Рефераты. Деструктивные секты

Исследователи деструктивных культов выделяют некоторые типичные признаки и критерии, свидетельствующие о наличии психического насилия, и практически все эти признаки и критерии присутствуют в деятельности организации «Свидетели Иеговы». Рассмотрим их последовательно:

- Характер подчинения руководству: даже если оно производит серьезные изменения в идеологии, от последователей ожидают, что они соответственно приспособят свои взгляды, демонстрируя тем самым неограниченную верность своему руководству. Ярким примером из истории «Свидетелей Иеговы» является случай с отменой запрета на вакцинацию для членов секты в 1952 году. По учению секты, «нельзя употреблять кровь», а потому запрещены переливания крови, донорство, иные медицинские процедуры с использованием элементов крови, а ранее - и вакцинация.

- Строгие обязанности членов секты соблюдать внутреннюю дисциплину поведения, участвовать в мероприятиях. Полное преобладание групповых установок и целей над индивидуальными, полное бесправие рядового члена группы в отношении группы и сакрализованного («правительство Бога», «руководящая корпорация») руководства. Члены организации «Свидетели Иеговы» вовлекаются в непрерывную череду «служений», о которых требуются регулярные отчеты - о проповедях, посещениях с предложениями вступления в организацию и т.п. Ведется мелочный контроль с исчислением буквально каждого часа проведенных мероприятий.

- Формируется в той или иной степени убеждение, что «цель оправдывает средства» и любое действие приемлемо, если оно способствует целям организации или исходит от руководства. Формируется тоталитарное мировоззрение (синдром «мы - они») с тенденцией отрицать все права и свободы «их». «Должна существовать только одна истинная религия». В отношении внешних, «козлоподобных людей», заранее оправданы любые санкции.

- Одобряется и оправдывается аморальное поведение при претензиях на доброту и громких заявлениях о любви к людям, добре, благотворительности и т.п. Так, осуждая Церковь за учение об аде, утверждается, что не морально приписывать Богу наказание грешников, страдания. В то же время подчеркивается, что «неверные», «козлоподобные люди», будут уничтожены, а отступники будут получать «неблагоприятный приговор» и «им не будет позволено продолжать жить», как будто эти санкции не влекут для людей страданий. Показателен и запрет на благотворительность в отношении «внешних», на нужды и потребности которых можно не обращать никакого внимания.

- Внушается, что членство в организации дает доступ к особым возможностям, силам и привилегиям. Только членам организации «Свидетели Иеговы» обещается место в будущем раю с удовлетворением всех потребностей, бессмертием, прекрасным неувядающим здоровьем и т.д.

- Верования группы - абсолютная истина, и они выше мирских законов, которые могут быть в любое время попраны. Законы «этой системы вещей», которым пока вынуждены подчиняться члены организации, являются порождением сатаны и будут вскоре полностью разрушены. В настоящее время подчинение им вынужденно, необходимо активно действовать для скорейшего разрушения «этой системы вещей» и наступления «царства Бога».

В механизмах создания и поддержания членства в организации:

- Наличие активной и пассивной вербовки, веера методических приемов вербовки, что свидетельствует о том, что численный рост секты является главной целью.

- Специальная система подготовки агентов, осуществляющих вербовку во всех аспектах их деятельности.

- Создание атмосферы «элитарности», проведение особых ритуалов посвящения, копирующих или имитирующих подобные ритуалы традиционных религий. Этому служит вся система культовых действий в секте, «крещения» и т.п.

- Создание и поддержание в адептах чувства страха и вины. Провоцирование психически неустойчивых состояний (в том числе и путем введения массы запретов), эмоциональных пиков (массовые мероприятия секты на стадионах и иных местах большого скопления людей) и спадов. Создается и поддерживается постоянная, истощающая индивида психическая напряженность, связанная с ожиданием конца света. Используются изнурительные циклы обучения, натаскивания новичков в доктринах секты.

