Рефераты. Значение полового воспитания подростков и его влияние на формирование личности
  • Из этих данных опроса видно, что родители отводят себе главную роль в сексуальном воспитании, а подростки - себе, т.к. родители не чувствуют себя уверенно в качестве источника подобной информации.
  • Исследования, проведённые ВЦИОМ в Москве и Санкт-Петербурге, показывают, что более 87% родителей никогда не говорили со своими детьми о сексе или делали это эпизодически. Подростки стесняются обращаться к родителям с подобными вопросами - 67% девочек и 77% мальчиков ни разу не общались с родителями на темы секса. Сейчас во многих странах возраст получения первого полового акта становится всё моложе и моложе (см. диаграмму №1).
  • Диаграмма №1
  • В процентном отношении это выглядит так: 12-летние - 15%, 13-летние - 17%, 14-летние - 19%, 15-летние - 23%, 16-летние - 39%, 17-летние - 47%, 18-летние - 63%, 19-летние - 69%.
  • 1.3 Сексуальное образование в школах
  • Сексуальное образование должно быть частью школьного учебного плана и должно начинаться как можно раньше. Основная цель такого образования - научить молодых людей быть ответственными за свое сексуальное поведение.
  • Несмотря на то, что подростки указывают на своих сверстников и средства массовой информации как важные источники сексуальной информации, родители, их опыт остаются важным фактором для формирования репродуктивного здоровья детей. Большинство родителей хотели бы быть педагогами для своих детей, однако они чувствуют себя неподготовленными по различным причинам: недостаток информации, дискомфорт в обсуждении сексуальных проблем, что нередко заканчивается конфликтами. Тем не менее, информация относительно чувства собственного достоинства, восприятия своего тела, ролей пола и межперсональных отношений могут и должны быть переданы через семейные установки. С другой стороны, поведение многих родителей, не желающих обсуждать со своими детьми вопросы сексуального поведения и его последствий, так же как и многие школьные образовательные программы здоровья, имеющие различное качество, привели к тому, что телевидение стало ведущим источником сексуального образования.
  • В этой связи должны быть подготовлены профессиональные работники, которые смогли бы обсудить с подростками «миф совершенного тела», изображаемого в кино, журналах и телевидении. Такими людьми вполне могут быть медицинские работники (включая школьных медицинских сестер) и специально подготовленные педагоги.
  • Подростки предлагают свой собственный список желаемых характеристик для преподавателя такого рода программ. Этим характеристикам соответствует человек, заслуживающий доверия, хорошо осведомленный, умеющий слушать, заботливый, честный, спокойный, дружественный, открытый и обладающий чувством юмора.
  • Подростковый врач должен хорошо знать общие медицинские проблемы подросткового возраста, детскую гинекологию, а также поведенческие и психологические проблемы, периоды физического роста и познавательного развития, включая ЗППП. Большинство опрошенных учителей указывают на необходимость своего собственного образования по этим вопросам и недостаточное обеспечение образовательными материалами. Врачи могут помогать преподавателям, улучшая их знания и разрабатывая учебные планы одновременно контролируя соблюдение грамотности изложения материала. Следует отметить, что последние тенденции в сексуальном образовании связаны с необходимостью рассматривать репродуктивное здоровье подростков в тесном сотрудничестве с семьей, школой и общественными организациями здравоохранения.
  • Не имеется никаких данных, свидетельствующих о том, что сексуальное образование увеличивает уровень сексуальной активности подростков. Сексуальное образование увеличивает уровень знаний относительно сексуальных проблем; кроме того, сексуальное образование приводит к отсрочке начала сексуальной активности, увеличению использования контрацепции и снижению риска опасного сексуального поведения. Сексуальные программы образования, сосредоточенные на воздержании, более проблематичны, потому что они основаны на чувствах страха и позора. Такие программы неспособны научить подростка принимать самостоятельные ответственные решения или обеспечить достаточной информацией по вопросам планирования семьи, могут, наоборот, увеличить подростковую беременность.
  • Несмотря на имеющиеся положительные результаты проведенных программ сексуального образования, остается еще существенная доля подростков, которые продолжают иметь незащищенные половые контакты, способствуя, тем самым, сохранению риска ВИЧ-инфекции, в том числе ЗППП и нежелательных беременностей.
  • Гудкович Л.Н. в своей работе «Половое влечение», разграничивает возраст и информацию из области сексологии, с которой необходимо знакомить детей педагогам. Перечень этой информации приведён в таблице №2.
  • Таблица №2. Возраст получения специальных знаний из области сексологии
  • Информационные блоки

