Достоверно значимыми различиями в системе ценностных ориентаций у исследуемых групп можно считать различия:
- между группами 1 и 2 по ценностям общественное признание и продуктивная жизнь;
- между группами 1 и 3 по ценностям здоровье и интересная работа;
- между группами 1 и 4 по ценности свобода;
- между группами 2 и 3 по ценности творчество.
Список инструментальных ценностей
1-2
1-3
1-4
2-3
2-4
3-4
Аккуратность
Воспитанность
Высокие запросы
Жизнерадостность
Исполнительность
Независимость
Непримиримость к недостаткам в себе и других
Образованность
Ответственность
Рационализм
Самоконтроль
Смелость в отстаивании своего мнения
Твердая воля
Терпимость
Широта взглядов
Честность
Эффективность в делах
Чуткость
1,3
0,4
1,7
0
0,6
1
0,8
1,4
0,5
0,3
0,9
0,1
0,06
0,2
2
1,1
2,6
1,5
0,7
1,6
1,2
2,2
2,3
0,29
1,8
0,38
Достоверно значимыми можно считать различия в группах:
- 1 и 4 по ценности терпимость;
- 2 и 3 по ценности твердая воля;
- 2 и 4 по ценностям непримиримость к недостатка в себе и других и рационализм.
Усредненные показатели по всей выборке не выявили взаимосвязи между профессиональными предпочтениями старшеклассников и ценностными ориентациями. Полученные результаты можно объяснить тем, что на профессиональное самоопределение учеников влияет:
1. Позиция старших членов семьи или лиц, их заменяющих.
2. Позиция сверстников - подруг, товарищей, «значимых других» из круга внесемейного общения .
3. Позиция учителей, школьных педагогов, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога, если он имеется.
4. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося, оптанта (включая и случаи их полной неопределенности, отсутствия).
5. Способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности.
6. Уровень притязаний учащегося на общественное признание.
7. Информированность учащегося.
8. Склонность к тем или иным видам деятельности.
Таким образом, мы видим, что каждый отдельный - пусть даже простенький - выбор на жизненном трудовом пути является обязательным процессом, т. е. некой цепочкой взаимосвязанных шагов. Эта цепочка обычно начинается с более или менее развернутой ориентировки в обстановке, далее может следовать перебор и оценка возможных вариантов дальнейшего действия и их последствий, более или менее выраженная борьба побуждений и, наконец, формулировка того или иного решения.
Обычно сам человек не наблюдает за собой со стороны и просто не замечает хода упомянутых выше процессов во «внутренней обстановке» души так же, как он, например, не обращает внимания на свое сердцебиение и дыхание. Просто пребывает в задумчивости «томится», «волнуется», «злится» и пр. Но из этого не следует, что лучше не знать, как протекает процесс принятия решения, напротив, исследования в этой области позволили бы более эффективно организовывать профконсультационную деятельность и избежать многих проблем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей курсовой работе рассматривалась проблема взаимосвязи профессионального самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников. Профессиональное самоопределение является предметом многих исследований, но предпочтение традиционно отдается мотивам выбора профессии, поэтому мы решили, что целесообразно будет изучить данную проблему в аспекте ценностных ориентаций.
Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме позволил сделать нам следующие выводы:
1. Профессиональное самоопределение является очень сложным конструктом, поэтому единого общепризнанного определения данного понятия не существует.
2. Несмотря на, казалось бы, детальную проработку проблемы профессионального самоопределения остается нераскрытым вопрос о связи его с личностным самоопределением.
3. Система ценностей относится большинством авторов к категории личностного самоопределения.
По результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать вывод, что наша гипотеза не подтвердилась. Однако это не лишает ее практической значимости, так как результаты, полученные в ходе исследования, позволяют нам судить о том, что у учеников одиннадцатых классов еще не сформировалось профессиональное видение мира, не интериаризировалась система ценностей характерная для данных специальностей.
Это влечет за собою ряд трудностей и проблем, с которыми приходится сталкиваться учителям и исследователям в начале своей профессиональной деятельности, и которые, по нашему мнению, можно разрешить в процессе обучения. Исходя из того, что у учеников отсутствует ценностно-смысловое восприятие будущей профессии, можно порекомендовать систему мероприятий направленных на формирование профессионального видения мира в процессе обучения. В качестве таких мероприятий могут выступать психологические консультации по вопросам профессиональной ориентации, личностного самоопределения, тренинги, направленные на развитие ПВК, а также тестирование и анкетирование школьников перед выбором профессии или учебного заведения.
С нашей точки зрения целесообразно будет проводить данные мероприятия не только на выпускниках школы, но начиная с седьмых и восьмых классов, чтобы сформировать у учеников ценностно-нравственную и информационную готовность к самостоятельному выбору профессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альбуханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. - М.: Наука, 1988. - С. 137 - 145.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. - М., 1998.
3. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. // Вопросы психологии. - 1994. - №3.
4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. - 1995. - №3.
5. Головаха Е.И. Жизненна перспектива и профессиоанльное самоопределение молодежи. - Киев, 1998.
6. Донцов А.И. Выбор профессии и жизненная перспектива. // Вопросы психологии. - 1990. - №2.
7. Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 5.
8. Зеер Э. Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997.
9. Йоваша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М., 1993.
10. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1995.
11. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993.
12. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989.
13. Кон И.С. Социальный статус юношества // Социология молодежи /Под ред. В.Т. Лисовского. - СПб., 1996.
14. Корнилова Т.В. Диагностика «личностных факторов» Принятия решения // Вопросы психологии. - 1994. - №6.
15. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. - 1983. - № 2.
16. Ливерхуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. - Калуга, 1994.
17. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
18. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 1997. - № 4.
19. Пископпель А.А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам. // Вопросы психологии. - 2001. - № 6.
20. Проблема и психотехника самоопределения личности. // Вопросы психологии. - 2002. - № 2.
21. Пряжников Е. Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов. // Вопросы психологии. - 1994. - № 6.
22. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики. - М., 1991.
23. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.; Воронеж, 1997.
24. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., 1999.
25. Психология самосознания: Хрестоматия / Ред. - сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2000.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6