- Создание или направление к ситуациям отчуждения от семьи, близких, друзей, коллег. Коренной слом системы традиционных ценностных ориентаций личности на прошлое, семью, цели, перспективы и интересы жизни, работы, общения производится путем создания и активного внушения «интеллектуальных химер», призванных заменить в личности адепта прежнее содержание новым, обеспечивающим его эксплуатацию в интересах секты. «Свидетели Иеговы» требуют отказа от всех личностных связей индивида за пределами секты. «Искушениями веры» называются все аспекты традиционного образа жизни, такие, как коллективные и личные праздники (дни рождения, юбилеи, свадьбы, похороны и т.п.), общественные и патриотические церемонии, ритуалы. Все это третируется как инспирации сатаны, заставляющие человека отрекаться от Бога, и потому предается проклятию вместе со всей «этой злой системой вещей».

- Жестко организованный постоянный контроль сознания членов группы с использованием различных приемов - самоотчеты, ведение дневников, постоянные выступления в группе и по заданию группы. Текущий контроль - со стороны «разъездных надзирателей» и «правовых комитетов».

- Изменение «ощущения времени» у членов культа путем слома привычных оценок прошлого, настоящего и будущего, разрушение привычной жизненной перспективы, опирающейся на традиционную культуру и ценности, приводит личность к «выпадению» из привычной системы временных координат. В нервозном состоянии ожидания конца света со дня на день человек уже не в состоянии адекватно оценивать свое собственное состояние и окружение.

- Критика рациональных отношений и мышления с требованиями активизации чувств интуиции, веры, эмоциональной сферы личности в ущерб интеллектуальной оценке ситуации. Требования отказа от рациональной основы в межличностном общении и отношении к руководству. Особенное внимание этому аспекту деятельности уделяется в печатных изданиях секты, красочные иллюстрации в которых должны сформировать эмоциональный настрой, на фоне которого нелогичные и абсурдные идеи могут быть легче восприняты и усвоены.

- Психологические ограничения свободы выхода из культа путем внушения фобии, комплекса страха последствий выхода. Предупреждения о суровых и сверхъестественных санкциях или смерти за отступничество. Выживание возможно только в организации. Все отступники будут «уничтожены Богом». «Божие Царство - это реальное правительство, которое имеет силу и власть».

- Создание прямой или скрытой зависимости - психологической, физической, финансовой, материальная эксплуатация. Члены организации трудятся в многочисленных коммерческих предприятиях секты, получая «небольшую сумму денег на личные расходы». Благотворительность позволяется только на нужды секты и т.п. Запреты создают различные виды зависимости, из которых наиболее аморален запрет на переливания крови детям, которые психологически не в состоянии сами постоять за себя, будучи в понятной зависимости от родителей.

«Анализ психологических методов и приемов, рекомендуемых для использования при вербовке и работе с членами культа, представленных в изданиях «Свидетелей Иеговы», также свидетельствует, что основной задачей деятельности организации является вовлечение возможно большего числа новых последователей с целью их духовной, психической и материальной эксплуатации. Все остальные аспекты работы являются второстепенными, служебными. Главное - завербовать новых членов и расширить влияние. При этом используются все методики, которые известным исследователем деструктивных культов доктором М.Т. Сингер выделены в качестве модельного комплекса методов контроля мышления и поведения индивида:

- завоевание контроля над временем человека, особенно над временем мышления в ходе ежедневных обязательных «изучений Библии»;

- создание ощущения беспомощности у новичка, в то же время обеспечивая его новыми моделями для поведения, «служениями»;

- манипуляция вознаграждениями и наказаниями, привилегиями в иерархической структуре и санкциями;

- использование измененных состояний сознания, формируемых на массовых мероприятиях, для кардинальной переоценки прежнего жизненного опыта;

- создание плотно контролируемой системы, в которой личность, отступающую от взглядов организации, заставляют чувствовать себя так, словно с ней что-то врожденно неправильно и с чем следует разобраться. Секта не приемлет компромиссов (кроме случая необходимых изменений «сверху»). Так, запрещая службу в Вооруженных силах, запрещаются и все альтернативные виды службы и даже помощь раненым, поскольку она рассматривается как содействие их возвращению в строй.» Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. - М.: Фолиум. 1996. - №3. - С. 76-82.