    Возраст

    10-11

    12-13

    14-15

    16-17

    Анатомо-физиологические признаки полового созревания

    +

    +

    +

    +

    Образ жизни, здоровье и половое развитие

    +

    +

    +

    +

    Онанизм

    -

    -

    +

    +

    Психосексуальные особенности полового развития мальчиков и девочек

    -

    -

    +

    +

    Добрачная половая жизнь: за и против

    -

    -

    +

    +

    Методы предохранения от беременности

    -

    -

    +

    +

    ЗППП

    -

    -

    +

    +

    Здоровое зачатие

    -

    -

    -

    +

    Сексуальная дисгармония

    -

    -

    -

    +

    • Из таблицы №2 видно, что подростки моего возраста, а именно 16-17-летние должны иметь специальные знания из области сексологии, т. е. должны быть сексуально образованны.
    • 1.4 Социальное развитие подростка, формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола
    • Для гармоничного развития личности важно и социальное развитие человека. Обратимся к работе В.В. Белова «Подросток - сверстник», в центре внимания которой находится проблемы социального развития молодёжи.
    • Большинство молодых людей вступают в социальные отношения со сверстниками противоположного пола. Основным фактором, определяющим уровень комфортности в ощущениях подростка, принимающего участие в таких отношениях в период формирования личной идентичности, является самоощущение. Кроме того, большое значение имеет развитие навыка эмоциональной близости, поскольку потенциальные последствия эмоциональной близости столь же велики, что и последствия близости сексуальной. Подростки по-разному воспринимают цели идентичности и близости, и с этим связана вероятность вовлечения подростков в те или иные формы сексуально поведения. Благодаря этим ранним отношениям подростки приобретают необходимый опыт, учатся поддерживать отношения с партнером и начинают понимать, какие обязательства связаны с близкими отношениями. Часто подростки получают более полное представление о том, какие отношения сулят эмоциональные страдания и насколько велика ответственность одного партнера перед другим.
    • Романтические отношения в подростковом и юношеском возрасте являются важным шагом на пути развития личности. В процессе формирования взаимоотношений, основанных на чувствах, партнеры проходят стадию, которую психологи называют периодом диадической замкнутости. В этот период пара отдаляется от родителей, сверстников, других значимых участников отношений и замыкается на себе. На этом этапе сексуальная активность подростков возрастает. Если подростки уединяются, их отношения могут с легкостью перерасти в сексуальный опыт, при условии, что оба подростка этого хотят. Постепенное обучение способам общения в новых условиях близости помогает каждому партнеру обрести чувство уверенности.
    • Важное значение для определения рамок в отношениях подростка играет степень сексуальной близости. Многие виды сексуальной активности могут восприниматься как элементы сексуальной игры. Однако интенсивные сексуальные контакты имеют огромное значение для большинства людей. С одной стороны, сексуальная близость объединяет людей, с другой - делает их более уязвимыми друг для друга. Эти переживания, а также эмоциональная реакция на физическую близость часто приводят к взаимной зависимости. Если подростки этого желают и к этому стремятся, то отношения сохраняются. Однако если подобная зависимость оказывается для них неприятной неожиданностью, то могут развиться конфликты. Вне зависимости от результатов первого опыта близких сексуальных отношений, молодые люди начинают яснее представлять, какое место может занять секс в их зрелых отношениях.
    • Недавно у подростков разного пола, испытывающих друг к другу сексуальный интерес, проявилась тенденция собираться вместе, на своего, рода групповые свидания. В компании подростки чувствуют себя в относительной безопасности и раскрепощаются до такой степени, что не стесняются открыто проявлять сексуальные чувства. В результате этих групповых социальных взаимодействий могут возникать устойчивые пары, однако во время групповых свиданий подростки воздерживаются от непосредственной сексуальной активности.
    • 1.5 Особенности сексуального поведения подростков
