Среди обнаруженных листов, имеются записи с перечислениями предметов и пометками (+, -). Вероятно речь идет о сдаче зачетов. Вот какие предметы перечислены: Закон Божий, литература, русская литература устная, литература ар. (непонятно) сочинение, алгебра, геометрия (спец), история (устно).
Сохранились странички с записями по алгебре. На одном из них была формула (2а-в+1)3, которая в настоящее время не используется, так как способы решения примеров с ее помощью, по мнению современных педагогов, сложны и не рациональны.
Как стало известно из записей, в 1910 г. на уроке физики в 7-о классе изучали рычаги, а распространение звука гимназистки проходили на примере звона колокольчика. По тем немногим записям, которые сохранились, можно сделать вывод, Что программа по физике почти не отличалась от современной. Отличие лишь в оформлении. Так в тетрадях по физике начала XX века рисунки располагались в левой части, а данные и решения задач в правой, а сейчас наоборот.
Теперь хотелось бы обратить внимание на биологию. В комплексе источников обнаружено только два листа по данному предмету, это количество не дает нам полного представления об объеме его изучения. Обратим внимание на «Письменную работу по гигиене» ученицы 7-го класса Эппель со следующими вопросами:
1. Строение среднего слоя кожи.
2. Функции кожи при перегревании.
3. Сравнение мочи и крови здорового человека.
4. В каком почечном слое находятся мочевые канальцы.
5. Общее описание нервной системы.
6. Значение головного мозга.
Как мы можем судить по этой работе, биология (гигиена) преподавалась почти в таком же объеме, как в современной школе. Единственное отличие, на которое я обратила внимание,- это названия составляющих крови. Эппель в своей работе называет эритроциты - «красными шариками», а лейкоциты - «белыми шариками». За эту работу поставлена оценка «4». Почему-то оценка и исправления сделаны простым карандашом.
А вот в другой работе от 1-го февраля 1911г. неизвестной ученицы исправление орфографических и стилистических ошибок сделано красными чернилами. Сохранился только один листок этой работы, тема которой: «Идеальная женщина по «Домострою». Сочинение это интересно нам потому, что подтверждает предыдущие выводы о содержании образования и воспитания в женских гимназиях, которое отличалось от обучения в мужских учебных заведениях конца XIX начала XX века, так и от современных школьных программ. Обучение в женских гимназиях было рассчитано в первую очередь на будущее предназначение женщины: создание семьи, рождение и воспитание детей, ведение домашнего хозяйства.
Проанализируем план сочинения и первую страницу текста и постараемся понять, какова же по мнению юной гимназистки начала XX века идеальная женщина по «Домострою».
1. Положение женщины в семье.
2. Отношение женщины к мужу и слугам.
3. Отношение женщины к своим обязанностям.
4. Женщина как воспитательница детей.
По плану мы можем определить критерии, по которым судили об идеальной женщине. Идеальная женщина - это прежде всего хорошая жена, заботливая мать и трудолюбивая хозяйка. В сочинении подчеркивается мысль, что даже при наличии слуг «женщина не должна быть праздной».
Помимо перечисленных выше предметов сохранились еще странички с упражнениями по латинскому и немецкому языкам. Еще, судя по записям, сделанным красивым и аккуратным подчерком, без помарок, в младших классах гимназии был предмет «чистописание».
Преподавание русского языка почти не отличалось то современного за исключением написания нескольких слов: «ея» вместо «ее» и проставления знака «Ъ» после согласных букв. Например: «планъ», «къ своимъ», «обязаностямъ».
Читая страницы из школьных тетрадей, мне хотелось представить, как выглядели, о чем мечтали, к чему стремились гимназистки 100 лет назад. Например, как выглядела и о чем мечтала юная гимназистка, которая 1 февраля 1911г. написала сочинение об идеальной женщине, или как сложилась жизнь у ученицы 7-го класса Эппель, которая за письменную работу по гигиене получила оценку «четыре».
А вот судьба Варвары Колесниковой (обложка ее тетради по космографии хранится в фондах школьного музея) нам известна. Закончив семь классов, она поступила в восьмой педагогический класс и впоследствии преподавала русский язык и литературу в той же гимназии, где училась сама.
Конечно, количество найденных страничек из ученических тетрадей не позволяет судить о качестве образования в начале XX века, в частности, о системе обучения в Екатерининской женской гимназии. Но все-таки некоторые выводы сделать можно. Мы выяснили, что в женской гимназии изучали алгебру, геометрию, литературу устную и письменную, историю, биологию (гигиену), физику, иностранные языки (немецкий и латинский). В программе современной школы такие предметы тоже существуют. Темы по физике, литературе, биологии во многом совпадают, иностранные языки мы тоже изучаем, правда, в нашей школе только один предмет - английский. В чем же отличие? В учебных заведениях начала XX века одним из главных предметов был Закон Божий, что говорит о религиозности образования. Еще в старших классах Екатерининской женской гимназии изучали космографию и педагогику. В тетради по педагогике есть такая фраза: «Методика - наука об обучении не есть наука, а искусство. Преподаватель является творцом, художником». Мне кажется, что эта мысль не устарела и сейчас, хотя в год 1000-летия Ярославля этой записи в тетради исполнится ровно 100 лет.