Подобное комплексное давление на человека буквально загоняет его в угол, незаметно для индивида полностью деформирует его личность и ставит под контроль и управление другими людьми.

Таким образом, ни у кого не возникает сомнения в антисоциальности и деструктивности данной секты. «Если говорить о конкретном положении вещей именно в России сегодняшнего дня, то деятельность иеговистов пока не вызвала мощного общественного резонанса, что во многом связано с внутреннеполитическим положением в нашей стране. Хотя появляется все больше и больше прецедентов столкновения иеговистов с обществом». Гараджа В. И. Религиеведение. - М.: АО "Аспект Пресс", 1994. В основном это родители и родственники членов секты, которые не желают мириться с тем, что «Свидетели Иеговы» отнимают у них родных и близких.

Заключение

Секты и культы - это не новое явление. Сколько существовало человечество, столько существовали секты и культы, состоящие из групп фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером. Но в XX веке у них появилось нечто новое - систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения. За последние 7-8 лет в нашей стране появилось множество организаций, систематически нарушающих права своих членов, прибегающих к разного рода злоупотреблениям с целью как можно больше ограничить для них возможность мыслить и действовать, как подобает ответственным взрослым гражданам. Эти организации целенаправленно подрывают физическое и психическое здоровье своих членов, подменяют их ценности, обрывают их связи с близкими и родными, а нередко даже толкают на убийства. Человек, попавший в тоталитарную секту, постоянно подвергается насилию; от избиений и изнасилований до изматывающей, истощающей работы от 15 до 18 часов ежедневно, без необходимого питания и достаточного количества сна. Иными словами, члены сект превращаются в рабов, лишенных как финансовых, так и личных и общественных ресурсов, необходимых для выхода из группы, которая, в свою очередь, делает все возможное, чтобы держать их у себя, покуда они еще могут быть полезными. Когда же они заболевают или их производительность сильно понижается, их попросту выкидывают на улицу.

Мы много говорим об утечке мозгов, имея в виду отъезд за рубеж талантливых специалистов. Но есть и другая утечка мозгов, внутренняя и поэтому еще более опасная. Сектанты охотятся за талантливыми, энергичными, разумными молодыми людьми и девушками, за цветом нации, за будущим нашей страны. Сколько из них уже навсегда покинуло науку, производство, семью и сферу нормальных человеческих отношений вообще для того, чтобы отдать всего себя тому или иному «гуру» или «мессии».

Традиционные конфессии созидательны, их члены стремятся принести пользу обществу, стране, народу. К какому созидательному труду способны члены тоталитарных сект, кроме многочасового попрошайничества на улицах - и только для своей секты? Между членами любой традиционной конфессии и обществом идет постоянный взаимообмен, в то время как деструктивные секты не только забирают из общества молодежь, но и постоянно тянут из него соки, существуя за его счет и ничего не давая взамен.

Так как все тоталитарные секты считают, что цель оправдывает средства, то все они ставят собственные интересы выше закона. Им всем присуща «двойная мораль» и «двойной стандарт». Если их члены уверены, что цель, поставленная ими перед собой, «праведна» и «справедлива», они не остановятся перед тем, чтобы солгать, украсть, ввести человека в заблуждение, прибегнуть к контролированию сознания своих собратьев или, в конце концов, оклеветать должностных лиц и общественных деятелей, оказывающих им сопротивление и даже физически устранить неугодного им человека или группу лиц. По существу, мы имеем дело с мафиозными структурами, скованными железной дисциплиной и беспрекословным повиновением своему руководству.

