-шиитов. Он заключается в траурных церемониях, выража-ющих скорбь о мученической кончине имама Хусейна. Рас-сказы о его гибели сопровождаются самоистязаниями. Вид окровавленных, исступленных людей, шествующих в сопро-вождении толпы по улицам и площадям, их истошные, ду-шераздирающие крики оставляют огромное впечатление, вызывают чувство жалости и сострадания.
Праздник мавлюд установлен в честь дня рождения Мухаммеда и отмечается 12 числа лунного месяца раби аль-авваля. Он сопровождается чтением молитв и проповедей в мечетях и домах верующих, угощениями и подношениями духовенству. Считается богоугодным делом в этот день чи-тать и слушать рассказы о жизни Мухаммеда.
Пятница считается у мусульман днем отдыха и празднуется еженедельно. Молитва в мечети обставляется бояб6 торжественно, происходят большие полуденные обществен-ные богослужения, люди одевают праздничные одежды готовят более обильную и вкусную пищу, приглашают друг' друга в гости. Предание гласит, что день Страшного суд придется на пятницу, что Мухаммед и его зять Али родились в пятницу и что "свет ислама" начал распространяться именно в пятницу.
Пост (ураза) мусульман заимствован из древних пле-менных обычаев арабов. Ислам оведы полагают, что в самое знойное время в Аравии, в месяце рамадане, кочевники ограничивали себя в пище и берегли энергию, перенося все дела на вечер и ночь. Пост предписан на весь месяц -- в дневное время нельзя пить, есть, курить, купаться, при-нимать лекарства и т. п. Поэтому постящиеся предпочитают бодрствовать ночью.
В современном мире ислам представляет значительную политическую силу, контролирующую ценные источники сырья (нефть). Кроме исторических областей возникнове-ния, ислам распространился по всему миру, так как соот-ветствует всем требованиям мировой религии, в частно-сти, не ограничивается рамками национальности. С другой стороны, поборники ислама ведут активную наступатель-ную политику, вовлекая в орбиту своего идеологического и экономического влияния все большее количество людей. В нашей стране мусульмане имеют огромный опыт сотруд-ничества с другими вероисповеданиями и пользуются авто-ритетом дисциплинированной, нравственной, но и воин-ственной организации.
Страницы: 1, 2