Рефераты. Значение полового воспитания подростков и его влияние на формирование личности

Значение полового воспитания подростков и его влияние на формирование личности

45

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением предметов искусств №73 «Лира»

Реферат

«Значение полового воспитания подростков и его влияние на формирование личности»

г. Тюмень

2005

Содержание

  • Введение 3
  • 1. Половое воспитание подростков 6
    • 1.1 Воспитание детей и подростков, адекватно воспринимающих свои физические, физиологические и психологические особенности 6
    • 1.2 Сексуальное образование подростков 8
    • 1.3 Сексуальное образование в школах 12
    • 1.4 Социальное развитие подростка, формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола 15
    • 1.5 Особенности сексуального поведения подростков 17
  • 2. Последствия неправильного полового воспитания 19
    • 2.1 Сексуальное насилие и домогательство 19
    • 2.2 Заболевания, передающиеся половым путем, и их профилактика 24
    • 2.3 Беременность в подростковом и юношеском возрасте 28
    • 2.4 Брак в подростковом возрасте 31
  • 3. Исследовательская работа 36
  • Заключение 47
  • Список литературы 49
  • Введение
  • В культурной истории человечества немало места отводилось и отводится сейчас вопросу взаимоотношений между полами. Интимная жизнь человека определяется его личными качествами - внешностью, характером, темпераментом, возрастом, состоянием здоровья, зависит от общественной морали микрогруппы - семьи, товарищей по работе, соучеников, а так же испытывает влияние макросоциальных - факторов экономического, политического, религиозного уклада государства. Интимная жизнь во многом определяет понятие “счастье”, особенно в молодом возрасте. Сексуальное развитие человека продолжается всю жизнь. В процессе развития дети переходят от обобщенного осознания своей чувственности к конкретным сексуальным переживаниям. Подростки осознают свою сексуальность благодаря общению с окружающими. Существуют свидетельства того, что современные юноши и девушки начинают половую жизнь во все более раннем возрасте.
  • Половое воспитание - это важная часть нравственно-этического и эстетического воспитания. Основная его цель - формирование будущего семьянина, обладающего высокими моральными качествами, такими, как высокая гражданственность, честность, трудолюбие, сдержанность, дружелюбие, серьезность отношение к любви, умение находить прекрасное в природе и в людях, уважительное отношение к женщине.
  • Половое воспитание имеет ряд важных аспектов - морально-этических, нравственных и гигиенических.
  • Нравственный облик людей, их человечность в огромной степени зависят от того, как происходит воспитание в семье. Ведь в семье начинается воспитание будущих отца и матери. От того, как родители сумеют заложить в душу своего ребенка основы нравственности, насколько настойчиво они с раннего детства будут прививать сыну уважение к девочке, девушке, женщине, будет зависеть гармония в будущем супружестве. Если воспитание, в том числе и половое, проводится с учетом возраста, то оно дает положительные результаты.
  • Но у родителей каждый раз возникает вопрос: где приобрести знания, чтобы участвовать в половом просвещении, как не допустить ошибки - ведь дети весьма восприимчивы, и любая неточность, заключающаяся в том, что им либо вовсе не сообщают, либо неправильно преподносятся те или иные сведения о сексуальной жизни, может принести вред.
  • Данные русских исследователей показывают, что первую информацию о взаимоотношениях между полами и физиологических особенностях полового созревания человека старшие школьники только в единичных случаях получают от родителей, воспитателей и врачей. Разве можно считать нормальным, что в то время как детей в основном “просвещают” случайные знакомые, подчас с оттенком вульгарности и даже цинизма, педагоги, медики, родители сомневаются: стоит ли об “этом” говорить с подростками, кому и как проводить беседы по вопросам пола?
  • Когда же необходимо начинать заниматься половым воспитанием? Научными знаниями по вопросам полового воспитания необходимо вооружать даже воспитателей детских садов, где речь должна идти о воспитании правильного отношения между полами.
  • Учитывая, что менструации у современных девушек проживающих в средней полосе, наступают в 12-15 лет, им в обязательном порядке нужно рассказать о том, что их ожидает, не позднее чем в 11 лет. У девочки необходимо поддерживать и поощрять развивающуюся стыдливость - эту драгоценную черту, являющуюся основной моральной устойчивости женщины.
  • Девочкам необходимо рассказать и о том, что они уже после первой менструации биологически способны к ранней беременности. Мальчики и девочки должны знать, что роды и аборты у несовершеннолетних приводят к тяжелым гинекологическим заболеваниям.
  • Воспитывая мальчиков-юношей, следует заботиться о профилактике ранней половой слабости, возникающей как следствие ранней половой жизни, о предупреждении венерических заболеваний, отрицательно сказывающихся на их половой системе.
  • Задача родителей - предупредить перерастание в привычку онанизм, курение, употребление наркотиков и алкоголя.
