Рефераты. Ислам

Ислам

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Смоленск 2005

ПЛАН

1. Становление ислама и его основные заповеди

2. Мухамед - основатель ислама

3. Священные тексты ислама: Коран и Сунна

1. Становление ислама и его основные заповеди.

К юго-востоку от Палестины, в Аравийской пустыне кочевали арабские племена. К VI-VII векам они находились примерно на той же стадии развития, что и в эпоху Моисея. Из рода в род переходил старинный обычай кровной мести. Практиковалось убийство новорожденных девочек.

Только в течение четырех священных месяцев вражда прекращалась и в городе Мекка устраивалась ярмарка.

Вера арабов походила на веру многих других племен: они признавали верховного бога Аллаха, стоящего над отдельными людьми и народами. В то же время почиталось множество духов и богов природы. Как правило, один из богов средней руки становился покровителем племени.

Этим богам приносились жертвы, от них ждали спасения в беде, а к верховному Богу - Аллаху, слишком высокому почти не обращались.

Корень слова «Аллах» - «ал» - тоже, что и в древнееврейском «эль» - бог. И в еврейской древности этот бог не был единственным. Только со временем пророки заставили народ отказаться от почитания других богов.

Рассказывали, что Зем зем, протестовавший в Мекке - тот самый источник из которого ангел напоил Измаила, изгнанного вместе со своей матерью, служанкой Агарью из дома Авраама. А обломок скалы неподалеку - «место Авраамово», там Авраам приходил навестить старшего сына, учил его молиться богу.

С III - IV веков в Аравию с двух сторон проникает христианское влияние (из Сирии и из Эфиопии). Еще раньше, по-видимому начал распространяться иудаизм. Однако только отдельные племена переходили в новую веру. Законы и обряды Ветхового и Нового Заветов были слишком сложны для жителей пустыни. К тому же их смущали различия между «народами Книги», как арабы называли евреев и христиан. Некоторые арабы становились монотеистами, не принимая никакого Завета - ни Моисеева , ни Христианского. Их называли ханифами. Ханифы призывали отказываться от племенных богов и поклоняться единому Аллаху. Но их прорицания были очень смутны, неопределенны. Из веры в туманного Аллаха не вытекало никакого закона, никакого порядка. «О, Аллах если бы я только мог знать, какой образ угоден тебе. Я сейчас же принял бы его. Но я этого не знаю!» - восклицал один из предшественников Мухаммеда Зейд. Народ продолжал держаться традиционной веры, хотя уважение к ней сильно поколебалось.

2. Мухамед - основатель ислама

Мухаммед принадлежал к роду Хашим из торгового племени курейштов, владевшего Меккой. Он рано осиротел. Отец его умер или до рождения сына, или сразу после, так и не увидев наследника. Мать пророка, Амина, тоже умерла вскоре после рождения сына. Мальчика взял на вос-питание его дядя Абуталиб. И хотя юного Мухаммеда в новой семье никто не обижал, но и особого внимания к его персоне не проявляли: не учили грамоте, не занимались его культурным развитием. Юноше была уготована стезя пастуха. Много времени Мухаммед проводил в одиночестве, самостоятельно размышляя над вопросами бытия. От свер-стников он отличался не по годам мудрым и достойным по-ведением, что снискало ему уважение среди старшин рода.

Именно высокие моральные качества позволили Му-хаммеду обрести авторитет в деловых кругах Мекки и за-няться сопровождением караванов. Проявив себя умелым и честным торговым агентом, Мухаммед обратил на себя вни-мание мекканской вдовы Хадиджи, которая была очарова-на им после личного знакомства и предложила ему всту-пить с нею в брак. Мухаммед согласился, и, несмотря на то, что ему было 24 года, а его невесте -- 40 лет, их брак был очень счастливым. Пророк очень горевал после смерти своей первой жены, ее призывал перед собственной кончи-ной.

