Рефераты. Богословское наследие святителя Афанасия Великого

В заключение данной главы нашей работы необходимо обобщить все, что было нами сказано в ней, в следующие выводы: сотворение мира происходит по воле Бога, по природе он только рождает Сына. Бог и то что он сотворил имеют различную природу. Сотворенная тварь наделена свободной волей, настолько свободной, что способна противостоять Богу, что и было доказано грехопадением человека, но Бог, не смотря на то что дал полную свободу действий разумным тварям, и они восстали против Его, все же не оставляет сотворенного мира, а правит в нем или «промышляет», по своей любви. Результатом грехопадения явились смерть и тление, которые Бог не творил.

2.2 Сотериология

Спасение, по Афанасию, заключается не просто в прощении грехов человеческого рода, но в избавлении мира от смерти и тления: «Посему - то бесплотное, нетленное, невещественное Божие Слово приходит в нашу область, от которой и прежде не было далеким; потому что ни одна часть творения не осталась лишенною Его, но, пребывая со Отцом Своим, наполняет Оно и всю вселенную во всех частях ее. Но приходит, снисходя Своим к нам человеколюбием и явлением среди нас. И видя, что словесный человеческий род гибнет, что смерть царствует над людьми в тлении; примечая также, что угроза за преступление поддерживает в нас тление, и несообразно было бы отменить закон прежде исполнения его; примечая и неприличие совершившегося, потому что уничтожалось то, чему само Оно было Создателем; примечая и превосходящее всякую меру злонравие людей, потому что люди постепенно до нестерпимости увеличивали его ко вреду своему; примечая и то, что все люди повинны смерти, -- сжалилось Оно над родом нашим, умилосердилось над немощию нашею, снизошло к нашему тлению, не потерпело обладания смерти, и чтобы не погибло сотворенное, и не оказалось напрасным, что сделано Отцом Его для людей, -- приемлет на Себя тело, и тело нечуждое нашему. Ибо не просто восхотело быть в теле и не явиться только пожелало. А если бы восхотело только явиться, то могло бы совершить Свое Богоявление и посредством иного совершеннейшего. Но приемлет наше тело, и не просто, но от пречистой, нерастленной, неискусомужней Девы, тело чистое, нимало неприкосновенное мужескому общению. Будучи Всемощным и Создателем вселенной, в Деве уготовляет в храм Себе тело, и усвояет Себе оное, как орудие, в нем давая Себя познавать и в нем обитая. И таким образом, у нас заимствовав подобное нашему тело, потому что все мы были повинны тлению смерти, за всех предав его смерти, приносит Отцу. И это совершает Оно по человеколюбию для того, чтобы с одной стороны, поскольку все умирали, закону об истлении людей положить конец тем, что власть его исполнилась на Господнем теле, и не имеет уже места в рассуждении подобных людей; а с другой стороны, людей обратившихся в тление снова возвратить в нетление, и оживотворить их от смерти, присвоением себе тела и благодатию воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем.» Там же.- гл.8 Спасение мира для св. Афанасия, как мы видим из его слов, вопрос жизни и смерти. Тварный мир- настоящий, живой и потому драгоценный в глазах Бога; смерть- настолько могущественный враг, что победить ее можно только изнутри, только ее же оружием- смертью, притом смертью самого воплощенного Бога. Ради этого и происходит Боговоплощение, которым превозмогается власть смерти, уничтожается тление: «Слово знало, что тление не иначе могло быть прекращено в людях, как только непременною смертью; умереть же Слову, как бессмертному и Отчему Сыну, было невозможно. Для сего - то самого приемлет Оно на Себя тело, которое бы могло умереть, чтобы, как причастное над всеми сущего Слова, довлело оно к смерти за всех, чтобы ради обитающего в нем Слова пребыло нетленным, и чтобы, наконец, во всех прекращено было тление благодатию воскресения. Потому, воспринятое им на Себя тело принося на смерть, как жертву и заклание, свободное от всякой скверны, этим приношением сходного во всех подобных уничтожило немедленно смерть. Ибо Слово Божие, будучи превыше всех, и Свой храм, Свое телесное орудие, принося в искупительную за всех цену, смертью Своею совершенно выполнило должное, и таким образом, посредством подобного тела со всеми сопребывая, нетленный Божий Сын, как и следовало, всех облек в нетление обетованием воскресения. И самое тление в смерти не имеет уже власти над людьми, ради Слова, вселившегося в них посредством единого тела. Если великий Царь входит в какой - либо великий город и вселяется в одном из домов его; то без сомнения высокой чести удостоивается такой город, и никакой враг или разбойник не нападет и не разорит его; скорее же приложат о нем все рачение, ради царя, вселившегося в одном из домов его. Так было и с Царем вселенной; когда пришел Он в нашу область и вселился в одно из подобных нашим тел; тогда прекратились, наконец, вражеские злоумышления против людей, уничтожилось тление смерти, издревле над ними превозмогавшее. Ибо погиб бы род человеческий, если бы Владыка и Спаситель всех, Сын Божий, не пришел положить конец смерти.» Там же.- гл.9