  • При написании реферата я поставила для себя следующие задачи:
  • 1) изучить литературу по данной теме;
  • 2) определить значимость половое воспитание, как важную составляющую ЗОЖ;
  • 3) провести исследовательскую работу в виде опроса подростков с целью выявления их уровня полового воспитания.
  • 1. Половое воспитание подростков
  • 1.1 Воспитание детей и подростков, адекватно воспринимающих свои физические, физиологические и психологические особенности
  • Суть полового воспитания сводится к тому, чтобы подготовить к взрослой жизни здоровых мужчин и женщин, способных адекватно осознавать свои физические и психологические особенности, устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, реализовывать свои потребности в соответствии с существующими в обществе нравственными и этическими нормами. В конечном счете, это означает воспитание эмоционально зрелой личности.
  • Основные задачи полового воспитания - неотъемлемая часть общего воспитательного процесса и осуществляются в различных видах общения и совместной деятельности. Поведение человека зависит от конкретной жизненной ситуации. И в этой связи следует изучать и пропагандировать гибкие психологические механизмы, управляющие поведением человека, которые при непосредственных контактах с противоположным полом не причиняли бы излишних страданий, а были бы понятны и естественны.
  • Обратимся к работе В.В. Кагана, где сформулированы основные направления полового воспитания:
  • 1. Половое воспитание, помогающее формированию психологической мужественности (женственности). Обучение нормальному общению со сверстниками противоположного пола.
  • 2. Сексуальное воспитание, направленное на оптимизацию формирования сексуально-эротических ориентации и сексуального сознания.
  • 3. Подготовка к сознательному и ответственному супружеству.
  • 4. Подготовка к сознательному и ответственному родительству, выработка оптимальных репродуктивных установок.
  • 5. Формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости сексуальности, супружества, родительства от венерических заболеваний, СПИДа, наркомании и т.д.
  • 6. Профилактика нарушений психосексуального развития, особенно на ранних стадиях становления личности подростка.
  • 7. Предупреждение растления и совращения детей и подростков.
  • Основные принципы полового воспитания приведены в работе Ю.М. Орлова:
  • 1. Принцип целеустремленности (соотнесение целей полового воспитания с фазами психосексуального развития детей).
  • 2. Самовоспитание (половое воспитание во многом зависит от стремления ребенка к самовоспитанию, для этого ребенку, подростку надо ясно представлять себе цели и хотеть достичь их).
  • 3. Принцип «не навреди».
  • 4. Принцип «не стыди».
  • 5. Принцип опоры на положительное, в том числе на положительные примеры поведения авторитетных для ребенка взрослых. Психологическая основа этого принципа - положительное эмоциональное подкрепление, которое создает положительную мотивацию любому поведению, деятельности.
  • 6. Принцип индивидуального подхода.
  • 7. Принцип невозбуждения полового влечения (в основе этого принципа лежит тезис, утверждающий, что половую жизнь не следует начинать до полного физического созревания). В пользу этого тезиса свидетельствуют аргументы как педагогического, так и медицинского характера. Чем меньше энергии, сосредоточенной на объекте полового влечения, будет израсходовано на половую жизнь, тем большая ее часть пойдет на развитие и укрепление организма в целом - скелета, мышц, мозга и связанных с ним функций высшей нервной деятельности. Принцип невозбуждения полового влечения связан с требованием сублимации.
  • 8. Принцип единства обучения и воспитания.
  • 9. Принцип системности, последовательности, комплексности.
  • Некоторые из перечисленных направлений полового воспитания будут рассмотрены в моём реферате более подробно.
  • 1.2 Сексуальное образование подростков
  • Периодизация возрастов отводит большой промежуток времени подростковому возрасту: с 9-10 до 20 лет. Причём на возраст 12-15 лет приходится собственно период полового созревания, а на 16-24 года - становление сексуальности. Международные эксперты на совещании ВОЗ в 1974 г. определили подростковый возраст как период, в течение которого:
  • 1) протекает половое развитие от появления вторичных половых признаков до наступления половой зрелости;
  • 2) психологические процессы, свойственные детям, сменяются поведением, характерным для взрослых;
  • 3) происходит переход от полной социально-экономической зависимости от взрослых к относительной независимости.
  • Во многих странах сексуальное образование дополняет и/или корректирует семейное воспитание. Правильно было бы начинать образование с дошкольного возраста, но и подростковый период для этого не потерян. Подростки находятся на этапе, когда их интерес к противоположному полу создает очень сильную мотивацию к обучению. Ни в какой другой период жизни человек не стремится к информации о сексуальной жизни так, как в подростковом возрасте.
  • И.С. Кон в своей работе выделил два направления сексуального образования:
  • 1. Важно исходить из потребностей самого ребенка (подростка).
