Рефераты. Занимательный материал на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса у младшего школьника

Занимательный материал на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса у младшего школьника

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО "ТОТЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Выпускная квалификационная работа по методике русского языка

специальность 050709 "Преподавание в начальных классах"

Тотьма

2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

1.1 Содержание понятия познавательный интерес, развитие познавательного интереса

1.2 Психофизиологические особенности младшего школьника

1.3 Особенности содержания предмета "Русский язык" в начальной школе

1.4 Характеристика занимательного материала

1.5 Классификация занимательного материала по русскому языку

РАЗДЕЛ 2. УСТАНОВЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ РАЗВИТИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

2.1 Планирование исследования

2.2 Результаты исследования

2.3 Анализ исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Познавательный интерес мотивирует ребенка на учебную деятельность. Всякая деятельность отвечает какой-то потребности человека. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека неудовлетворенности. К числу ведущих потребностей личности в учебном процессе, согласно мнению Б.Т. Лихачева, относятся познавательный интерес и любознательность, перерастающие в глубокую потребность в знаниях, в практическом их применении; потребность в творческом освоении учебного материала.

Еще педагоги-классики, такие как Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др. утверждали, что учитель должен сформировать новый тип общения с учениками, который способствовал бы познавательной активности, развитию трудолюбия, самостоятельности, интереса к окружающему миру [23, с. 412, 414]. В условиях обычного школьного обучения у большинства учащихся учебно-познавательные мотивы находятся на низком уровне. Теоретический курс русского языка достаточно труден, поэтому часто не интересен, не привлекателен для младшего школьника, что отражается на его учебной деятельности по усвоению данного предмета, поэтому необходимо использование на уроках русского языка дополнительных средств, способствующих возникновению познавательного интереса у младшего школьника. Это и подтверждает актуальность выбора нашей темы исследования: Занимательный материал на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса у младшего школьника.

Цель исследования: обоснование использования занимательного материала на уроках русского языка как средства развития познавательного интереса у младшего школьника.

Задачи:

­ проанализировать научную и методическую литературу;

­ раскрыть понятие познавательный интерес;

­ выявить особенности развития познавательного интереса у младшего школьника;

­ раскрыть содержание понятия занимательный материал;

­ подобрать занимательный материал в соответствии с содержанием предмета на уроках русского языка в начальной школе;

­ установить зависимость между использованием занимательного материала на уроках русского языка и развитием познавательного интереса у младшего школьника.

Объект исследования: развитие познавательного интереса у младшего школьника на уроках русского языка.

Предмет исследования: занимательный материал как средство развития познавательного интереса у младшего школьника на уроках русского языка.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование занимательных средств способствует развитию познавательного интереса у младшего школьника на уроках русского языка.

Такой подход к проблеме предполагает использование следующих методов:

а) теоретические:

- анализ и синтез научной и методической литературы;

б) практические:

- наблюдение;

- эксперимент.

Практическая значимость состоит в том, что разработана система заданий, направленная на развитие познавательного интереса у младшего школьника на уроках русского языка.

Данная работа может быть полезна методистам, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

1.1 Содержание понятия познавательный интерес, развитие познавательного интереса

В Педагогическом словаре дается следующее определение понятия "познавательный интерес" - это "стремление к знаниям, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Имеет своим физиологическим механизмом ориентировочный или исследовательский рефлексы" [24, с. 446].

Многие методисты и психологи считают, что у учащихся познавательный интерес является одним из наиболее значительных мотивов учения. Им они чаще всего объясняют свое отношение к учебному предмету или виду деятельности ("Люблю арифметику потому, что интересно решать задачи..."). Источниками возникновения познавательного интереса у детей являются книги, техника, личные наблюдения, учебные занятия, труд, требующий применения знаний, внеклассная работа. Решающая роль принадлежит обучению в его сочетании с трудом.

