Рефераты. Богословское наследие святителя Афанасия Великого

Б. Апологетико-полемические

3. «Слово против язычников»

Первая часть- доказывает противоречие идолослужения здравому смыслу.

Вторая часть- выясняет, что есть один Бог, Которого почитает христианство.

К истине Его бытия приводит:

· изучение человеческой души, которая есть образ Бога

· наблюдение видимого мира, созерцание удивительного порядка и согласия во вселенной.

Далее доказывается, что Творец и Управитель вселенной есть Сам Божественный Логос, и изображается природа Логоса, Его деятельность в сохранении и управлении миром, всемогущество, благость и мудрость .

4. «Слово о воплощении Слова»

Первая часть- разъясняет причины, почему Тот, Кто по природе Своей бестелесен явился в человеческой плоти.

Вторая часть- защищает догмат воплощения от нападок иудеев и язычников и на основании чудесного распространения христианства, доказывает Божественное достоинство Спасителя и Божественное происхождение христианской религии.

Заключение увещает читателя самому читать Писание.

5. "Изложение веры" .

6. "Большое слово о вере" .

7. "Окружное к епископам послание"

8. "Апология против ариан"

9. "Послание к Аммуну"

10. "О мнениях Дионисия"

11. "Послание к Драконтию"

12. "Послание к епископам Египта и Ливии"

13. "Апология к Константину"

14. "Апология бегства"

15. "Послание о смерти Ария"

16. "Послание к монахам"

17. "Послания к Люциферу"

18. "Три(четыре) слова против ариан"

В первом «Слове» опровергаются рациональные и экзегетические доводы ариан; св. Афанасий приводит и разбирает здесь ряд выдержек из «Талии» Ария.

Второе «Слово» посвящено главным образом истолкованию «Притч Соломоновых» ( 8:22), именно это место служило главным доводом арианствующих в доказательство тварности Сына-Слова, там есть слова:«Созда мя в начало путей своих...».

В третьем «Слове» объясняется смысл Божественного единосущия и значение «уничижительных» изречений Священного Писания о Христе.

Относительно четвертого слова, как считает один из специалистов по патрологии Н.И. Сагарда, отрицают не только его связь с первыми тремя, но даже и принадлежность св.Афанасию. Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I--IV века. -- М.: Издательский совет РПЦ, 2004

19. "Четыре письма к Серапиону о Святом Духе"

20. "Томос к Антиохийцам"

21. "Послание к Руфиниану"

22. "Послание к Ювиану"

23. "Послание к Орсисию"

24. "О воплощении Слова Божия и к арианам"

25. «Книга о Троице и о Святом Духе».

26. "Послание к Африкану"

27. "Послание к Епиктету"

28. "Послание к Адельфию"

29. "Послание к Максиму"

30. "Две книги против Аполлинария"

31. "Послание к Иоанну и Антиоху" и

32. "Послание к Палладию."

В. Исторические труды

33. "О постановлениях Никейского собора,"

34. "История ариан" (письмо к монахам),

35. "О соборах в Аримине и Селевкии" и

36. "Житие св. Антония."

Г. Праздничные послания

Среди многочисленных посланий св. Афанасия, обращенных по тому или иному поводу к частным лицам, монахам или епископам, выделяется особая группа посланий, так называемых "праздничных," которые выходят из границ собственно эпистолярных произведений. Александрийский архиепископ имел обязанность каждый год, после праздника Богоявления, обращаться к своей пастве с особыми посланиями, в которых определялось время Пасхи и, соответственно с этим, время начала поста, прекращения поста и конец Пятидесятницы. Определялись тем самым и другие пасхальные образцы, которые легли в основание нашей пасхалии, как-то: возраст луны, епакта, индиктион, объявлялось о консульствах и префектурах в Александрии. В долгое, сорокапятилетнее управление св. Афанасием александрийским должно было, конечно, сохраниться и соответствующее количество таких праздничных посланий. Долго эти послания считались вообще потерянными и приходилось довольствоваться краткими отрывками, и только в 1842 и 1847 гг. в одном из нитрийских монастырей удалось найти сирийский текст полных пятнадцати писем с 329 по 348 г.