Призвание пророчествовать снизошло на Мухаммеда в форме видения, когда ему было 40 лет. Сначала он поду-мал, что его искушают злые силы, но видение повтори-лось, и Мухаммед утвердился в намерении нести свет но-вого учения людям. Исследования современных психологов не подтверждают версии о психическом расстройстве или обмане со стороны Мухаммеда, скорее всего, он был ис-кренне убежден в правильности своих действий и идей.

Проповедовать новое учение он начал среди членов сво-ей семьи и рабов. Постепенно оно выходило за рамки се-мейного круга, что сразу повлекло негативные для Myхаммеда последствия. Против нового учения высказывались не только могущественные курейшиты, увидевшие в нем покушение на их исконные права получать дань за паломничество к Каабе, но и многие простые люди, не желавшие расставаться со своими племенными богами. Однако проповеди Мухаммеда не пропадали напрасно, ряды его сторонников постоянно пополнялись. Вся пробле-ма состояла в том, что среди приверженцев новой религии дока не было могущественных представителей знатных ро-дов -- все новообращенцы не играли видной роли в соци-альной жизни Мекки. Тем не менее, курейшиты решили бороться с учением Мухаммеда и вынудили жителей горо-да объявить бойкот, приверженцам новой религии, отселив их из города и запретив любые отношения с горожанами. Такое отселение означало бы уничтожение, но родствен-ные связи через браки помогли приверженцам Мухаммеда выдержать в течение трех лет, после которых отлучение было снято.

Однако Мухаммед уже решил перенести свою деятель-ность на другую территорию -- для араба дело совершенно необычное, так как защиту и гарантию жизни можно было получить только на территории своего племени. Но к это-му моменту сведения об учении Мухаммеда уже проникли в разные регионы, где оно нашло отклик. В 622 году к про-року тайно приходят жители Медины и заключают с ним союз, условия которого диктует Мухаммед: его последова-тели должны признать, что Аллах -- единый бог; необхо-димо соблюдать святость брака, не красть, не убивать соб-ственных детей (такой обычай существовал в отношении но-ворожденных девочек в голодные годы), не заводить и не распространять клеветы; слушаться пророка и защищать его, как родственника. Последнее условие было явным про-явлением разрушения родоплеменных связей и установления новых отношений в общине верующих.

В 622 году Мухаммед совершает бегство в Медину, со времени которого ведется мусульманское пе-речисление. В Медине организуется новая религиозная община и начинается подготовка к распространению учения на остальные территории. В этот период Мухаммед более подробно знакомится с вероучениями иудаизма и христи-анства. Он признает, что Муса (Моисей) и Иса (Иисус) были "владетелями писания", были посланы Аллахом (как и он сам, Мухаммед). Но и эти пророки, и особенно их последо-ватели впали в заблуждение, исказили учение, которое и должен поправить теперь Мухаммед. В результате этого богословского компромисса был оправдан наступательно-оборонительный союз, который заключает Мухаммед с иуде-ями и язычниками с целью покорить Мекку.

Покорение Мекки заняло не много времени -- уже в 630 году Мухаммед приходит в этот город с войском, не сделав ни единого выстрела. Все население добровольно переходит в ислам, племенных идолов сокрушают, но свя-тые места остаются. Мухаммед к этому времени так уверо-вал в силу своего учения и неотвратимость политических побед, что в 631 году рассылает по всем известным ему странам призыв к правителям покориться ему и принять ислам. Реакция на это послание была различной: кто про-молчал, а кто и прислал богатые дары властителю новой державы. К году смерти Мухаммеда (632 г.) исламское госу-дарство представляло собой грозную силу, активно веду-щую экспансию своих владений. Но после смерти пророка в стане его сторонников сразу начались распри -- слишком большое и богатое наследство он после себя оставил. В результате политической борьбы и религиозных споров в мусульманстве наметилось и развилось несколько направ-лений.