В процессе учебной работы учитель использует разнообразные средства формирования и укрепления познавательного интереса:

а) вдумчиво отбирает новые факты, малоизвестные сведения, вызывая непосредственный интерес учащихся к разным явлениям жизни;

б) помогает осмыслить, перестроить, уточнить житейские представления школьников под влиянием научных объяснений, в результате чего появляется интерес к науке и технике;

в) развивает умственную активность детей, включает их в самостоятельные поиски решения поставленных задач, помогая при этом преодолевать трудности и содействуя эмоциональному подъему;

г) вооружает учащихся необходимыми умениями, помогает оперировать знаниями, творчески использовать их для решения практических вопросов и получения новых знаний;

д) дает возможность школьникам наблюдать за степенью своего продвижения; подводит их к пониманию собственного роста, что вызывает радость познания;

е) стремится обеспечить успех в деятельности каждого ученика;

ж) способствует включению учащихся в активную, трудовую деятельность [4, с. 15 - 18].

У учащихся одного и того же класса познавательный интерес часто проявляется по-разному. Ученые выделяют три уровня познавательного интереса.

"Элементарным уровнем принято считать открытый непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке" [17, с. 245].

Более высоким уровнем считается интерес к познанию существенных свойств предметов и явлений. Этот уровень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями, догадками.

Наиболее высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, выявлению закономерностей, установлению общих принципов явлений, действующих в разных условиях.

Опытный учитель всегда может установить, на каком уровне находится познавательный интерес каждого ученика [17, с. 245].

Уровень познавательного интереса зависит от характера деятельности, к которой стремится ученик. Ведя от одного вида деятельности к другому, учитель развивает познавательный интерес школьника. По мнению методистов и психологов, "интерес" - это "такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке" [2, с. 57 - 59]. Развитие познавательного интереса - это процесс закономерного изменения личности в результате его стремления к знанию, активного отношения к предметам и явлениям действительности.

Большое значение ученые уделяют интересу в обучении. Интерес в обучении - это активное познавательное отношение учащихся к учению и труду, его воспитание и методическое использование. У младших школьников еще нет определившихся интересов к содержанию учебной работы - их больше привлекает самый процесс занятий. В дальнейшем интересы учащихся дифференцируются, все больше осмысливается предметное содержание обучения, складываются длительные и устойчивые познавательные интересы. Воспитательная работа школы в этом отношении заключается главным образом в создании у учащихся потребности в знаниях. Для этого применяются разнообразные средства активизации обучения, даются задания, требующие самостоятельности и умственного напряжения, мобилизации воли, творческого отношения к делу. Выполнение таких заданий вызывает глубокое удовлетворение учащихся своей деятельностью [14, с. 100]. Раскрытие перед учащимися смысла и значения изучаемого материала, тесная связь обучения с жизнью, практикой социалистического строительства, использование прошлого опыта и ранее усвоенных знаний, подведение к осознанию целостной системы знаний, поощрение проявляющихся склонностей в учении и труде - все это формирует интерес в обучении и превращает его в важный стимул учебной деятельности учащихся [16, с. 68].

Таким образом, познавательный интерес - это стремление к знаниям, к чему-то новому, незнакомому. Именно с помощью познавательного интереса у детей формируется любовь к труду, технике, учебным занятиям, чтению книг и другим [24, с.138].

1.2 Психофизиологические особенности младших школьников

Владение русским языком дает возможность ребенку усваивать все предметы школьного цикла и с успехом реализовать воспитательные возможности этих предметов. По мнению методистов, занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом [31, с. 40 - 42]. В первые годы учебы у ребенка еще мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, не сформировано самосознание, слабы психические регуляторы деятельности. Учителю важно помнить о неустойчивости мотивов учения, особенно познавательных, у младших школьников, а это приводит к тому, что процесс формирования мотивов учебно-познавательной деятельности может замедлиться. Интересы младших школьников, как указывают психологи и педагоги, характеризуются в первую очередь недифференцированностью, "разбросанностью", их привлекают многие "совершенно разные области знания без всякой их связи" [13, с. 40].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.