Особо необходимо выделить 39 праздничное послание святителя, так как оно содержит в себе полный список ветхо- и новозаветных книг, которые признавались в церкви александрийской во времена св. Афанасия и которые так и вошли в церковный канон священных книг. Киприан (Керн), архимандрит. Золотой век святоотеческой письменности. - М.: Изд-во Паломник, 1995 // [Электронный ресур http://www.mrezha.ru/orthlib/Fathers/main.htmlс],- гл. 2, § 6.

Приведем в пример начало тринадцатого праздничного послания св. Афанасия, для подтверждения того, что уже было нами сказано о содержании посланий: «Тринадцатое праздничное послание св. Афанасия Александрийского, в консульство Маркелина и Пробина, во дни Лонгина эпарха, в четырнадцатый год индиктиона; воскресенье Пасхи было тогда в XIII день майских календ (т.е. 19 апреля) или 24 Фармуфа, от Диоклетиана же в LVII году." После всех пастырских увещаний, составляющих основную часть послания, читаем: "Четыредесятницу мы начинаем 13 Фаменофа, св. пасхальную седмицу 18 Фармуфа (т.е. 13 апреля). Прекращаем пост в субботу 23-го, так что великий день воскресения восходит для нас 24-го того же месяца Фармуфа, откуда начинаем исчислять дни Пятидесятницы и, призывая всегда с славословием Христа, мы получим свободу от врагов наших о Христе Иисусе Господе нашем...» Афанасий Великий, святитель. Творения. Праздничные послания.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm]

2 Богословие святителя Афанасия

2.1 Учение о сотворении мира

Говоря об учении о сотворении мира у святителя, уместно здесь будет привести учение Оригена по той же теме, так как у обоих, по мнению богослова протоерея Иоанна Мейендорфа, эта тема является ключом к их богословию. Иоанн (Мейендорф), протоерей. Введение в святоотеческое богословие в 2 ч.Ч.1.- М.: Изд- во Правило веры, 2007, с.123.

Итак в системе Оригена акт творения происходит в вечности и творение есть проявление есть проявление самой сущности Бога. Бог по природе своей не может не творить, и поэтому Он творит всегда, вечно. Творимые Им разумные твари находятся в вечном общении с творцом. Поскольку Бог творит мир не свободно, а силу своей «сущности», значит тварный мир не имеет реального независимого существования: разумные твари лишены истинной свободы, они привязаны к своему создателю, то опадая, то снова неизбежно возвращаясь к созерцанию Его божественной сущности. Как считает протоерей Иоанн Мейендорф, что в такой системе человеческая жизнь, история не имеют смысла, возвращение падшего человечества предопределено, а значит нет места истинной свободе, ни божественной, ни данной человеку Богом. Иоанн (Мейендорф), протоерей. Введение в святоотеческое богословие в 2 ч.Ч.1.- М.: Изд- во Правило веры, 2007, с.124.