Спасение заключается в достижении нетленного состояния или обожении. Обожение возможно только благодаря воплощению Бога- Слова, который воспринял плоть, и установил таинство Крещения, через которое и совершается это обожение: «Как мы все от земли сущие умираем в Адаме, так, возродившись свыше водою и Духом, все оживотворяемся во Христе, потому что плоть наша есть уже как бы не земная, но с Словом приведенная в тожество самим Божиим Словом, которое ради нас стало плотью.» Афанасий Великий, святитель. Творения. Три слова против ариан.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm], слово 3:33.

В заключение сделаем вывод: Спасение заключается в прощении грехов и избавлении от смерти и тления т.е. обожении, которое стало возможно с воплощением Бога- Слова, которое по своему человеколюбию восприняло человеческую плоть и через таинство Крещения подает нам это состояние.

2.3 Христология

Как считает архимандрит Киприан (Керн), учение Афанасия о Христе явно отражает александрийскую традицию, представители которой, обсуждая Воплощение, опирались на текст из четвертого евангелия: « И Слово стало плотью» Библия.- М.: Российское библейское общество, 1999, с.100, (Ин 1:14). Соперничавшая с александрийской антиохийская традиция предпочитала говорить о вочеловечившемся Слове. По гречески слово «плоть» (саркс) имеет оттенок, указывающий на материальный аспект человеческого существования. Выражение «Слово стало плотью» Там же. можно истолковывать как «Слово восприняло человеческое тело». Именно так понимал Воплощение Апполинарий Лаодикийский (основатель ереси апполинаризма). Апполинарий учил, что во Христе Бог Слово заменил душу человека Иисуса. Такое понимание в конце концов привело к монофизитству, ибо оно явно умаляло реальность человечества в Христе, отрицало его полноту, поскольку полнота человечества включает в себя и человеческую душу.

С другой стороны, антиохийское учение о Христе как вочеловечившимся Слове могло привести к пониманию Воплощения как соединения Бога- Слова, сохраняющего при этом свою божественную природу, с конкретным человеком, Иисусом. Такое богословие видит в Христе две личности- божественную и человеческую и ведет к несторианству.

Обе традиции, антиохийская и александрийская, имели в виду одну и ту же реальность. Евангелист Иоанн писал по гречески, но образ мысли у него был семитский. Поэтому, употребляя греческое слово «плоть», имеющее столь материальный оттенок для греческого слушателя, он конечно, имел в виду еврейское значение этого слова (басар), которое обозначает всю живую реальность человеческого существования, как материальную, так и духовную. Именно в этом смысле пользовался словом «плоть» и св.Афанасий. Он видел в Христе одно Лицо- Божественное Слово, воспринявшее не отдельную человеческую личность, а человеческую природу. Киприан (Керн), архимандрит. Золотой век святоотеческой письменности. - М.: Изд-во Паломник, 1995 // [Электронный ресур http://www.mrezha.ru/orthlib/Fathers/main.htmlс],- гл. 2, § 3,4.