    • В течение последнего столетия половая зрелость и сексуальная активность отмечаются во все более раннем возрасте. Об этом свидетельствуют многие труды выдающихся психологов, социологов, сексологов. В работе П.С. Варшавского подробно рассмотрены особенности сексуального поведения подростков. Обзор исследований, проведенных во многих странах мира и посвященных изучению поведения юношей и девушек, показал, что пропорция молодежи, которая становится сексуально активной, увеличивалась в течение последних трех десятилетий. Кроме того, средний возраст первого сексуального контакта снизился при, этом примерно половина подростков из данной категории испытывает чувство вины и страха за последствия. Имеются данные о том, что ранний сексуальный дебют сопровождается увеличенным числом сексуальных партнеров и, как следствие, возрастает риск приобретения ЗППП. Незрелые в половом отношении подростки и их ранняя сексуальная практика находят выражение в мастурбации (в возрасте 13 лет приближается к 55% в обоих полах, а в 15-летнем возрасте составляет более 80%).
    • Развитие сексуальной активности с высокой степенью риска для репродуктивного здоровья подростков имеет различную природу. Были изучены и подтверждены значимые факторы, такие как биология, стадии развития и демографический фон, включая социально-экономическую группу факторов, характер семейных отношений, влияние сверстников и средств массовой информации. Очевидно, что наиболее значимым для формирования сексуального поведения является роль сверстника. Низкий социально-экономический статус определяет более высокий уровень подростковой беременности. Религиозность также становится все более важным положительным фактором. Подростки, которые соблюдают религиозные правила, независимо от вероисповедания начинают сексуальное общение в более позднем возрасте, чем нерелигиозные сверстники. Гармоничное взаимоотношение «мать-дочь» также оказывает положительное влияние на репродуктивное здоровье подростков.
    • Подростковость - время сексуального экспериментирования с различными формами сексуального поведения. Для подростка с нетрадиционной ориентацией столкновение между эротическими фантазиями и поведением, с одной стороны, и ожиданием гетеросексуальной культуры с другой, служит источником беспокойства, вины и боли. Подростки, которые испытывают нетрадиционные чувства, вынуждены терпеть насмешки со стороны сверстников и часто бывают отвергнутыми ими. Поведение таких подростков нередко носит саморазрушительный характер. Они в два-три раза чаще, чем их сверстники, предпринимают попытки самоубийств.
    • Сексуальное развитие имеет разные основы, которые включают много вопросов, но я остановилась только на некоторых из них.
    • 2. Последствия неправильного полового воспитания
    • 2.1 Сексуальное насилие и домогательство
    • Изнасилования и другие виды сексуальных преступлений происходят постоянно. Статистика свидетельствует:
    • · наиболее часты изнасилования гетеросексуального характера;
    • · в 90% случаев жертвы не пытались оказать сопротивление;
    • · 63% потерпевших приходится на женщин до 25 лет (40% из них являются несовершеннолетними), а каждая десятая женщина ранее была жертвой сексуального насилия, причем большинство из них в возрасте до 18 лет.
    • Поскольку сексуальные преступления достаточно распространены, необходимо откровенно говорить об изнасиловании и других видах сексуальных преступлений. Сексуальное преступление имеет место, когда человек силой, угрозой или обманом принуждается вопреки его желанию к какой-либо форме сексуальной активности.
    • Наиболее часто встречается такой вид сексуального преступления, как изнасилование, ответственность за которое предусмотрена статьей 117 (а, б) УК России.
    • Изнасилование -- это половое сношение, совершенное с применением физического насилия, угрозы или с использованием беспомощного состояния потерпевшей.
    • Поскольку чаще всего жертвами насилия становятся женщины, как правило, упоминается местоимение «она» или «жертва». Тем не менее, следует помнить, что жертвами сексуального насилия могут стать и мужчины, а также дети.
    • Изнасилование может произойти где угодно. Некоторые становятся жертвами насилия в собственных домах, другие -- в парках, кафе и иных общественных местах. Изнасилования происходят в любое время дня и ночи. Примерно в половине зарегистрированных случаев жертва была знакома с насильником. Жертвой насилия может стать каждый. Изнасилование не знает социальных, экономических и этнических границ. Хотя каждый может быть изнасилован, жертвами насилия, как показывает статистика, становятся главным образом подростки и молодежь.
