Литература: стихи А. Н. Майкова «Летний дождь», Ф. И. Тютчева «Как неожиданно и ярко...» (первая строфа), «Неохотно и несмело...». Народные заклички, песни, загадки про дождь, облака, тучи и радугу.
Оборудование: бумага, цветные карандаши, фломастеры или шариковые ручки.
Подготовка
Помещение оформляется облаками разного формата и цвета, белыми, серыми, черными, вырезанными из бумаги. По одну сто-рону доски вешается репродукция с картины И. И. Левитана, по другую - с картины К. А. Сомова.
Ход занятия
Этап I. Тихо звучит музыка К. Дебюсси.
Этап П. Педагог предлагает загадку:
Без рук, без ног
По свету рыщет,
Дует, свищет,
Калитку открывает,
Деревья наклоняет.
Дети отгадывают загадку и показывают, как дует ветер.
Педагог:
- Ветер гонит белые, пушистые.... Что?Дети:
- Облака.Педагог:
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
Педагог предлагает детям продирижировать музыкой сонаты Де-бюсси, показать руками, как образуются облака, как они клубятся, какие формы принимают. Дети выполняют упражнение. Педагог вык-лючает музыку и вместе с детьми произносит народную закличку:
Тучи, тучи,
Набегайте в кучу!
Солнышко заволоките,
Дождем землю примочите!
Педагог обращает внимание детей на репродукцию с картины И. И. Левитана:
- Как любое явление дождь имеет начало и конец. Вначале дож-дик робкий.
Педагог предлагает детям пальцами показать, как дождь капает, голосом сопроводить движения: «Кап, кап, кап», отстукать ручка-ми ритм падающих капель. Затем педагог и дети рисуют тучу и кап-ли на доске, а освоив движения, делают изображения туч на своих листах синим цветом.
Педагог продолжает:
- Дождь становится грозным.
Дети топотом и хлопками по сигналу педагога могут показать сильно идущий дождь и гром.
Синим или черным цветом дети рисуют тучу, прямыми линия-ми сверху вниз показывают дождь.
- Дождик может быть и не грозным, а веселым.
Дети пальцами по столам отбивают веселый ритм, одновремен-но произнося закличку:
Дождик, дождик, сильно лей,
Ты воды не жалей,
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Хлеба каравай,
Целый день поливай!
Рядом с грозной тучей голубым цветом дети рисуют доброе об-лако, из которого идет веселый дождь. Дождь дети изображают штрих-пунктирными линиями.
- Стихающий дождик похож на начинающийся, это редкие капель-ки,падающие из небольшого облака, которое освещает солнышко.
Дети желтым цветом рисуют маленькое облако и редкие капельки. Пальцами показывают формы капель, карандашами (фломастерами и пр.) выстукивают ритм стихающего дождя, мимикой и жестами рас-сказывают о дожде (движение капель могут показать прыжками).
После раскрытия характера образов идут поиски графических средств для передачи облаков, туч, начинающего дождя, грозного дождя, веселого и стихающего дождя.
На каждый поворот сюжета можно давать музыкальные фраг-менты.
- После того, как прошел дождь и земля напилась благодатной влаги, стали быстро расти травы и цветы.
Движением фломастера снизу вверх, штриховыми линиями дети изображают травы, цветы.
- Еще после дождя бывает чудо!
Цветное коромысло
На небе повисло,
Все его видят,
А достать не могут.
Педагог указывает на репродукцию с картины К. А. Сомова. Радугу дети рисуют по желанию. Цвета радуги они вспо-минают самостоятельно -- это способ проверить их знания цветов. Педагог рассказывает о чудесном крошечном зернышке, кото-рое лежало в земле и после дождя, обогретое солнцем, проросло. Вскоре оно превратилось в чудесный голубой цветок.
Через движения и жесты показывается, как цветок рос и распус-кался. Затем педагог на доске, а дети на листах рисуют голубой цве-ток. Что за чудесный голубой цветок, дети узнают на другом занятии.
Этап III. Выставка рисунков и придумывание названий к ним.
К графически неудачной работе надо придумать такое название, чтобы образ композиции получил логическое обоснование и у ре-бенка не возникло чувство неудовлетворенности от работы по теме.
Этап IV. Педагог и дети исполняют хореографические мини-атюры на сюжет занятия. Или педагог читает стихи А. Н. Майко-ва и Ф. И. Тютчева, а дети иллюстрируют их пантомимой.
Педагогические рекомендации
Через некоторое время или на следующий день педагог знакомит детей с другими закличками о дожде, туче и радуге. Хлопая в ладони и топая ногами, дети передают ритм и характер веселого, грозного, грустного, стихающего дождя.
Педагог читает стихи Ф. И. Тютчева. «Летний дождь» А. Н. Май-кова дети выучивают наизусть.
Педагог предлагает детям нарисовать дождь, который им боль-ше всего понравился.
Анализируя детскую работу, следует обращать внимание на соблю-дение вертикального направления линий, на их характер, на интен-сивность заполнения листа, на использование цвета и нажим на инст-румент не для того, чтобы сделать замечание ребенку, а для того, что-бы на следующем занятии помочь ему справиться с трудностями.
Занятие № 2.
ПАУЧОК-ДОМОВИЧОК
Цель. Работа над центричной спиралевидной композицией с ду-гообразными линиями.