Главными направлениями ислама считаются суннизм и шиизм. Отличие между этими двумя ветвями, которое ле-жит на поверхности, определяется тем, что шиизм не при-знает Сунну -- "священное предание" (сборник рассказов с жизни и деятельности Мухаммеда). На самом деле «шиизм» признает Сунну, но только основанную на рассказах чле-нов семьи Мухаммеда, тогда как суннизм признает и свидетельства сподвижников пророка. Кроме Сунны, шииты имеют и свое священное предание -- ахбар. В шиизме сильно развит культ святых мучеников, среди которых особым почитанием пользуется второй сын халифа Али -- Хусейн. Одним из важнейших положений шиизма является вера в "скрытого имама", который должен появиться вновь и ус-тановить на земле царство божье. Как и сунниты, шииты признают Коран божественным откровением, однако допус-кают иносказательное толкование текста этой книги. Местом паломничества шиитов являются иракские города Эннадясаф и Кербела, где, согласно преданию, погребены халиф Али и его сын Хусейн.

В шиизме также существуют свои направления: зендиты, исмаилиты, карматы, друзы, нусайриты. Суннизм не дал большого числа сект, но зато он подразделяется на четыре богословско-юридических толка. Все они считаются достаточно правоверными, и каждый мусульманин может принадлежать к любому из них, по своему усмотрению. Тол-ки отличаются друг от друга по практикуемому ритуалу и методу толкования Корана. Маликитский толк отличается консерватизмом, ханифитский более либерален, шафиитский допускает сравнительно свободное толкование Корана и критический анализ предания. Хенбалитский толк объе-диняет наиболее фанатичную часть верующих. В недрах хенбалитского толка сложился ваххабизм -- протестантс-кое движение в суннизме, возникшее в конце XVIII века в тесной связи с борьбой арабов против турецкого ига. Ваххабиты считают, что между богом и людьми не должно быть никаких посредников, и поэтому отвергают духовенство. "аххабизм запрещает курить табак, пить кофе, носить белковые одежды, драгоценности. Борясь за строгое единообожие и резко выступая против культа святых, секта ^казалась от культа Мухаммеда. В настоящее время ваххабизм является одной из активных сил ислама и борется за полное воплощение в реальной жизни принципов мусульманства, относящихся к правовому и этическому регу-лированию и отраженных в Коране.

3. Священные тексты ислама: Коран и Сунна

Коран -- это священная книга всех мусульман, она служит основой для религиозного и гражданского законода-тельства. Название этой книги происходит от слова "каранай", что в переводе с арабского означает "читай". Согласно мусульманской мифологии, она была передана Аллахом пророку Мухаммеду через архангела Джабраила. В оконча-тельной редакции Коран был составлен и утвержден при халифе Османе (644--656 гг.). По преданию, Мухаммед не записывал свои изречения и проповеди. Некоторые поучения были якобы записаны его учениками на пальмовых листь-ях, пергаменте, костях и т. д. Затем они были собраны вме-сте без всякого плана и систематизации и переписаны в одну книгу. Первые попытки собрать воедино все высказы-вания Мухаммеда были предприняты еще при первом ха-лифе Абу-Бекре (632--634 гг.). При халифе Османе была создана специальная редакционная комиссия, которая со-ставила Коран. Все другие сборники проповедей Мухамме-да, в том числе даже собранные сподвижниками пророка, но не одобренные халифом, были сожжены.

Коран разделен на 114 глав (сур). Каждая сура состоит из стихов, или аятов ("аят" -- "знамение", "чудо"). Около половины глав Корана получили свое название в соответ-ствии с первым словом, с которого они начинаются, хотя слово это, как правило, не относится к вопросу, трактуе-мому в главе. Подобно всякой другой религиозной книге, Коран представляет собой собрание законов, установлений и традиций, а также изложение различных мифических сказаний, в том числе и заимствованных из других рели-гий, легенд и преданий арабского народа, которые в той или иной мере отражают социально-экономические отно-шения, существовавшие на Аравийском полуострове в VI --VII веках нашей эры.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.