Рефераты. Гонения на церкви в ранний период

Гонения на церкви в ранний период

2

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

"Гонения на церкви в ранний период"

студента І курса

гуманитарного факультета

Одесса -2003 г.

Содержание

Введение

1. Церковь как божественное установление и социальная

организация

2. Гонения на церковь в ранний период

2.1 Гонения на христианство в первом столетии

2.2 Репрессии второго столетия

2.3 Репрессии на церковь при Северах

2.4 Последние гонения и победа Константина

Выводы

Литература

Введение

История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет. В центре христианства находится образ богочеловека - Иисуса Христа, который своей мученической смертью пострадал за грехи человечества, но тем самым снял с него эти грехи, примирил человеческий род с Богом. А своим воскресением он открыл для тех, кто в него уверовал, новую жизнь, путь к воссоединению с Богом в Божественном царстве.

После смерти Иисуса Христа в Иерусалиме осталась община его последователей во главе с апостолом Петром. Помимо этой общины к 60-м годам І века на территории Палестины существовало еще несколько раннехристианских общин. Богодуховность христианского учения и деятельность апостолов по его распространению привели к тому, что христианство быстро распространилось среди народов Римской империи. Этому способствовало и то, что к середине І века настало время, когда уверенность римлян, что их мир наилучший среди возможных миров, осталась позади. В социальных низах нарастает недовольство властвующими, которое периодически принимает форму бунтов, восстаний.

Обличение испорченности мира, его греховности, обещание спасения и установление царства мира и справедливости - таковы социальные идеи, которые привлекли на сторону христиан сотни тысяч, а позднее и миллионы последователей.

Ранняя церковь выжила и развивалась. Изначально простая в организационном построении и в учении об Иисусе и спасении, обретаемом только через него, церковь сумела дожить до наших дней. Наряду с буддизмом и мусульманством христианство ныне - одна из наиболее распространенных религий мира, как по ее географии, так и по числу исповедующих ее людей. По данным ООН, в настоящее время в мире насчитывается около 1,5 миллиардов последователей христианства.

Но существование и развитие церкви не всегда было безоблачным. В разное время церковь испытывала различные формы преследований.

Главная цель предпринятой работы - изучить и дать характеристику основным периодам и формам гонений, которым подвергалась христианская церковь в Римской империи.

Данную работу мы начнем с общей характеристики церкви как божественного установления и социальной организации, а затем последовательно рассмотрим этапы гонений в связи с историческими периодами и правлением отдельных личностей.

В основу работы положено изучение учебника по истории христианства Р. Крыжановского. Использованы также учебники по религиоведению последних и более ранних лет издания, отдельные монографии по истории христианства.

1. Церковь как божественное установление и социальная организация

В конце І - начале ІІ века н.э. на территории Римской империи под влиянием целого ряда социокультурных факторов начинают появляться и распространяться христианские общины. Постепенно по мере выработки единого вероучения и создания организационных форм взаимодействия, формируется христианская церковь как организация, объединяющая на основе общего вероучения и культа приверженцев нового учения и священнослужителей.

Согласно христианскому богословию, церковь - это не историческая организация, а мистическое образование, земная телесная форма существования Иисуса Христа. Эту идею особенно развивал апостол Павел, сравнивая церковь с человеческим организмом, объединяющим различные органы, многие из которых служат совершенно определенным целям, но каждый приносит благо всему человеческому организму.

Как утверждает крупнейший русский религиозный философ В.С. Соловьев: «Церковь есть тело Христово не в смысле метафоры, а в смысле метафизической формулы. Множественность отдельных людей, из которых слагается церковь, образуют единую общность, в которой благодатно проявляется действие Духа Божия».

Факт, что церковь является социальной организацией, признают и православные богословы и католические теологи, но для них важнее, что она является трансцендентным образованием. Социология религии утверждает, что формирование христианской церкви как организации подчиняется всем закономерностям институционализации культовых систем.

Отправным моментом этого процесса послужил тот факт, что в конце І начале ІІ второго века н.э. в разлагающемся античном обществе появилась первая религиозная культовая система, послужившая основой для образования специфической специальной группы единоверцев - христиан. Представители этой социальной группы в мировоззренческом отношении противопоставляли себя другим социальным группам Римского общества. Мировоззренческие различия, связанные с особым пониманием устройства мироздания, места и цели в этом мироздании человека, и привели к размежеванию с представителями других мировоззренческих систем и к консолидации представителей новой религии.

Раннехристианские общины не представляли собой церковной организации. Превращение культового сообщества в религиозную организацию совершается тогда, когда в его рамках образуется устойчивая прослойка служителей культа с закрепленным социальным статусом; вырабатывается единое вероучение, носящее нормативный характер; происходит выполнение определенных социальных функций, как по отношению членов данной организации, так и более широких социальных образований, в том числе и государства.