Св. Афанасий в корне отвергает такой подход. В основе его учения лежит различие между божественной природой (греч. физис или фисис) и божественной волей (греч. телима), по природе Бог- Отец. Он рождает Сына и по рироде же посылает Св. Духа. Но сотворение мира происходит не природе, а по воле Бога. Поэтому Богу совсем не обязательно творить мир. Он мог «обойтись» (если можно так выразиться) и без него. Бог не мог не родить Сына, ибо Он родитель по природе: мир он не должен был творить, но сотворил- такова Его божественная и всеблагая воля. Афанасий Великий, святитель. Творения. Три слова против ариан.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm], слово 3:62,66. Иоанн Мейендорф, анализируя разбираемое нами учение св. Афанасия, делает вывод, что было время, когда Бог не творил и мира не существовало. Там же,- с. 124 В подтверждение всего вышесказанного приведем непосредственно слова святителя: «Благочестно же будет сказать, что существа созданные пришли в бытие по благоволению и хотению, а Сын- не превзошедшее, подобно твари, создание воли, но собственное по естеству рождение сущности, ибо будучи собственным Отчим Словом, не позволяет думать о каком- либо предшествовавшем Ему хотении, потому что сам Он есть Отчий совет, Отчая сила и Зиждитель угодного Отцу. Итак, если создания произошли по хотению и благоволению… все же получило бытие словом, то слово состоит вне получивших бытие по хотению.» Афанасий Великий, святитель. Творения. Три слова против ариан.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm], слово 3:63,66.

Творение существует по воле Бога, но и само по себе. Бог и тварь имеют различную природу. Бог правит миром, «промышляет» о нем, а этот автономный мир противостоит Богу. По причине, того что Бог творил мир с определенной целью. Всякая тварь и весь мир были изначально предназначены к союзу, к единству с Творцом. Ибо Бог творил по любви и ожидал ответной любви. Центром и венцом творения является человек, который был призван объединить своей деятельностью все творение и через себя осуществить союз любви между Богом и миром. Это свободное устремление твари к своему Творцу в какой то момент отклонилось от прямого пути. Иными словами произошло грехопадение. Однако и после грехопадения Бог не оставляет своего творения, ибо Он по своей любви не может попустить, чтобы оно погибло. После грехопадения появилась смерть и тление, они не были сотворены Богом, ибо Он сотворил все хорошим, чистым, но являются продуктом грехопадения.

Сам святитель говорит об этом так: «Когда же смерть более и более овладевала… людьми и тление в них оставалось; тогда род человеческий растлевался, словесный же и по образу созданный человек исчезал, и Богом совершенное дело гибло; потому что… смерть превозмогала над нами по силе уже закона, и невозможно было избежать закона, так как Он, по причине преступления, постановлен был Богом. Выходило нечто, в подлинном смысле, и ни с чем несообразное и вместе неприличное. Ни с чем несообразно было Богу, изрекши слово, солгать, и человеку, когда узаконено Богом, чтобы Он, если преступит заповедь, смертию умер, не умирать по преступлении, слову же Божию остаться нарушенным. Тогда не было бы в Боге правды, если бы, когда сказано Богом, что умрешь, человек не умер. Но также и неприлично было, чтобы однажды сотворенные разумныя существа и причастныя Слова Его погибли, и через тление опять обратились в небытие. Это не достойно было бы благости Божией, чтобы сотворенное Богом растлевалось от обольщения людей диаволом. С другой стороны, всего не приличнее было в людях или по собственному их нерадению или по бесовскому обольщению, уничтожиться Божьему художеству.

Итак, когда истлевали словесныя твари и гибли такие Божия произведения, что надлежало сделать Богу, Который благ? Попустить ли, чтоб тление над ними превозмогло, и смерть ими обладала? Какая же была нужда сотворить их в начале? Надлежало бы лучше не творить, нежели сотворенным оставаться непризренными и гибнуть. Если Бог сотворив оставляет без внимания, что произведение Его истлевает; то из такого нерадения в большеи мере познается бессилие, а не благость Божия, нежели когда бы не сотворил Он людей в начале. Если бы не сотворил; то никто и не подумал бы вменять этого в бессилие. А когда сотворил и привел в бытие, вовсе было бы ни с чем несообразно гибнуть произведениям, и особенно в виду Сотворившего. Итак, надлежало не попускать, чтоб люди поглощались тлением, потому что это было бы неприлично Божией благости и не достойно ее.» Афанасий Великий, святитель. Творения. Слово о воплощении Бога- Слова.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm], гл.4-6.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.