  • 2. Избегать в сексуальном образовании уклона в «гинекологизацию» проблемы (т.е. не концентрировать внимание на контрацепции, беременности, родах, болезнях - это удел врачей). Сексуальное просвещение - это подраздел, составная часть и сексуального образования, и воспитания. Можно сказать, что сексуальное просвещение - это информирование по вопросам пола, отличающееся от сексуального образования и воспитания объемом информации, задачами и длительностью. Главной целью сексуального просвещения является сохранение репродуктивного здоровья и достижение некоторой свободы в сочетании с ответственностью за свое поведение.
  • В.В. Марков считает, что в процессе просвещения (образования) желательно стремиться к тому, чтобы у подростков были сформулированы следующие представления:
  • В 7-11 лет:
  • * были осведомлены о начавшемся половом созревании и ожидаемых изменениях в организме;
  • * о биологической стороне репродуктивной функции, имели представление о деторождении;
  • * знали об изменении в эмоциональной сфере (колебаниях настроения, возможном усилении конфликтности в отношениях с окружающими, о первых влюбленностях и т. п.) и социальной сфере (в связи с наступлением половой зрелости меняется статус ребенка, к нему предъявляются требования выше, нежели к детям младшего возраста, объективно возрастает самостоятельность, ответственность за свое поведение, некоторая автономия от взрослых и др.);
  • * знали, что дружба - это многогранное проявление отношений;
  • * понимали, как можно строить отношения внутри семьи на принципах взаимного уважения и равенства.
  • Подростки 11-14 лет:
  • * умели обсуждать моральные ценности, знали их изменчивость, неодинаковость в разных культурах, обществах, просто у разных людей;
  • * должны знать о существовании разнообразных форм сексуальности;
  • * знать о биологических и сексуальных факторах, влияющих на сексуальность;
  • * знать о болезнях, передающихся половым путем, включая СПИД, потому что именно подростки этого возраста принадлежат к поколению, которому придется жить, испытывая в полной мере последствия этих болезней;
  • * знать о сексуальном насилии, чтобы проводить линию безопасного поведения (средства массовой информации значительно облегчают детям и подросткам доступ к картинам и фактам деструктивной сексуальности и насилия, именно поэтому необходимы конструктивное просвещение и правдивые знания об отношениях между полами);
  • * знать о безопасном сексе (поэтому о презервативах и половой зрелости важно говорить прямо и открыто, объяснять ошибочность распространенного представления о том, что прерванное половое сношение может предотвратить беременность и др.);
  • * должны уметь сказать «нет», если осознают, что не готовы начать сексуально активную жизнь;
  • * попытаться сформировать у подростков терпимость к чужому мнению, выбору, форме реализации сексуального поведения;
  • * должны осознавать ответственность за свой выбор (начинать - не начинать сексуально активную жизнь, использовать - не использовать контрацепцию и т. п.).
  • Подростки 14-16 лет должны знать:
  • * биологические аспекты репродукции;
  • * о сексуальных отношениях, о семейных парах, о разводе, разлуке, смерти;
  • * знать преимущества и недостатки методов планирования семьи и иметь представление о том, как выглядят средства контрацепции и как их использовать;
  • * знать о девиантном поведении, которое может быть направлено на них самих;
  • * уметь обсуждать спорные вопросы в паре;
  • * знать основы брачного законодательства;
  • * знать службы, где они могут получить помощь, консультации.
  • Конечно, эти задачи сексуального воспитания могут и должны уточняться, дополняться. В образовании молодых людей должны быть сбалансированы положительные стороны совместной жизни и сексуальных отношений, а также риск и проблемы, связанные с ними. При этом нельзя допускать у подростков возникновения страха перед первым сексуальным опытом. Молодые люди должны иметь право на ошибки. Несмотря на хорошее сексуальное образование, всегда будет существовать угроза нежелательной беременности и заражения заболеваниями, передающимися половым путем. Говоря только о негативных моментах сексуальных отношений, взрослые не могут способствовать улучшению сексуального здоровья будущих поколений. Единственный выход - это дать грамотную информацию, уравновешивающую удовольствие и риск. При этом форма и язык её представления должен быть на том уровне, который воспринимает подросток.
  • Данные исследования “Кто должен заботиться о репродуктивном здоровье подростков, их половом просвещении” приведены ниже в таблице №1.
  • Таблица №1. Кто заботиться о репродуктивном здоровье подростков
  • Должны заботиться

    Подростки

    Родители

    Сами школьники

    60,8%

    4,5%

    Родители

    45,6%

    80,3%

    Врачи-специалисты

    43,0%

    62,9%

    Центры планирования семьи для подростков

    31,6%

    40,2%

    Соответствующая школьная программа

    24,7%

    41,7%

    СМИ

    21,5%

    18,2%

    педагоги

    10,4%

    17,4%

    Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.