Рефераты. Деструктивные секты

Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избранничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.

Харизматический культ - можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признает себя сама и признается другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатана). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нем в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.

Деноминация это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, следовательно и спасения души для всех верующих. С сектой же ее сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества.

Необходимо иметь в виду, что приведенная классификация религиозных организаций в какой-то мере является условной. Реально в обществе постоянно продолжают идти церковно-образовательные и сектообразовательные процессы. Возникающие харизматические культы, секты в процессе своей эволюции могут превратится в церкви. Так, например, возникли и христианство, и ислам. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы и образуют секты.

Таким образом, развитые религии представляют собой довольно сложное структурированное образование, включающее в себя три основных элемента - религиозное сознание, культовую деятельность и религиозные организации. Тесным образом связанные и взаимодействующие друг с другом эти элементы образуют целостную религиозную систему.

Причины появления нетрадиционных религий, их специфические черты

Современная религиозная жизнь человечества связанная не только с известными традиционными религиями - христианством, исламом, буддизмом, а и с новыми религиозными учениями и культами, которые становятся фактором духовной жизни общества. Новые нетрадиционные религии - специфическая форма религиозных верований, своеобразный тип организации. В них, как правило, не разработанная система вероучения и культа.

Построение религиозных общин имеет жесткую структуру, во главе которой находится харизматический лидер, который имеет неограниченную власть. Они отрицательно относятся к общечеловеческим моральным и социальным ценностям, состоят в оппозиции относительно официальных религий. Религиозные общины ведут, в основном, запертый образ жизни, их члены легко поддаются суггестии. Культ в религиозных общинах имеет коллективный характер, активно используется «техника» психологических манипуляций, психотерапия. Особое внимание отводится новообращенным - прозелитам (лицам, которые приняли новое вероисповедание), их не оставляют без опеки ни днем, ни ночью, стараются быстро приспособить их к «новому» образу жизни в религиозной группе. На международной арене объединения нетрадиционных религий действуют как могущественные межнациональные корпорации, которые занимаются большим бизнесом, имеют свои филиалы во многих странах мира.

Массовое появление и распространение новых религиозных течений приходится на 60-70-е годы XX века - период так называемого религиозного бума. Родиной большинства нетрадиционных течений считаются США, откуда они начали распространяться в Европе, Азии и Латинской Америке. Их объединения действовали под разными названиями: «нетрадиционные религии», «религии Нового возраста», «неканонические верования», «альтернативные культы», «молодежные религии», «восточные культы» и тому подобное.

В этот период западные страны переживали кризис традиционных социальных ценностей и господствующей религиозной идеологии. Глубокий кризис испытали христианские религиозные ценности, которые не смогли адекватно ответить на изменение в общественной жизни, объяснить общественный катаклизм. Традиционные религии, которые слились с общественными структурами стран Запада, несли ответственность за социальные катаклизмы. Разочарование в официальных ценностях потребительского технократического общества, чувство одинокости, потеря жизненной перспективы - все это стало социально-психологической причиной поиска новой системы ценностей, новых жизненно важных общественных идеалов, другого образа жизни.

Лидеры новых религиозных движений своевременно ощущали перепады в общественных расположениях духа и умело реагировали на них. Они резко разоблачали недостатка этого «греховного» мира, удачно рекламировали себя как уникальных спасителей, оповесников высшей божественной мудрости и морали. В научной литературе вопрос о причинах появления нетрадиционных религий и культов освещен неоднозначно, поскольку он оказалось довольно сложным. Некоторые авторы причину появления новых религий связывают с наличием глобальных проблем человечества. К таким проблемам относятся экономические кризы, социальные катаклизмы, стихийные бедствия, угроза термоядерной войны, различные военные конфликты и тому подобное.

Именно эти явления являются причиной отрицательного общественного расположения духа, формируют чувство пессимизма, потери перспективы в жизни. Не последнюю роль в этом процессе сыграет, по мнению отдельных ученых, кризис идей гуманизма и ценностей духовной культуры, которая существенным образом зацепила большинство населения. В разных странах кризис духовной культуры проявляется неодинаково. Россия, как большое государство, находится на перекрестке дорог, где переплетаются геополитические интересы разных государств. Она переходит от одной системы общественного отношения к другой - рыночной. Это болевой процесс, который сопровождается затяжным кризисом всех форм общественной жизни и задевает интересы широких народных масс. Вообще это и создает благоприятные условия для распространения новых религий.