    • Почему люди совершают сексуальное насилие? Причины разные. Но во многих случаях идут на преступление ради ощущения власти и контроля над беспомощной жертвой. Некоторые насильники пытаются таким образом выразить свой агрессивный настрой. Эти люди испытывают сильную ярость, раздражение, которое они могут долгое время носить в себе без разрядки. Они выражают свои эмоции, нападая и унижая свои жертвы.
    • Мужчины насилуют мужчин по тем же причинам, что и женщин, -- ради ощущения безраздельной власти или для вымещения злости. Они не ищут сексуального удовлетворения. В большинстве случаев изнасилования мужчин ни жертва, ни насильник не являются гомосексуалистами.
    • Такое поведение тесно связано с низким уровнем самоуважения, достоинства. Некоторые насильники испытывают коммуникативные трудности: не умеют завязать и продолжить знакомство, что пытаются скрыть за грубостью, цинизмом. В сочетании с несформированностью самоконтроля за своим поведением на фоне алкогольного (иного) опьянения это нередко приводит к насилию.
    • Большинство насильников -- молодые люди. Среди осужденных за изнасилование преобладают молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет. Многие взрослые насильники, находясь в тюрьме, признавались, что свое первое преступление такого рода они совершили в 14 лет. Насильники не безумны. Каждый, кто совершает такое преступление, отягощен серьезными психологическими или иного рода проблемами. Представлять себе насильников психически больными людьми, не несущими ответственности за свои поступки, было бы грубой ошибкой, как с юридической, так и с чисто житейской точки зрения. В обычной жизни насильники своим поведением не отличаются от других людей. Они могут быть женаты, успешно работать, иметь и воспитывать детей. Многие насильники знакомы со своей жертвой!
    • Пожалуй, наиболее трудным для понимания является то обстоятельство, что мужчины совершают насилие не ради сексуального удовлетворения. Однако психологи, психиатры, психоаналитики, работающие с осужденными за изнасилование, подтверждают этот факт. Насильники вовсе не настолько «помешаны на сексе», что внутренние побуждения заставляют их стремиться к половому контакту любой ценой. В реальности многие насильники говорят, что они насилуют не ради секса, но используют секс как средство унижения и оскорбления своих жертв.
    • Большинство насильников выбирают свои жертвы случайным образом, не ориентируясь на определенный тип. Скорее, они выбирают ситуацию совершения преступления, которая даст им возможность уйти безнаказанными. Разве такой насильник не вменяемый? Очень трудно с этим согласиться.
    • Многие люди продолжают думать об изнасиловании как о преступлении, совершающемся неизвестным, выскакивающим из кустов на темной аллее и угрожающим оружием. Поскольку изнасилование на свидании не соответствует этому стереотипу, многие как изнасилование его не воспринимают. А ведь и в этой ситуации мы имеем дело с принуждением к половому акту вопреки воле и желанию жертвы, т. е. с изнасилованием в чистом виде. А уж какие отношения связывали раньше насильника и жертву -- это имеет второстепенное значение для оценки происшедшего.
    • Ответственность за изнасилование всегда и полностью лежит на том, кто применил физическую силу, угрозы или какой-либо вид психологического давления. Как и в других видах преступлений, однозначно виноват нападающий, а не жертва (хотя некоторые люди нередко обвиняют жертву).
    • Важно помнить, что изнасилование -- это, прежде всего использование насилия, которое ни один человек не вправе применять в отношении другого человека. Изнасилование -- слишком тяжкое наказание за необдуманный риск и легкомысленное поведение. Даже если жертва подвергла себя неоправданному риску, даже если она вела себя неподобающим образом, это не означает, что она хотела быть изнасилованной или заслужила это.