Секты самым фундаментальным образом нарушают гражданские права тех, кого они пытаются обратить. Они превращают ничего не подозревающих людей в рабов. Опыт показывает, что людям, попавшим в секту, будет нанесен серьезный вред. Разрушатся семьи, будет подорвано здоровье, деньги и собственность будут потеряны и, в конце концов, когда человек все-таки покинет секту, перед ним встанет проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить. В среднем, человеку, нашедшему в себе силы, чтобы порвать с сектой, для полного выздоровления требуется 2 года.

Деструктивные секты и культы, применяя различные психологические методы, не только манипулируют религиозными чувствами людей, но и наносят им различные психические травмы, и часто имеют криминальную направленность. Они не только угрожают жизни и здоровью людей, но и представляют собой опасность для общества и государства. В свете последних событий на Кавказе острая необходимость серьезного психологического анализа деятельности современных сект и культов в России еще более обострилась

Выполняя данную работу я понимаю, что ее рамки не позволяют мне максимально полно осветить проблему, перед которой стоит наша страна поэтому я оцениваю ее как попытку привлечь внимание к тому, что Россия сейчас стоит перед угрозой потери определенной части своего населения, так как человек попавший в секту перестает быть полноправным и дееспособным гражданином страны. Сектанты - это люди новой формации, и не могу сказать, что эта формация людей кому либо была симпатична. Настораживает еще и то, что мы так до конца и не можем понять каким образом эти организации, зачастую запрещенные во всем мире проникли на территорию государства и в ряде случаев умудрились получить даже официальную регистрацию. На мой взгляд секты наносят удар, не только по умственному потенциалу страны, но и по государственной безопасности.

Список литературы

1. Белорусов В.А. Феномен «кодирования» // Журнал практического психолога. - М.: Фолиум. 1998. - №3.

2. Бойл Джеймс. Секты-убийцы // Иностранная литература, 1996. - №№7, 8.

3. Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. - М.: Фолиум. 1996. - №3. - С. 76-82.

4. Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. - М.: Фолиум. 1996. - №2. - С. 87-93.

5. Гараджа В.И. Религиеведение. - М.: АО «Аспект Пресс», 1994.

6. Дворкин А.Л. Введение в сектоведение. - Нижний Новгород: Изд-во Братства Александра Невского, 1998.

7. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования (издание 3-е, переработанное). - М.: Издательство: Христианская библиотека, 2006.

8. Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации / Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. - Белгород, 1996 - 80 с.

9. Ковальский Н.А., Империализм. Религия. Церковь // М., 1986

10. Ли Р., Хиндсон Э. Ангелы обмана: О ложных сектах и лжепророках. - М.: Протестант, 1994. - 239 с.

11. Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. - М., 1994.

12. Мартин У. Царство культов. - СПб.: Логос, 1992.

13. Мчедлов М.П., Политика и религия // М., 1987.

14. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ. Информационно-аналитический вестник №1. - Белгород, 1997.

15. О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник / федеральное собрание - Парламент Российской Федерации. Аналитическое управление. - М., 1996. Вып 28, (Сер. «Оборона и безопасность - 8»)

16. Основы религиоведения: Учебник / Под ред. Яблокова И.Н. - М.: Высшая школа, 1998.

17. Полищук Ю.И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека // Журнал практического психолога. - М.: Фолиум. 1997. №1. С. 93-97.

18. Полосин В., Российская религия или введение в новую социологию // Общественно-политический и научный журнал «Россия», 1994. - №1-2 - С. 54-61.

19. Попов А., Народная церковь Латинской Америки: уроки для России? // Общественно-политический и научный журнал «Россия», 1994, №9-10, С. 28-43

20. Радугин А.А. Введение в религиоведение. - М., 1996.

21. Религии мира // Под ред. чл.-корр. РАН Щапова Я.Н. - М., 1994.

22. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник // Под рук. Н.А. Трофимчука. - М., 1996.

23. Ричард Ли, Эд Хиндсон. Ангелы обмана. - М.: Протестант, 1994.

24. Современные секты в России / Под ред. С. Прокофьева. - СПб., 1994.

25. Тайные общества и секты. Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики / Под. ред. Макаровой Н.И. - Минск: Литература, 1997.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.