Комплекс приведенных причин обусловил ощущение бесперспективности жизнь определенной части людей, невозможность установить гармонические отношения в обществе, реализовать гуманистические идеалы. Новые религии обещали каждому спасения, безграничные возможности морального усовершенствования, самовыражение и преодоления безысходности. История религии свидетельствует, что возникновения альтернативных течений в ортодоксальной церкви - явление нередкостное. Их появление всегда было обусловлено глубинными социальными процессами, в которых выражались интересы разных социальных групп. Официальные церкви всегда отрицательно относились к любым попыткам обновить традиционное вероучение или культовую практику.

Модернизация современных религиозных систем, в особенности появление новых религий, воспринимается официальными богословами как недопустимая авантюра от религии. Новые вероучения рассматриваются как еретические, верующих считают схизматами, которые одурманенные пропагандой и психологическим влиянием харизматических лидеров. Приверженцем новых религий в наше время становится молодежь. Это выходцы в основном из среднего класса, которые имеют среднее или высшее образование и достаточную материальную обеспеченность. Кроме того, общины новых религий нередко становятся приютом для людей, выбитых из обычной жизненной колеи. В новых религиях привлекает четко организованный образ жизни, твердые моральные правила поведения, авторитет духовного пастыря.

К новым религиям примкнули, прежде всего, битли, панки, хиппи и другие. Для неофитов привлекательными оказались те идеи, которые несут в себе новые учения. Последователям новых религий предлагается вероучения, которые вбирает у себя элементы христианства, буддизма, ислама, индуизма, а также идеи оккультизма (мистическое учение о возможности общения с сверхъестественными силами через определенные магические действия и заклинание); спиритизма (вера в посмертное существование душ умерших и возможность людей непосредственного общения с ними); теософии (религиозное учение о возможности богопознания через интуицию и откровение); антропософии (мистическое учение, которое на место Бога ставит человека, человек на основе пробуждения скрытых в ней таинственных сил способный властвовать над природой, манипулировать ее закономерностями); астрологии (учения о влиянии планет и звезд на судьбу народов и отдельных людей) и тому подобное.

Новые религии и культы строятся, как правило, на принципе синкретизма и есть целиком эклектичными. Вероучения и культовая практика их находятся в процессе становления. При этом каждая религиозная течение претендует на универсальность и определенную исключительность своего вероучения. Каждый из лидеров этих течений доказывает, что его религия самая справедливая и наилучшая, а сам он живой земной бог или пророк Всевышнего, которого должны уважать верующие. Именно культ земного бога есть одной из характерных признаков нетрадиционных религий. Иногда приверженцы новых религий и культов стараются доказать, что принципы их учения ничего общего с религией не имеют, они исключительно направлены на самосовершенствование личности.

Для нетрадиционных религий характерные такие основные признаки, как вера в сверхъестественное и система связей с ним, что есть необходимым атрибутом любой религии. Упражнения йоги, сеансы медитации и самовнушения как формы обрядовых действий оказывают содействие возникновению религиозного экстаза и ощущение «слияния с богом». Нетрадиционным религиям и культам присуща своеобразная организационная структура, их последователи объединяются в «братства», «семьи», «коммуны», «ашрамы» (монастыри), возглавляемые харизматичным лидером, которого часто называют гуру (учитель). Члены религиозных общин безвозмездно работают, передают к фонду братства свои сбережения и ценные вещи. Такой способ накопления богатств присущ многим новым религиозным течениям. Неорелигии формируются как разновидность харизматических культов. Главные признаки нетрадиционных религий:

1. Возглавляет религиозную общину харизматический лидер, который считает, что он якобы получил от сверхъестественной силы, Бога, новое уникальное «объявление» и призванный выполнять роль нового мессии. Каждый, кто не разделяет его взглядов, глубоко ошибается и является последователем сатаны.

2. Лидер создает собственную религиозную общину, которую называет «семьей», «коммуной», «миссией», «колонией» или «центром». В этой религиозной общине лидера называют «отцом» или «учителем». Он имеет неограниченную власть.

3. Лидер, как главный руководитель религиозной общины, устанавливает обязательные правила и нормы поведения членов общины, которые объявляются священными. Сам лидер не обязательно придерживается установленных правил и живет в значительно лучших условиях, чем его последователи.

4. Религиозная община придерживается, как правило, апокалипсических взглядов на мир, ее члены отказываются от собственного имущества в пользу религиозной группы, изменяют местожительства, а также собственные имена.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.