2.4 Учение о Троице

Святитель Афанасий один из немногих в свое время отстаивал, православную никейскую веру, провозгласившую единосущие Отца и Сына. Этот термин имел дурную репутацию и был осужден на Антиохийском соборе в III веке как выражение модалисткой ереси ( если сущность одна, то нет реального различия между Лицами Св. Троицы: Отец, Сын и Дух Святой- лишь различные выражения (модусы) одной и той же сущности). Иоанн (Мейендорф), протоерей. Введение в святоотеческое богословие в 2 ч.Ч.1.- М.: Изд- во Правило веры, 2007, с.130.

Св. Афанасий же считал, что Воплощение, смерть и Воскресение Христа принесли миру спасение. Отрицая единосущие Христа Отцу, арианство угожало разрушить самую сущность и основание христианской веры, так как человечество нуждается в спасении, а спасение возможно только от Бога, поэтому Христос и человек, и Бог, а иначе мы не можем спастись. И всякие философствования по поводу смысла этого слова не нужны и опасны: «Не должно же доискиваться, почему Слово Божие не таково, как наше, потому, как сказано уже, и Бог не таков как мы… Лучше недоумевающим молчать и веровать, нежели не верить по причине недоумения.» Афанасий Великий, святитель. Творения. Три слова против ариан.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm], слово 2:36.

О Святом Духе, св. Афанасий рассуждает по той же логической схеме, как и о Христе. Есть один Бог- единосущная Троица: Отец, Сын и Дух. Как и Сын, Дух Святой- Тоже Бог, а иначе спасение было бы не возможно: «… О Духе Святом Бог говорит, что Он не просто Дух, а Дух Его, и что Им обновляется наш дух, как и псалмопевец в сто третьем псалме говорит: « отнимешь дух их- умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь Дух Твой- созидаются…»( Пс. 103:29,30). И если на том основании, что все приводится в бытие Словом…, что Сын не тварь, то не хула ли именовать тварью Духа, которым Отец чрез Слово приводит все к совершенству и обновляет.» Афанасий Великий, святитель. Творения. Послания к Серапиону.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm], послание 1:16,17.

Через Духа Святого происходит общение человека с Богом и обожение. В то же время Дух принадлежит Сыну, являясь Его «собственным» Духом: « Итак по данной нам благодати Духа и мы бываем в нем, и Он в нас. И поелику Дух, который бывает в нас, есть Божий, то и мы, имея в себе Духа, справедливо почитаемся пребывающими в Боге, а таким образом и Бог бывает в нас… Сын не делается причастником Духа, чтобы чрез это быть Ему в Отце. Не Он приемлет Духа, а паче Сам подает Его всем…» Афанасий Великий, святитель. Творения. Три слова против ариан.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm], слово 3:24.

Как отмечает протоерей Иоанн Мейендорф, что выражение святителя «а паче Сам подает Его всем» Там же часто неправильно толковали, как аргумент в пользу Filioque: будто бы св. Афанасий утверждает, Святой Дух исходит от Сына. Такое понимание упускает контекст высказывания, в котором не обсуждается вечное исхождение Духа. Св. Афанасию был чужд философский подход к бытию Бога, который породил учение о Filioque. Мысль святителя всегда сосредоточена на идее спасения от смерти и тления. Иоанн (Мейендорф), протоерей. Введение в святоотеческое богословие в 2 ч.Ч.1.- М.: Изд- во Правило веры, 2007, с.132.

В заключение сделаем вывод: спасение принес в мир Христос, который вечно рождается от Отца и Он (Христос) же посылает нам Духа Святаго, вечно исходящего от отца через которого мы приобщаемся к божественной жизни.

