Рефераты. Гонения на церкви в ранний период

Максимин Фракиец возобновил преследования в 235 г. под впечатлением натиска готских племен на Балканах и на Дунае. Они были направлены, прежде всего, против духовенства.

При Филиппе Арабе (244-129), который по преданиям был христианином, вернулись относительно спокойные для церкви времена. Цель властелинов, однако, была одна и та же, хоть во времена гонений, хоть в периоды спокойствия, - побудить верующих покончить с оппозицией и включиться в систему государства.

Запросам такого рода пытался ответить император Деций (249-251). Он пытался восстановить консервативный образ правления и веры. Текст его эдикта, обнародованного в конце 249 года или начале 150г. до нас не дошел, но из греко-египетских папирусов становится известно о его отношении к христианскому движению. Так, в установленные дни, главы семей, живших в городских и сельских центрах по всей территории империи, должны были представать перед специальными комиссиями, чтобы совершать акты почитания официального культа, принося жертвы изображениям богов и статуям императора. В случае отказа следовали арест уклоняющегося, пытка и по окончании расследования смертная казнь.

Другим же выдавалось удостоверение («книжечка»), которое подтверждало акт соблюдения культа и лояльности подданного.

Ясно, что подобная процедура на деле поражала в первую очередь христианские общины, отныне многочисленные и усложненные в социальном отношении. Так начались массовые репрессии, которые прекратились лишь через пятьдесят лет, при повороте, осуществленном Константином.

Эдикт Деция выявил, сопротивление, на которое была способна значительная часть клира и верующих, но так же, с другой стороны, и отступничество в достаточно больших масштабах, ставшее неизбежным в результате применения нового типа принуждения.

Верующих, которые заплатили за свою приверженность церкви жизнью, начали почитать особо. Сохранилась память о пошедшем на казнь римском эпископе Фабиане, в то время как его карфагенский коллега Киприан предпочел скрыться в подполье, чтобы продолжать руководить общиной, и за это подвергся нападкам со стороны некоторых христиан. Уцелевшие - вышли из тюрем, заслужив большое уважение.

Гонения во время правления Деция были самыми ужасными, хотя они и продолжались недолго. В 253 году, с приходом к власти императора Валериана репрессии вспыхнули с новой силой. Эти гонения необычны тем, что их инициатором был не император, а министр финансов , Макриан. Он являлся приверженцем одной египетской мистической религии и сильно завидовал росту популярности и влияния христианства. Первые репрессии всегда осуществлялись от имени государства, якобы для того, чтобы соблюсти древние традиции и оказать почести старым богам, хотя этот же человек, так же не был лоялен к старым богам. К тому же христианская церковь уже успела обзавестись собственностью, в том числе дорогостоящими зданиями для богослужений. Да и среди христиан было много богатых людей, чем Макриан, как министр финансов был недоволен, так как государственная казна была пуста. Поэтому ненависть к христианству у него сочеталась с финансовыми потребностями государства. Гонения позволили ему конфисковать собственность церкви и личное имущество христиан и за счет этого он облагодетельствовал свою религию.

Первый указ о гонении вышел в 257 году и запрещал христианское богослужение - первый раз, когда римляне запретили христианские службы. Далее указ запрещал христианам собираться в их центрах и обязывал их жертвовать римским богам.

Второй указ от 258 года устанавливал обязательную казнь всех христиан, которые отказались от жертвоприношения, и конфискацию имущества, принадлежащего христианам, занимающих высокое положение в обществе.

Эти репрессии были еще ужаснее, чем при Деции, они стали попыткой уничтожить христианское духовенство. В эти годы погиб, уцелевший в прошлые репрессии Киприан.

После смерти Валериана, в империи наступили несколько десятилетий мира и спокойствия. Это позволило христианству шире распространить свою веру, и к концу века численность христиан достигла десяти процентов от всего населения империи.

2.4 Последние гонения и победа Константина

В 284 году к власти пришел Диоклетиан. После многочисленных императоров третьего века, империей стал править человек образованный, сделавший блестящую воинскую карьеру. Он провел реформы в армии и в управлении. Благодаря его нововведениям Римская империи смогла просуществовать еще два столетия. Церковь также переживала благополучные времена. Многие люди стали принимать христианство, хотя и не все вполне посвящали себя Христу.

В очередной раз репрессии вспыхнули в 303 году. Диоклетиан послушался своего назначенца Галерия и сместил христиан со всех постов, которые они занимали в армии и правительстве. С февраля 303 по январь 304 года Римское правительство издало четыре указа, направленных против христианства.

Первый указ полностью запрещал все христианские богослужения, священные книги и сосуды были конфискованы, а церковные здания разрушены. Согласно второму указу подлежало аресту все духовенство. Третий указ заставлял поклоняться христиан языческим богам и приносить им пожертвования. Четвертый указ провозглашал поклонение обязательным для всех граждан империи; отказ же влек за собой ссылку на государственные рудники, пытки и смерть. Христиане всегда называли эти времена «великими гонениями». В который раз тысячи христиан были замучены и погибли.