Преподавание в женских гимназиях, судя по сохранившимся документам [1А; 2; 3; 5], велось приблизительно по той же программе, что и в современной школе, но больше внимания уделялось изучению гуманитарных предметов. [3] Знания по этим предметам были прочные и глубокие. Об этом свидетельствуют следующие факты. Проучившись год в педагогическом классе, Варвара Колесникова стала преподавать русский язык и литературу, а сестра Марии Петровых - Екатерина, не получив высшего образования, настолько хорошо знала иностранные языки, что работала переводчицей. [1; 1Б]
Но главное отличие в обучении начала XX и XXI вв. в существовании системы раздельного обучения мальчиков и девочек. На мой взгляд, обучение в женских гимназиях было ориентировано не на получение в дальнейшем высшего образования, а в первую очередь на то, что бы женщина создала семью и воспитывала детей. В современных школах нет разделения в обучении, и поэтому все имеют равные возможности при поступлении в вуз.
Так получилось, что несколько страниц из ученических тетрадей стали для меня интересным историческим источником в проведении сравнительного анализа системы обучения в современной школе и в женской гимназии начала XX века.
3. Частные женские гимназии Ярославля (на примере гимназии О.Н. Корсунской)
Источники, которые будут использованы в этой главе подлинные. Это фотодокументы из архива музея-заповедника г. Ярославля. Подробнее хочется остановиться на воспоминаниях Валерии Глебовны Козловой, которые хранятся в архиве библиотеки краеведческого музея «Наше наследие». [1 А] Валерия Глебовна была старейшей читательницей этой библиотеки, и оставила там ученическую тетрадь с воспоминаниями о своей жизни. В.Г. Козлова родилась в 1903 году, а умерла совсем недавно, немного не дожив до своего 100-летнего юбилея. Воспоминания она написала, когда ей было уже 90 лет.
Насколько можно доверять этому документу? Сотрудники библиотеки, которые знали ее лично, рассказали мне, что она много читала, знала наизусть стихи и с удовольствием выступала на литературных вечерах, так как на протяжении всей жизни Валерия Глебовна занималась в художественной самодеятельности, а в конце 20-х начале 30-х годов даже выступала на сцене театра им. Волкова. Из всего выше сказанного следует, что В.Г. Козлова до глубокой старости сохранила ясность ума и прекрасную память.
К сожалению, я лично не была с ней знакома, но прочитав тетрадь с воспоминаниями Валерии Глебовны, поняла, что доверять им можно. Факты, которые там приводятся можно проверить. Например, перед тем, как рассказать о своей учебе в гимназии О.Н. Корсунской, она перечислила все женские гимназии, которые существовали тогда в Ярославле (Мариинскую, Екатерининскую, Корсунской и Антиповой). Те же четыре гимназии обозначены на старой карте города. Она вспомнила до мельчайших подробностей приезд царя Николая II в Ярославль. А это было в 1913 году. Я потому так подробно обо всем этом написала, что воспоминания В.Г. Козловой впервые используются в качестве исторического источника.
А теперь давайте мысленно перенесемся в начало XX века.
Юная Валерия родилась в Ярославле в 1903 г. в семье довольно обеспеченной. Ее отец в то время был в чине подполковника и служил воспитателем в Ярославском кадетском корпусе. Мать не работала, занималась воспитанием детей. Детей в семье было четверо: Валерия и три брата. Семья занимала 6 комнат (вероятно на территории Кадетского корпуса). Из прислуги были няня и кухарка, которые жили в комнате рядом с кухней. К сожалению, единственным недостатком этих воспоминаний является то, что Валерия Глебовна нигде не упоминает фамилию, имя и отчество своих родителей. А братьев называет только по именам. Единственное, что мне удалось выяснить, - вероятно, фамилия матери до замужества была Левитская, и что дед Валерии Глебовны со стороны матери был священником и жил в селе Щекотово.
Фамилии же, указанные в названии главы - В.Г. Козлова - Мартынова - это фамилии по первому и второму мужу.
В детстве Валерия дружила с семьей Горбатовых с сестрами Леной и Наташей. Отец девочек тоже служил в Кадетском корпусе, а их мать была дочерью Федора Алексеевича Некрасова, т.е. приходилась племянницей поэту Некрасову. К сожалению, из воспоминаний не ясно, учились ли сестры Горбатовы в гимназии О.Н. Корсунской или в каком-то другом учебном заведении. Сказано, лишь, что во время каникул, девочки на все лето уезжали в Карабиху.
А Валерия до учебы в гимназии летом часто гостила в имении своего деда, священника Левитского в селе Щекотово. Там же было поместье купца Кокуева, который владел гостиницей возле Знаменской башни в Ярославле (сейчас этого здания нет). Валерия была хорошо знакома с дочерью купца Лидой Кокуевой.
Валерия Глебовна Козлова поступила в гимназию О.Н. Корсунской. Вероятнее всего в 1910 или 1911 гг. Так как сначала училась там в трех приготовительных классах и только после их окончания и сдачи вступительных экзаменов была зачислена в 1 класс гимназии. А мы уже знаем, что девочек в приготовительный класс принимали в 8 лет, а в 1 класс - в 10 лет. Приводится любопытный факт: она ездила туда на трамвае (непонятно только одна или кто-то из взрослых ее провожал).
По всей видимости, частная гимназия О.Н. Корсунской хорошо себя зарекомендовала. Потому что в этой же гимназии в то же время училась старшая сестра М. Петровых - Елена. А ведь путь из села Норского (пригород Ярославля) не близкий. Отец каждый день запрягал лошадь, чтобы отвести старших детей в Ярославль. [1Б]
По воспоминаниям В.Г. Козловой гимназия занимала весь третий этаж, и маленькая Валерия хорошо запомнила лестницу в доме Пастухова, по которой поднималась каждый день. А в статье Б. Недорезова написано, что гимназия располагалась на 2-м этаже. [22] Возможно, на втором этаже учились старшие классы, а приготовительные классы располагались выше.
Страницы: 1, 2, 3, 4