Тип. Комплексный, развивающий и закрепляющий графичес-кие навыки.
Вид. Репродуктивная деятельность с поисковыми и творчески-ми элементами.
Задачи.
Установить у детей ассоциативные связи природных явлений и образов народного творчества с естественнонаучными данны-ми. Содействовать осмыслению основ орнаментальной компози-ции, отражающей явления окружающего мира.
Развить навыки работы над центричной композицией с исполь-зованием для разметки и компоновки приемы сложения листа.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы к занятию.
Иллюстрации: репродукции с фотографий «Лесное кружево осе-ни», «Соломенный паук».
Литература: книги Ю. Аракчеева «Кто развесил в лесу круже-ва» и Л. Яхнина «Воздушные узоры».
Оборудование: бумага; шариковые ручки или фломастеры.
Педагог оформляет помещение, где проводится занятие, ис-пользуя вязальные крючки или коклюшки, вязаные изделия. Справа и слева от доски вешает репродукции с фотографий.
Рассказывает детям о кружевоплетении крючком и на коклюш-ках. Знакомит с произведениями народных мастеров по фотогра-фиям и натурному материалу.
Если педагог умеет работать крючком, показывает изготовле-ние несложного вязаного изделия. Если не умеет - можно при-гласить на занятие кого-нибудь, кто владеет этим искусством. Детей старшей и подготовительной группы может научить вязать цепочку и простые узоры на ее основе.
Педагог сообщает, что бывает настолько тонкое вязаное изде-лие, его называют паутинкой, и проводит ассоциацию с лесным па-учком, которого в отличие от кружевницы никто не учит, он умеет вязать от природы.
Этап I. Проверяется наличие материалов для работы. Педагог напоминает материал подготовительного этапа. Дети вспоминают, как получаются льняные нитки. Педагог загадывает загадки о пауке:
1. Восемь ног, как восемь рук,
Вяжут шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Кому нужен чудо-шелк?
2. Серый маленький Денис На веревочке повис.
Ответ на эти загадки один - это паук.
Педагог показывает изображение паука или рисует его на доске.
Рассказывает о пауке: какого бывает размера и вида, где живет, как охотится на мелких насекомых.
Обращается внимание детей, что основу паутины составляют нити диагональные, что поперечные нити - клейкие. Продолжает, рассказывая о поверьях, связанных с пауком. Подводит к сюжету рисунка.
Неплохо бы и нам поселить у себя паучка, чтобы мух и комаров ловил. Давайте нарисуем его с паутиной и представим, что он самый настоящий.
Этап П. Из прямоугольного листа ребенок делает квадрат: на-кладывает правый угол на левый и обрезает излишек. Лист, не раз-ворачивая, складывает еще три раза пополам, затем разворачивает и разглаживает руками. Получилось восемь треугольников.
Линию сгиба обводит фломастером (ручкой) коричневого, серо-го или черного цвета. Можно для передачи цвета паутины исполь-зовать гелиевые ручки с бронзовым или серебряным наполнителем.
Сначала в воздухе, затем на листе рисует паутину: в центре изоб-ражает спираль, которую разворачивает через два-три оборота ду-гообразной линией, передающей особенности структуры паутины.
В уголке листа педагог предлагает нарисовать домик для паука.
Этап III. Каждый ребенок придумывает своему паучку имя. Пе-дагог замечает, что паутину ткут только паучихи - самки, поэтому имена должны быть женскими, рассказывает древнегреческий миф об Арахне-тонкопряхе, поясняя, что тонкопряха - это очень хоро-шая рукодельница, и выводит мораль: «Даже если ты очень способ-ный и очень умелый, все равно не задавайся сильно, чтобы не на-влечь беды; будь скромнее, благодари того, кто тебя научил, в пер-вую очередь своих родителей, бабушек и дедушек, ибо талант достается по наследству». Заканчивает: - Чтобы в доме у нас было уютно и чисто, нужно все прибрать.
Дети убирают рабочие места.
Этап IV. Проводится игра «Ловкий паучок». Выбирается водящий, им мо-жет быть и педагог. Дети превращают-ся в мушек, комаров, бабочек. Очерчи-вается круг, водящий садится в центре на стул. Дети, передвигаясь в круге, имитируют насекомых. Они внима-тельно следят за водящим, чтобы не пропустить тот момент, когда он встанет и начнет ловить детей. Дети тогда должны выбежать из круга. Тот, кто попадется, займет место водящего. Игра продолжается до тех пор, пока детям не надоест или не подойдет время заняться другими делами.
Сюжетно занятие можно связать не с домом, а с природой, с ее особым осенним состоянием. Образ бабьего лета поможет детям со-здать цветной фон для рисунков. Если во время прогулки педагог заметит паутину, ее следует показать воспитанникам.
Рекомендуется прочитать детям сказку К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», разыграть ее с ними. Инсценировка поможет детям луч-ше представить образы сказки. Следует обратить внимание детей на то, что в сказке муха и комар - положительные герои: «Муха очень гостеприимная, комар храбрый. Однако в жизни дело обсто-ит по-другому: мухи и комары противные, они досаждают челове-ку. Тем не менее без разбора мух и комаров убивать не надо, они полезные: служат пищей для птиц и пауков». Подвести итог: «В при-роде все нужны, нет лишних».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7