Заключение

В результате проведенных нами исследований, необходимо сделать выводы по поставленным задачам:

1) Святитель Афанасий, был истинным пастырем, образованным богословом, сильным апологетом и прекрасным духовным писателем литературные труды, которого касались разных областей и проблем богословия, отдавший всю свою жизнь пастырскому служению и в особенности защите чистоты православной веры.

2) Сотворение мира происходит по воле Бога, но не по природе, по природе он только рождает Сына. Бог и то что он сотворил имеют различную природу. Сотворенная тварь наделена свободной волей, настолько свободной, что способна противостоять Богу, что и было доказано грехопадением человека, но Бог, не смотря на то что дал полную свободу действий разумным тварям, и они восстали против Его, все же не оставляет сотворенного мира, а правит в нем или «промышляет», по своей любви. Результатом грехопадения явились смерть и тление, которые Бог не творил.

3) Спасение заключается в прощении грехов и избавлении от смерти и тления т.е. обожении, которое стало возможно с воплощением Бога- Слова, которое по своему человеколюбию восприняло плоть и через таинство Крещения подает нам это состояние (обожения).

4) Христос- Божественное Слово, вечно рождается от Бога- Отца и единосущен Ему, Он пришел на землю с целью освободить человеческий род от смерти и тления и воспринял на земле не отдельную человеческую личность, а человеческую природу, и потому Христос есть одно лицо- истинный Бог и истинный человек.

5) Есть один Бог- Единосущная Троица. Спасение принес в мир Христос, который вечно рождается от Отца и Он (Христос) же посылает нам Духа Святаго, вечно исходящего от Отца, через которого происходит общение человека с Богом и обожение .

Также следует сделать вывод на все богословие святителя Афанасия в целом, он заключается в том, что главная жизненная цель и деятельность святителя, направленная на опровержение и искорение аринанской ереси отразилась на всем его богословии, а именно мысль, что Христос не тварь, а единосущен Богу- Отцу и тоже Бог, прослеживается от учения о сотворении мира до учения о Троце, а так же в большинстве его литературных трудов.

Так же в заключение можно сказать, что святитель Афанасий не смотря на свою героическую защиту чистоты христианской веры, не был воспринят большинством современных ему отцов- богословов, особенно его термин «единосущие», которые во многих вопросах придерживались учения Оригена и неоплатонизма, от которого св. Афанасий совершенно отошел.

Окончательную победу над арианством св. Афанасию не пришлось одержать, ее совершили его младшие современники отцы- каппадокийцы, которым удалось разработать правильную терминологию, и таким образом очистить никейскую веру от подозрений в модализме.

Литература

1. Афанасий Великий, святитель. Творения. Три слова против ариан. Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm]

2. Афанасий Великий, святитель. Творения. Слово о воплощении Бога- Слова.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm]

3. Афанасий Великий, святитель. Творения. Послания к Серапиону.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm]

4. Библия.- М.: Российское библейское общество,- М.: 1999.

5. Александр Бронзов. Преп. Макарий Египетский,- Париж: Изд-во YMCA- Press, 1930.

6. Иоанн (Мейендорф), протоерей. Введение в святоотеческое богословие в 2 ч.Ч.1.- М.: Изд- во Правило веры, 2007.

7. Георгий (Флоровский), протоерей. Восточные отцы IV-VIII вв. СТСЛ., 19997.

8. Киприан (Керн), архимандрит. Золотой век святоотеческой письменности. - М.: Изд-во Паломник, 1995 // [Электронный ресур http://www.mrezha.ru/orthlib/Fathers/main.htmlс].

9. Карсавин Л.П. Св. отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях).М., 1994.

10. Николай (Гундяев), протоерей. Лекции по патрологии.- СПб, 1999.

11. Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I--IV века. -- М.: Издательский совет РПЦ, 2004

12. Христианство. Энциклопедический словарь в 3т.Т.1: А-К / Ред. Кол.: С.С. Аверинцев и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

13. Фаррар Ф.В. «Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви» / перев. с англ. А.П. Лопухина.- К.: «Пролог», 2007.

14. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви.В 3тт.Т.1.- СТСЛ.,1996.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.