- Особенно Маня любила нюхать цветы, их очень много росло в этом районе. Цветы были самые разные: ромашки и розы, колоколь-чики и одуванчики. (Нарисуйте цветы.) Бегала Маня, бегала и далеко убежала от дома, в другой район. Там тоже светило солнце, но оно было не такое, как в Линейном районе, и облака, лужи, цветы были другие.
Педагог на доске рисует штрихом солнце, лужи и цветы, дети налистах повторяют за ним.
- Но самое любопытное, что Маня встретила там пса, похожего на нее, только лохматого, совсем непричесан-ного (нарисуйте его в треу-гольнике).
Пес оказался очень компанейским и веселым. Правда, его манеры не были так хороши, как у Мани, кото-рая выступала в цирке и была на ред-кость дрессированной.
«Извините за беспокойство, будь-те добры, скажите, пожалуйста, куда я попала», - обратилась Маня к взъе-рошенному псу.
«Гав, гав, - ответил тот, - наш район называется Штриховой, а меня зовут...»
Дети придумывают кличку собаке, например Тобик (Тузик, Лохмач...).
- Собаки бегали, играли и сами не заметили, как оказались в не-знакомом месте.
Солнце, облака, лужи и цветы там были из точек, что собак очень удивило. Особенно их развеселил вид собачки, кото-рая представилась Кнопочкой. Она вся была в точках и действительно напоминала кучу кнопок. (Нарисуйте ее в треугольнике.)
«Куда мы попали?» -- осведомились Маня и Тобик.
«В Точечный район», -- ответила Кнопочка.
Три собачки очень подружились и не заметили за играми, как настал вечер. Маня забеспокоилась, что ее, наверное, давно ищет хозяин. Собачки пожали друг другу лапы, помахали хвостиками, тявкнули на прощание и разбежались по своим домам.
Кнопочка осталась в Точечном районе. Тобик побежал в Штри-ховой. А Маня... Кто угадает, как назывался район, где жила Маня?
Дети отвечают: «Линейный».
- Однако собачки не забыли о своем знакомстве. Иногда они ходили друг к другу в гости и весело проводили вместе время.
Дети дорисовывают в треугольниках солнце, лужи и цветы, используя соответственно точки и штрихи.
Этап III. Педагог устраивает выставку детских рисунков и про-водит по ним беседу. Предлагает детям придумать свои рассказы о собачках.
Этап IV. Под музыку Н. Артоболевской и фольклорного Соба-чьего вальса дети играют в «Собачий цирк»: собачки танцуют, вска-кивают на стулья, прыгают через обручи, головами отталкивают воз-душные шары и т.д.
Педагогические рекомендации
Если у детей после занятия появится желание нарисовать жи-вотных на доске (больших листах бумаги), это следует поощрить.
О животных и о собаках, в частности, существует много произве-дений. Педагог по возможности знакомит детей с ними; песни и сти-хи дети могут выучить наизусть.
Если дети смотрели мультфильм «Об умной собачке Соне», то можно предложить им сделать групповую композицию коллажного типа с облаками из мятой бумаги, с вырезанными из цветной бу-маги лужами и нарисованными героями.
Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры ге-роев, использование специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и штрих, и делает вывод о том, насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рисование - одно из самых интересных для детей дошкольного возраста видов изобразительного творчества. Ведь не случайно, ребенок, как писала Надежда Константиновна Крупская, очень рано начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, отмечала она, расширить область выражения складывающихся у него образов. Материал для рисования: карандаши и бумага, всякий материал для построек, научить, как общаться с этим материалом.
Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось.
Как правило, дети любят рисовать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это, в свою очередь, создает условия для всестороннего воспитания и развития детей.
Рисование - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Владение умением изображать невозможно без развития целенаправленного восприятия - наблюдения.
Для того, чтобы нарисовать какой либо предмет предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет.
Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем уже знакомы. Большей частью они создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти.
Занимаясь рисованием, дети знакомятся с материалами (бумага, краски), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.
Дети осваивают так же опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть). Овладение этими действиями способствует их умственному развитию.
На занятиях по рисованию развивается речь детей: усвоение названий, форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря.
На занятиях рисованием у детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; дети приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: краски, гуаши и др.; возможности и особенности работы с ними.
Рисование должно быть использовано для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления благородных чувств, которые возникают у них.
Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в изделиях, доступных детям дошкольного возраста. Большая роль отводится умению правильно держать карандаш и пользоваться им. Необходимо систематически приучать ребенка к правильному держанию карандаша между пальцами, без чего не представляется возможности следить за первоначальными фазами развития детского рисунка, т.к. при более позднем обучении ребенка держанию карандаша, первоначальное развитие детского рисования не может быть прослежено с достаточной полнотой.
Овладение разнообразными движениями рук, способами действия с различными инструментами имеет важное значение не только для развития изображения действительности ребенка, но и для психического развития. В изображении действительности развиваются движения руки, связанные с процессом создания изображения.
Так ребенок в детском саду овладевает сложными и тонко дифференцированными навыками и умениями, связанными с употреблением некоторых орудий и инструментов, требующими точной координации движений под углом зрения.
Особенность рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, т.к. без него невозможно передать образ предмета, его в нем свойства. Правильные технические навыки и умения, формирующиеся не сразу, а постепенно, от занятия к занятию, при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия. В результате продуманного процесса обучения рисованию, в котором овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него, разнообразных изобразительных задач (детям предлагается рисовать и закрашивать любимые игрушки, вкусные овощи и фрукты и много другого, что их окружает, вызывает их любопытство, желание рассмотреть и изобразить).
Основными свойствами движения, пишет С.Л. Рубинштейн, является:
1. скорость (быстрота прохождения траектории);
2. сила;
3. темп (количество движений за определенный промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями);
4. ритм (временной, пространственный, силовой);
5. координированность;
6. точность и меткость;
7. размах;
8. пластичность и ловкость.
В отношении детей старших возрастов неоднократно указывается на необходимость развития смелости движений, быстрого темпа и энергичного нажима, а также ритмичности движений, питательности штриховки, что в дальнейшем поможет освоению навыков письма.
3. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005.
4. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001.
5. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. - М., 1998.
6. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. - М., 1998.
7. Костерин Н. Учебное рисование. - М., 1980.
8. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников. - Киев, 1986.
9.Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. В.И.Васильевой. - М.: Академия, 2005.
10. Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Ступени творчества. - М., 1987.
11.Пластические искусства: Краткий терминологический словарь. - М., 1995.
12. Сакулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.
13. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста. - М., 1996.
14. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. - М., 1985.
15. Субботина Л. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1998.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7