    • Изнасилование - жестокое преступление, связанное с тяжелы ми психическими травмами. Проблеме восстановления жертв насилия посвящен ряд изученных мною книг. На мой взгляд, наиболее интересно осветил эту тему И.Р. Ямшор. Автор считает, что женщина психологически восстанавливается после изнасилования через 5-6 лет. Эта трагедия влияет на всю последующую жизнь в виде серьезных нарушений в оценке психологической картины мира. Пережитое, не счастье, имеет эмоциональные последствия: ни с того ни с сего накатывает чувство гнева, страх, ощущение предательства и бессилия, потери доверия к людям. Человек может даже и не осознавать причину накопления у него этих негативных эмоций.
    • У многих жертв сексуального насилия развивается страх за свою личную безопасность. Они боятся оставаться в одиночестве, выходить на улицу, быть в окружении незнакомых людей. Они становятся нервозными, раздражительными, страдают от “живых” отчетливых воспоминаний о случившемся. Их внимание поглощено мыслями о насилии, это мешает сосредоточиться на других проблемах, в том числе на учебе, работе и обычных занятиях. Некоторые жертвы насильников начинают сторониться друзей, избегать встреч, отклонять приглашения в гости, на вечеринки. Обычными становятся ночные кошмары, бессонница, эмоциональная напряженность и сильная усталость.
    • Нередко жертвы сексуального насилия испытывают чувство вины, обвиняют себя в происшедшем, чувствуют потерю доверия к самим себе, так как считают, что их подвела собственная неспособность разбираться в людях.
    • Множество пострадавших, обремененных своими переживаниями, чувствуют себя изолированными от других людей, боятся рассказать о случившемся и обратиться за помощью. Все это нормальные, адекватные реакции на тяжелую психологическую травму. Почти каждый пострадавший переживает эти чувства в той или иной степени. Некоторые испытывают их сразу после случившегося, другие реагируют с некоторой задержкой. Интенсивность реакции может колебаться, причем возможно их неоднократное возвращение.
    • Тем не менее, большинство людей способно восстановить душевное равновесие и эмоциональное здоровье, если они получат поддержку от семьи, друзей и специалистов, работающих с такими случаями.
    • Для подростковой психики изнасилование является чудовищной травмой: во-первых, страдает психика подростка; во-вторых, в этом возрасте формируется самоценность личности, насилие губит на корню чувство женского и мужского достоинства, привлекательности; в-третьих, информация об изнасиловании девушки-подростка быстро распространяется в подростковой среде, а бытующий миф “сама во всем виновата” провоцирует чувство доступности девушки для юношей; в-четвертых, стыд вызывает ощущение невозможности поделиться своей бедой, что только усиливает травму. Можно ли свести к минимуму последствия этой трагедии? Вот некоторые примитивные меры, способствующие этому.
    • · Ребенок, подросток, взрослый должны знать службы, куда они могут обратиться за помощью в случае необходимости (это могут быть телефон доверия, медицинские учреждения, специальные центры и т.п.).
    • · Необходимо обучать детей, подростков приемам самообороны.
    • · Следует формировать у ребенка уверенность в себе.
    • · Надо обучать поведению в экстремальных ситуациях (даже приставания у большинства людей вызывают шок, и бывает трудно сообразить, что делать, так как деликатность ситуации, страх, стыд выставить себя объектом сексуальных домогательств нередко парализуют волю).
    • · Сексуальное просвещение среди подростков должно стать обязательным и постоянным.
    • · Своевременно сообщать информацию о сексуальных преступлениях. Вот конкретные действия, если вы подверглись изнасилованию: добраться до безопасного места; позвонить кому-нибудь из взрослых, кому вы доверяете, чтобы он приехал к вам; позвонить в милицию; сохранить возможность проведения экспертизы: не мыться, не менять одежду; обратиться в пункт неотложной медицинской помощи; связаться с консультативным центром поддержки жертв насилия.
    • Недвусмысленное поведение может предотвратить насилие. Оно включает не только ясное выражение своих чувств, но и ясное понимание собеседника: прислушайтесь к своим чувствам, не соглашайтесь с тем, что вам предлагают, если вы не уверены в своих желаниях; дайте партнеру понять, что вы чувствуете и до каких пределов вы мыслите развитие ваших отношений, скажите это громко и отчетливо; следите за тем, чтобы то, что вы говорите, соответствовало тому, как вы это говорите. Если вы не поддержите слова тоном и жестами, которые этим словам полностью соответствуют, ваш партнер получит от вас противоречивое сообщение, которое он волен толковать, как ему захочется. Ваше “нет” должно звучать твердо и решительно, при этом следует смотреть в глаза партнеру; постарайтесь вникнуть в слова партнера, если вы подозреваете, что он не вполне искренен, т.е. говорит одно, думая другое, попросите его выражаться прямо.
