Рефераты. Господство иудаизма в России

Господство иудаизма в России

Самарский Государственный Медицинский Университет

Кафедра Социологии и Политологии

Реферат

На тему: Господство иудаизма в России

Студентка Vкурса

Лечебного факультета

группы 422

Гречук Е.А.

Самара, 2010

Содержание

Введение

1. Хазарский каганат (VII-X вв)

2. Российское государство (XV-XVIH вв.)

3. "Военно-исправительная система" императора Николая I

4. Течения в иудаизме на территории России в XVIII -- начале XXв.

Выводы

Литература

Введение

На территории будущей РФ, иудаизм существовал ещё с Античности -- евреи известны в Боспорском царстве, в составе которого был Таманский полуостров и прилегающие к нему территории. В Средние века иудаизм исповедовало одно из соседних с Киевской Русью мощных государств -- Хазарский каганат. При выборе веры для Руси среди религий-кандидатов наряду с христианством и исламом рассматривался и иудаизм. В Киеве иудейская община известна с X века, составленное ей т.н. Киевское письмо является самым древним письменным памятником Руси.

В большинстве языков мира слова «иудей» и «еврей» обозначаются одним и тем же словом, и соответственно не разграничиваются. Это соответствует позиции иудаизма, который считает каждого, принявшего иудаизм -- частью еврейского народа. Поэтому говоря о численности иудеев, о распространённости иудаизма и т.п. трудно провести границу между еврейским религиозным и еврейским этническим признаками.

1. Хазарский каганат (VII-X вв)

Хазарский каганат -- тюркское государственное образование, сложившееся в середине VII в. охватывало обширную территорию от Каспийского моря до среднего течения Днепра, включая Северный Кавказ и степной Крым. Ко времени образования хазарского государства на этих землях проживало многочисленное еврейское население. Оно значительно возросло после того, как в 723 г. при императоре Льве III Исавре евреи были изгнаны из Византийской империи.

Будучи наиболее культурными среди многоплеменного населения Хазарского каганата, евреи заняли видное место при дворе хазарских правителей. Вооруженная конфронтация с мусульманским Арабским халифатом и православной Византийской империей, стремившимися подчинить Хазарию религиозно и политически, не могла не вызывать у хазарских владык интереса к религии еврейских подданных.

Около 740 г. один из хазарских беков (князей) Булан под влиянием кавказских евреев принял иудаизм, взяв себе еврейское имя Сабриэль. Вместе с ним в иудаизм перешло примерно 4 тысячи хазар. Внук Булана-Сабриэля Обадия, став в 799 г. хазарским царем, объявил иудаизм государственной религией Хазарского каганата. Он приказал выстроить в хазарских городах синагоги и пригласил в страну авторитетных раввинов -- знатоков Талмуда. Образование иудейского государства принявшими иудаизм не евреями -- исключительный исторический факт.

Принятие иудаизма покончило с притязаниями Византии и Арабского халифата на религиозное подчинение Хазарии. Однако иудаизм не стал религией большинства населения Хазарского каганата. Он охватил лишь высшие слои знати, а талмудическая образованность оставалась привилегией немногих. Большинство населения хазарского государства составляли мусульмане, христиане и язычники -- последователи древнетюркской религии небесного божества Тенгри. Впоследствии религиозная рознь в значительной мере обусловила внутреннюю слабость Хазарского каганата, приведшую к гибели государства.

Примечательный факт -- попытка установления связей между Хазарским каганатом и иудейским духовным центром в Испании, сложившимся под властью мусульманских правителей страны. В середине X века авторитетный испанский раввин Хасдай ибн Шафрут, глава дипломатического ведомства при дворе кордовского халифа Абдуррахмана III, узнав от византийских купцов о существовании в восточных степях иудейского государства, направил его владыке послание. В нем содержалась просьба рассказать о хазарах, их стране и обстоятельствах принятия ими иудаизма.

Несмотря на огромное расстояние и противодействие Византийской империи сближению Хазарии с европейскими евреями, около 960 г. Хасдай ибн Шафрут получил ответ на свое послание от хазарского правителя Иосифа. В нем было дано подробное описание страны и народа, происхождение которого возводилось к библейским патриархам. Тем не менее установить постоянные связи хазар-иудаистов с испанским центром еврейства не удалось.

В 965 г. киевский князь Святослав I Игоревич совершил поход на Волгу и Дон, разгромив хазарские города Итиль, Саркел, Семендер. Вслед за этим хазарские поселения Нижнего Поволжья были заняты войсками Хорезма, а оставшиеся хазары обратились в ислам. В 1016 г. тмутараканский князь Мстислав Владимирович уничтожил остатки хазарского государства в Крыму. После гибели Хазарского каганата часть хазар-иудеев, включая видных раввинов, нашла себе прибежище в мусульманской Испании .

В древнем Киеве существовала еврейская община торговцев, о которых русские летописи сообщают, что они разоряли русских купцов и ремесленников и потому были изгнаны из пределов Руси. В течение последующих столетий русское государство старалось оградить страну от влияния иудаизма. В 1470 году группа иудейских проповедников под видом купцов и дипломатов прибыла в Новгород, где ими была создана секта, получившая название "жидовствующих", исповедовавшая ересь, отвергавшую все христианские догматы и нравственные нормы. Русским властям пришлось применить предельно жесткие меры для пресечения деятельности секты.