В 305 году Диоклектиан отрекся от власти, но гонения на христиан не прекратились. И только в 311 году, переемник Диоклектиана Галерий, находясь на смертном одре, издал указ о прекращении гонений на христиан, им разрешались богослужения, восстановление церквей, при условии, что они не будут нарушать общественный порядок.

Во времена правления Максимина, была сделана еще одна попытка уничтожить христианство, но она не носила официальный характер.

До 312 года в римской империи велась борьба за престол. К весне 312 года осталось всего два претендента: Константин и Максентий, сын Масимиана. Под властью Константина находились Англия и Галлия, под вдасью Максентия - Северная Италия. Летом 312 года, после тяжелых боев Константин у удалось захватить северную Италию и его передовые отряды уже осенью этого же года стояли под стенами Рима. Именно в это время у него было видение.

Константин провозгласил, что при ясном дневном свете он увидел на небе символ - монограмму, состоящую из двух греческих букв «хи» и»ро», первых букв греческого написания имя Христа. Эта монограмма отдаленно похожа на крест, над ним Константин увидел слова: « В этом знаке побеждай». Константин, который к этому времени еще не принял христианство, тем не менее, принял это видение как знамение христианского Бога, и, что только под этим христианским символом он сумеет победить врага. Этот символ был изображен на личном штандарте Константина и его приближенных.

В битве с Максентием, который был так уверен в своей победе, что вышел из стен укрепленного города, Константин одержал победу, а сам Максентий погиб на Малвинском мосту от рук кавалеристов Константина.

Утвердившись у власти, Константин в первые семь месяцев своего правления указал вернуть все отобранные церковные земли, а духовенство освободил от всех общественных повинностей. Одним из первых своих указов, он подарит Латеранский дворец епископу Римскому. К церкви также отошли прилежащие ко дворцу территории. В течение последующих двух веков этот дворец оставался резиденцией епископа Рима.

Через два года Миланским эдиктом Константина и Лиципия христианство было признано терпимой религией. Предусматривалось свободное вероисповедание для всех приверженцев любой религии, но о христианстве в нем говорилось особо. Согласно этому эдикту, христиане имели право открыто совершать свой культ, общины получили право владеть имуществом, в том числе и недвижимым.

Христианские эмблемы стали появляться на императорских монетах еще в 314 году, и к 321 году совсем исчезла языческая символика. Все церковные дела расследовались судом епископов, и это признавалось вполне законным. Церкви также получили право наследования собственности. Сам Константин воспитывал своих детей как христиан; более того, он даже запретил некоторые языческие обряды, хотя сам, как уже упоминалось, принял крещение перед самой своей смертью. Результатом, проводимой Константином политики, стало то, что в 324 году христианство было признано государственной религией Римской империи, что стало триумфом ранней церкви.

Выводы

Как свидетельствуют исторические источники, христианство в первые три века своего существования было гонимой религией. Гонения носили как официальный характер, так и характер репрессивных актов со стороны отдельных правителей и враждебности со стороны местного населения, поклонявшегося языческим богам.

Главными первоначальными причинами гонений был отказ приносить жертвы перед богами и статуями императоров. В дальнейшем причинами гонений служили наветы, распространяемые о христианах, как о безбожниках, святотатцах, аморальных людях, совершающих каннибальские обряды.

С развитием и укреплением церкви, к причинам гонений можно отнести материальное благосостояние, которое приобретала церковь. Не раз во времена репрессий христиане лишались своего имущества: сжигались церковные здания, отбирались земли и личное имущество граждан.

Немаловажное значение имел рост авторитета христианской церкви и увеличение количества ее приверженцев, в котором правящие императоры усматривали угрозу империи и общественному порядку.

Гонения проявляли себя не только в идеологическом и экономическом планах, но и в большей массе своей носили характер физического уничтожения христиан. Тысячи и тысячи христиан были преданы жесточайшим пыткам и казнены.

Тем не менее, христианская церковь раннего периода не только не прекратила своего существования и выжила, она завоевала официальное признание и стала государственной религией Римской империи. С 10% верующего в христианство населения в начале ІV века, к концу века приверженцы христиан уже составляли до 90%, т.е. около 45 миллионов человек. Это заложило крепкую основу дальнейшего развития и распространения христианства во всем мире.

Литература

1. Донини А. У истоков христианства: От зарождения до Юстиниана. - М., 1979. - 341с.

2. Косидовский З. Сказания евангелистов. - М., 1975. - 456с.

3. Крывелев И. История религий. Т. 1,2. - М., 1987.

4. Крыжановский Р.А. История христианства: конспект лекций. - Одесса, 130с.

5. Радугин А.А. Введение в религиеведение. - М., 1997. - 236с.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.