    • 2.2 Заболевания, передающиеся половым путем, и их профилактика
    • Инфекционные заболевания, передающиеся от человека к человеку преимущественно половым путем - ЗППП или БППП (болезни, передаваемые половым путем), встречаются часто, особенно в последние годы. В настоящее время насчитывается более 20 возбудителей болезней, передающихся половым путем, в том числе бактерии, вирусы, простейшие, дрожжевые грибы, членистоногие. Вызываемые ими заболевания характеризуются высокой заразительностью, сравнительно быстрым распространением среди определенных контингентов населения. Раньше эти болезни назывались венерическими заболеваниями, а по новой классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) - заболеваниями или болезнями, передаваемыми половым путем.
    • ИППП - одна из главных проблем современного здравоохранения. Сексуально активные подростки -- группа более высокого риска заражения инфекцией, чем любая другая возрастная группа. Возможные последствия, включая бесплодие, эктопическую беременность и рак половых органов, имеют негативное значение для репродуктивного здоровья и особенно разрушительны для молодых девочек. Повышенный риск приобретения ИППП подростками связан с разнообразием поведенческих, биологических и психосоциальных факторов, среди которых сексуальная активность рассматривается как наиболее критический фактор риска. Сексуальная активность у девушек и юношей начинается в ранний период, однако девушки имеют сексуальные отношения с более старшими партнерами, т.е. с теми, кто более сексуально активен, и, следовательно, имеют больший риск заболевания ИППП. В настоящее время установлено, что половина всех новых случаев ВИЧ-инфицирования приходится на людей в возрасте моложе 24 лет. Поскольку средний инкубационный период ВИЧ-инфекции от момента приобретения до развития СПИДа составляет 8-11 лет, уровень ВИЧ- инфицирования среди подростков в ближайшее время, вероятно, будет намного выше, чем рассчитывали раньше.
    • Статистика приводит следующие цифры: в России отмечается подъем заболеваемости БППП с 1990 г. В предыдущем десятилетии (1980-1990) показатель заболеваемости составлял 5% на 100 тыс. населения. В 1994 г. число заболевших только сифилисом возросло с 8 тыс. (в 1980 г.) до 127 тыс. Самый тревожный момент в этой статистике - рост заболеваемости среди детей. Если заболеваемость сифилисом среди взрослого населения за этот период возросла в 16 раз, то среди детского - почти в 21 раз. Из 761 случая детского сифилиса, зарегистрированного в 1995 г., 502 ребенка в возрасте 11-14 лет заразились самостоятельно половым путем, а не от родителей - бытовым путем, как это было в прошлые годы. Одну из причин такого невероятного роста заболеваемости среди детей руководители Минздрава видят в отсутствии на должном уровне системы полового воспитания среди детей и подростков.
    • По данным ВОЗ, каждый десятый человек в мире, включая детей и стариков, болеет тем или иным ЗППП. В 1995 г. в России зарегистрировано 1,5 млн. больных ЗППП. При всех этих болезнях важность проблемы обусловлена не только чрезвычайно широким распространением заболеваний и опасностью их для здоровья заболевшего, его окружения, но и тяжелыми последствиями в виде осложнений, которые могут быть причинами развивающегося бесплодия, патологии беременности и родов, а в результате - появление неполноценного потомства. Все эти патологические состояния влияют на здоровье населения в целом и на демографическое состояние общества в частности.
    • Динамика заболеваемости подростков ЗППП представлена в таблице №3 (исследование проведено ВОЗ).
    • Таблица №3. Динамика заболеваемости подростков ЗППП
    • Год

      1996

      1997

      1998

      1999

      2000

      2001

      Рост в%

      57,8

      60,9

      67,0

      66,8

      71,0

      70,0

      Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.