Рефераты. Занимательный материал на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса у младшего школьника

Сравнивая результаты в контрольном и экспериментальном классах на контрольном этапе можно сделать выводы:

1) уровень познавательного интереса в экспериментальном классе стал выше, чем в контрольном;

2) уровень познавательного интереса у учащихся эксперименталь-ного класса находится на среднем уровне, это тот запас, который необходим для успешного обучения русскому языку в школе.

2.3 Анализ исследования

Мы сравнили результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента в контрольной и экспериментальной группах и пришли к следующим выводам:

1) произошли изменения в познавательном интересе учащихся в контрольной группе: уменьшился процент учащихся с низким уровнем от 13% до 0% (к русскому языку);

2) более значительные изменения в познавательном интересе учащихся произошли в экспериментальной группе: увеличился процент учащихся со средним уровнем от 13% до 53% (к русскому языку).

Выборка данных позволяет проследить зависимость между уровнем развития познавательного интереса и использованием занимательного материала.

Сравнивая результаты на констатирующем и контрольном этапах, мы пришли к выводам:

Ш существует прямая зависимость между развитием познавательного интереса и использованием занимательного материала, при активном применении занимательных средств на уроках русского языка увеличивается уровень развития познавательного интереса;

Ш наиболее эффективными заданиями по развитию познавательного интереса являются загадки, пословицы, игры, творческие работы, шуточные стихотворения, правила, ребусы и т.д.

Кроме того, с целью проверки нашего теоретического вывода был использован и метод наблюдения [30, с. 56]. На каждого учащегося экспериментального класса заводилась специальная карточка наблюдения, где в течение урока русского языка отмечались желание посещать это занятие, отношение к нему, отвлечения во время занятия, активность на уроке, желание позаниматься после окончания урока. Наблюдение проводилось с пятого урока по четырнадцатый, так как были исключены контрольные диктанты, работы над ошибками, изложения. Также при заполнении карточки наблюдения использовалась индивидуальная беседа с каждым учащимся.

Таблица 4. Карточка наблюдения

Испытуемый: фамилия, имя, возраст, класс ________________________

Показатели наблюдения

занятия

Чтобы сделать выводы по наблюдению, подсчитывалось количество положительных ответов:

высокий уровень - 20 и более плюсов;

средний уровень - 10 - 20 плюсов;

низкий уровень - меньше 10 плюсов.

Результаты наблюдения с пятого по девятый уроки получились следующими: высокий уровень познавательного интереса - 8 человек (28%), средний уровень познавательного интереса - 11 человек (39%), низкий уровень познавательного интереса - 9 человек (32%). Результаты наблюдения с десятого по четырнадцатый уроки получились следующими: высокий уровень познавательного интереса - 15 человек (53%), средний уровень познавательного интереса - 11 человек (39%), низкий уровень познавательного интереса - 2 человека (7%). На основе наблюдения мы пришли к выводу о том, что уровень познавательного интереса у учащихся при проведении занимательных заданий возрос от 28% до 53% (Приложение

3).

Следовательно, занимательный материал может выступать как условие эффективного развития познавательного интереса у младшего школьника на уроках русского языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, познавательный интерес - это стремление к знаниям, к чему-то новому, незнакомому. Именно с помощью познавательного интереса у детей формируется любовь к труду, технике, учебным занятиям, чтению книг и другим.

У младших школьников познавательный интерес слабо развит, потому что их привлекают лишь яркие, красочные образы, а, ознакомившись с необычным предметом, интерес пропадает, поэтому детей нужно постоянно удивлять чем-то новым. Это можно создать благодаря необходимым условиям, наиболее важными из которых являются отношения, складывающиеся в учебном процессе и в общении, где будет создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.

Содержание предмета русский язык позволяет учащимся усвоить необходимые знания, научить их писать и читать, воспитывать нравственные качества личности, приобрести умения думать и правильно выражать свои мысли.

Итак, занимательный материал может быть самым разнообразным, поэтому педагог должен обязательно на каждом уроке русского языка использовать игры, загадки, ребусы, кроссворды, головоломки, тем самым прививать познавательный интерес к этому предмету.

Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребенок старается узнать как можно больше обо всем мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение русскому языку из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Главную роль здесь сыграет занимательный материал, представляющий собой сильнейший фактор психологической адаптации ребенка в новом учебном пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного внедрения ребенка в мир познания родного языка.

Такие элементы познавательного интереса, как стремление преодолевать трудности при выполнении задания, поиск путей для решения задания, концентрация внимания на объекте деятельности, увлеченность, активность, самостоятельность и пр., при применении в процессе обучения разнообразных занимательных средств формируются гораздо быстрее. Особенно следует отметить систематическое применение занимательного материала на уроках русского языка. Это заставляет учащихся погрузиться в процесс обучения, способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные способности.

Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.

Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:

­ уровнем развития (его силой, глубиной, устойчивостью);

­ характером (в данном случае локально-стержневом, т.е. к отдельному предмету - русскому языку);

­ местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;

­ своеобразием интереса в познавательном процессе (получение знаний от других или стремление получить знаний по русскому языку самостоятельно);

­ связью с жизненными планами и перспективами.

Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность младшего школьника.

Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

Поэтому если в начальной школе на каждом уроке русского языка будет использован разнообразный занимательный материал, то будет развиваться познавательный интерес к данному предмету (родному языку) и, может быть, в будущем повысится даже уровень культуры речи людей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 384 с.

2. Анохина Т.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа. - 1999. - № 12. - С. 57 - 59.

3. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М.: ВАКО, 2003. - 495 с.

4. Бакулина, Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка: Учеб. пособие для учителей начальной школы / Г.А. Бакулина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 144 с.

5. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. - М.:

Научное изд-во Большая Российская энциклопедия; СПб.: Изд-во Норинт, 2000. - 1456 с.

6. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 526 с.

7. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994. - 448 с.

8. Вохмянина Л. А. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 - 4). - М.: Просвещение, 1998. - 624 с.

9. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А. В. Петровского. - М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 439 с.

10. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 320 с.

11. Дубровина И.В., Данилова И.И., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 462 с.

12. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо 1 класс. - М.: ВАКО. - 2004. - 319 с.

13. Журжина Ш В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку: Пособие для учащихся начальных классов. - М.: ООО Илекса, - 1997. - 160 с.

14. Капинос В. И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка / Под. ред. Т. А. Ладыженской . - 2-е изд. - М.: ВАКО, - 2005. - 597 с.

15. Лозинская Т.П. Русский язык - это интересно: Книга для учителя / Т.П. Лозинская. - Брянск: Курсив, М.: Московский лицей, 2000. - 192 с.

16. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия, - 2002. - 464 с.

17. Львов М.Р. Хрестоматия по методике русского языка: Пособие для учителя / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1996. - 352 с.

18. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Учеб. пособие для учителя / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1997. - 224 с.

19. Мохначева И.М. Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников // Начальная школа. - 1990. - № 12. - С. 13 - 15.

20. Муромцева И. В. Психологический практикум: Методические рекомендации для учителей нач. классов, студ. факультета пед. и мет. нач. образования. - Вологда: Издательство "Русь", 2003. - 74 с.

21. Панов М.В. Занимательная орфография. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 348 с.

22. Парамонова, Л.Г. Русский язык - правила в стихах: Книга для педагогов общеобразовательных и специальных школ / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Дельта, 1999. - 176 с.

23. Педагогический словарь. / Под ред. И.А. Каирова. - М.: Изд-во Академия педагогических наук, 1960, I том. - 775 с.

24. Педагогический словарь. / Под ред. И.А. Каирова. - М.: Изд-во Академия педагогических наук, 1960, II том. - 767 с.

25. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

26. Политова Н. И. Развитие речи учащихся 1 - 4 классов на уроках русского языка. - М.: Изд. центр "Академия", 2005. - 284 с.

27. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 436 с.

28. Сергеева Н.В. Формирование умений познавательной деятельности учащихся в работе по развитию речи // Начальная школа. - 1981. - № 12. - С. 63 - 65.

29. Сухин, И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа / И.Г. Сухин. - М.: ВАКО, 2005. - 224 с. - (Мастерская учителя).

30. Талызина Н. Ф. Практикум по пед. психологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 192 с.

31. Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка / Г.В. Трегубова // Начальная школа. - 1995. - № 6. - С. 40 - 42.

32. Хидиров Ш.Ш. Активизация познавательного интереса учащихся: кроссворды в системе дидактических игр // Начальная школа. - 2007. - № 1. - С. 46 - 48.

33. Юрьева, Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку: Увлекательное пособие для младших школьников и учителей / Н.А. Юрьева. - Минск.: Изд-во Юнипресс, 2005. - 304 с. - (Серия "Все для школы").

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Результаты наблюдений (5 - 9 уроки русского языка).

Ф.И.

испытуемого

Желание Посещать занятие

Отношение к Средствам действия

Наличие

отвлечений

Наличие высказываний тношение к занятию)

Общая активность на занятиях

Желание позаниматься после окончания занятия

Уровень

познавательного

интереса

1. Маша Д.

2. Надя Т.

3. Виталик К

.4. Миша К.

5. Яна Н.

6. Оля Н.

7. Арина Ч.

8. Дима Т.

9. Дима Ш.

10. Егор М.

11. Паша Ж.

12. Юля К.

13. Настя П.

14. Таня К.

15. Настя С

16. Лена М.

17. Настя М.

18. Ваня Б.

19. Алена С.

20. Алена В.

21. Настя С.

22. Артем М.

23. Ваня К.

24. Наташа М.

25. Юля С.

26. Маша Л.

27. Камилла М.

28. Сережа М.

+++++

+

+++++

+++++

+++++

+++++

+++++

-----

-----

+++++

-----

+++++

+++++

+++++

+++++

-----

+++++

+++++

+++++

+++

++

+

-----

+++++

+++++

+++++

+++++

-----

+++++

+++++

+++++

+++++

+++++

+++++

+++++

+++++

+++++

+++++

+++++

+++++

+++++

+++++

+++++

+++++

+++++

+++++

+++++

++++

++

++

+

+++++

+++++

+++++

+++++

-----

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+++++

+(-)

+++

+++

+++

+

+

+(-)

+(-)

+++++

+(-)

+++++

+++++

+++++

+++++

+(-)

+++++

++++

+++++

+(0)

+(0)

+(-)

+(0)

+(0)

+

+++

+(0)

+(0)

+++++

+

++

-

++

+

+

+

-

+++++

-

+++++

+++++

+

+

+

+++++

++++

+++++

-

+

+

-

++

+++++

+++

++

-

-

-

-

++

-

+

-

-

-

++

++

-

+++++

-

+++

++++

+++++

++

+++++

-

+

-

-

+++

+++++

+

+

-

Высокий

Низкий

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

Низкий

Низкий

Высокий

Низкий

Высокий

Высокий

Средний

Средний

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

Средний

Высокий

Средний

Средний

Низкий

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.