2. Российское государство (XV-XVIH вв.)

В Московской Руси отдельные евреи появляются в числе других иностранцев не ранее XV в., в правление великого князя Ивана III (1462-1505 гг.). Можно назвать богатого крымского еврея Хозю (Охозию) Кокоса, который был дипломатическим посредником между московским князем и крымским ханом Менгли-Гиреем, а также врача Леона Жидовина, поплатившегося головой за неудачное лечение сына Ивана III -- князя Ивана Молодого.

Почти 250 лет непрерывных бедствий, нашествий, войн со всех направлений породили у россиян ксенофобию и религиозно-политический изоляционизм. Большую роль в формировании такого изоляционизма сыграла Русская православная церковь с ее идеологической доктриной "Москва -- Третий Рим", обосновывавшей особое историческое значение столицы Российского государства как всемирного политического и культурного центра. Иноземцев в России XV в. принимали с большим подозрением, заглазно полагая их всех еретиками и лазутчиками.

Об иноверных евреях, изредка прибывавших в Москву в качестве купцов, дипломатов и переводчиков при миссиях, россиянам достоверно было известно лишь, что они -- проклятый Богом и рассеянный по земле народ, враги Христовы, книжники и фарисеи, занимающиеся такими презираемыми на Руси делами, как ростовщичество и торговля спиртным. Определенное значение в формировании антиеврейских настроений имела также история с так называемой ересью "жидовствующих" -- распространением идейного течения иудеохристианского толка в России в период правления великого князя Ивана III.

Великие московские князья династии Рюриковичей не издавали никаких специальных антиеврейских запретительных актов и законов, но общая социальная атмосфера предубежденности, ксенофобии и слухов была достаточным основанием для неблагоприятствования еврейской миграции в Московию. Как указывал в этой связи С.Дубнов, у русских людей надолго утвердился "суеверный страх перед евреями, которых они знали лишь понаслышке" /3, кн.2, с.502/.

В 1563 г., во время Ливонской войны, после взятия русскими войсками г. Полоцка, царь Иван IV Грозный приказал утопить тех евреев, которые не пожелают креститься. То же самое он проделал в 1570 г. в Новгороде, но на этот раз безо всяких условий, поголовно. Торговый договор между Россией и Польшей 1678 г. и российско-польский договор о "вечном мире" 1686 г. специально предусматривали запрет еврейским купцам на приезд в Россию /3, кн.2/.

Лишь в годы правления Петра I (1682-1725), который евреев не притеснял, хотя и не позволял им селиться во внутренних губерниях, еврейское население вновь появилось на территориях, присоединенных к России в 1667 г. -- в Левобережной Украине и окрестностях Смоленска. В 1723 г. богатый купец Борох Лейбов построил в селе Зверовичи (близ Смоленска) первую на территории России синагогу. Она была разрушена уже в 1727 г., когда российское правительство, возглавляемое при номинальной императрице Екатерине I фактическим правителем страны светлейшим князем Александром Меншиковым, объявило о запрете евреям жить в пределах России. Данный указ практически не был выполнен; большая часть еврейского населения в России тогда осталась.

Марксистского прозелитизма и одновременно исключительной для послепетровских времен инквизиторской расправы. Бывая по торговым делам в Москве, Лейбов сблизился с отставным морским офицером Александром Возницыным, который под его влиянием обратился в иудаизм, совершив обряд обрезания. Дело раскрылось; Лейбов и Возницын были арестованы и по приказу императрицы Анны Ивановны сожжены в Санкт-Петербурге в июне 1738 г.

Резко ухудшилось положение евреев после вступления на престол дочери Петра I императрицы Елизаветы Петровны (правила в 1741-1761 гг.), отличавшейся крайней нетерпимостью к неправославным вероисповеданиям. В 1742 г. был выпущен указ об удалении евреев из пределов Российской империи. Ввиду того, что изгнание евреев грозило экономическим ущербом казне. Генеральная войсковая канцелярия Украинского казачьего войска и магистрат г. Риги обратились к императрице с просьбой приостановить выполнение указа. В ответ на это Елизавета заявила: "От врагов Христовых не желаю интересной прибыли".

Антииудейские гонения затронули даже верхи российского общества. Выдающийся ученый-медик Антонио Санчес, работавший в Санкт-Петербурге и происходивший из семьи испанских марранов (евреев-христиан), в 1749 г. был изобличен в тайной приверженности иудаизму и изгнан из Российской Академии наук. Всего в период царствования Елизаветы Петровны из России было выселено 35 тысяч евреев.

Вступившая в 1762 г. на российский престол императрица Екатерина II ( правила в 1762-1796 гг.) официально не отменила антиеврейский указ своей предшественницы, но на его выполнении не настаивала. В итоге на западных окраинах России вновь начали складываться еврейские общины. Ситуация резко изменилась около 1772 г., когда после раздела Речи Посполитой в состав Российской империи вошли земли с многочисленным еврейским населением

3."Военно-исправительная система" императора Николая I

Вышеназванные события были лишь предвестием тех притеснений, которым подверглись российские евреи со вступлением на престол в 1825 г. императора Николая I, правившего страной до 1855 г. Новый российский государь относился к евреям, как к вредному элементу, в православном государстве неуместному.

Он предпринял ряд мер, направленных не просто на ограничение прав лиц иудейского вероисповедания, но и на полную ассимиляцию еврейства.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.