Таким образом, христианская церковь это - как бы живое существо, имеющее божественные свойства вечности, неразрешимости, нетления, святости, непогрешимости, и в тоже время - специфическая социальная организация, представляющую собой исторически сложившуюся систему власти и управления поведением и деятельностью людей, внутри которой постепенно складывалось определенное разделение труда, дифференциация функций и ролей.

Параллельно со становлением общего для всех христианских организаций вероучения шел процесс изменения социального статуса христианских общин. Как свидетельствуют исторические источники христианство в первые три века своего существования было гонимой религией.

2. Гонения на церковь в ранний период

Христиан первоначально отождествляли с иудеями. Вначале враждебность местного населения разных провинций к христианам определялось не сущностью их учения, а их положением чужаков, отрицавших традиционные культы и верования. Примерно таким же образом к ним относились и римские власти.

Официальная политика Римской империи была достаточно терпима к различным религиозным течениям в огромной стране. Когда бы Рим ни присоединял новые территории к своей империи, его политические лидеры спокойно относились ко всем местным нравам и обычаям. Такая же тактика терпимости применялась и к различным местным вероисповеданиям. Захватив Иудею в І веке н.э., римляне разрешили иудаизм как официальную религию евреев. Пока они считали христианство одной из ветвей иудаизма, христиане пользовались всеми преимуществами последователей разрешенной религии. Таким образом, римляне официально приняли христианство как одно из течений внутри иудаизма. Иудеи, естественно, возражали против такого смешения и к середине века им удалось доказать, что христианство не является иудейской сектой.

В то же время христианство распространялось в самом Риме и привлекало внимание в основном низших классов общества, а любая попытка организовать этих людей даже под вывеской религии, приводила в сильнейшее волнение власти города и страны.

Амброджо Донини, отмечает, что число гонений, которое насчитывает церковная историография до сей поры определено равным десяти.1 Очень приблизительно, отмечает автор, - преследования приписывают десяти императорам: Нерону, который положил им начало в 64г., Домициану (81-96), Траяну (98-117), Марку Аврелию (161-180),

Септимию Северу (эдикт 202г.), Максимину-Фракийцу (235-238), Децию (эдикт 250г.), Валериану (эдикты 257 м 258 гг.), Аврелиану (275г.) и Диолектиану (эдикты 303г. и весны 304г.). Имеются документальные свидетельства, что гонения были и при других, не упомянутых в перечне, императорах. Условно можно разделить гонения против христианской церкви на три периода по векам.

2.1 Гонения на христианство в первом столетии

В годы правления Нерона (54-68 н.э.) в Риме летом 64 года случился страшный пожар. Согласно Тациту, пожар вспыхнул при весьма странных обстоятельствах, которые оправдывали любые подозрения. Пламя вначале принялось буйствовать в районе цирка, затем достигло Палатинского холма и Целия, где располагались самые роскошные кварталы города, потом поглотило старые дома, где обитало полумиллиона бедняков. Многие жители города проклинали за это несчастье Нерона, так как пожар начался в той части города, которую император неоднократно пытался разрушить, желая возвести на этом месте новые императорские покои. Другие жители, вспомнив призывы христиан к разрушению огнем, вину за пожар возложили на них. Нерон тоже посчитал удобным обвинить христиан - так началось первое официальное гонение на них. Тысячи верующих были арестованы и брошены в темницы. Некоторых отправили в цирки для увеселения римской публики в качестве гладиаторов на арене или жертв голодных львов. Хроники описывают, как христиан обмазывали дегтем, привязывали к столбам и поджигали для освещения ночных оргий императора. Сведения эти неточны и требуют осторожного отношения, но одно не подлежит сомнению, что многие христиане пострадали за последние четыре года правления Нерона.

Точное количество жертв гонений неизвестно, однако, необходимо отметить, что репрессии не выходили за пределы «вечного города» и его пригородов. Единственным исключением, возможно, является апостол Павел. Из-за написанных им Посланий, его преследовали и арестовали в Малой Азии, но казнили его в Риме как христианина. Смерть апостола Петра также относится к этому времени. Его распяли в 68 году, в год смерти Нерона.

После смерти Нерона гонения на христиан на некоторое время приостановились, но это длилось всего два десятилетия, после чего во время правления Домициана (81-96гг.) они возобновились. Его именовали «ожившим Нероном». Во время его правления репрессии затронули не только христиан Рима, но и других провинций.

Одной из главных причин преследования христиан служил их отказ приносить жертвы перед статуями императора или Юпитера. Исполнение подобных обрядов означало исполнение долга гражданина и подданного. Отказ означал неповиновение властям и, по сути дела, непризнание этих властей. Христиане первых веков, следуя заповеди «не убий», отказывались служить в армии. А это также служило причиной преследования их со стороны властей.1

Обвинение в атеизме стало часто употребляемым обвинением против христиан, так как они не могли верить в богов греко-римского пантеона.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.