Третью группу (20%) составили старшеклассники с профессиональной ориентацией по типу Человек-Человек по ДДО Е.А.Климова. Эти молодые люди обладают социальными умениями и нуждаются в социальных контактах. Основными чертами характера являются общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, психологическая настроенность на человека. Предпочитаемые профессии - врач, психолог. Хорошо развиты вербальные способности.
В четвертую группу (16%) вошли старшеклассники профессиональная ориентация которых соответствовала типу Человек-Знак по ДДО Е.А.Климова. Этот тип личности характеризуется тем, что предпочитает руководящие роли, в которых он удовлетворяет свои потребности быть признанным. Данная группа людей выбирала следующие профессии: заведующий, директор, журналист, судья, дипломат и т.п. Им нравятся занятия связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий.
Для выявления ценностных ориентаций нами была использована методика М. Рокича, адаптированная А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В. А. Ядовым «ценностные ориентации», основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), на листах бумаги в алфавитном порядке,. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Образец опросника можно увидеть в приложении 2. Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость -- возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции.
Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников;
Терминальные ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу. То, к чему он стремится сейчас и в будущем. Студенты первой группы выделили для себя следующие наиболее важные для них ценности - цели:
Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности. Добавим, что подобное деление ценностей достаточно условно, ибо на определенных, особенно ранних, этапах формирования личности инструментальные ценности, выражающие в основном качества личности, могут выступать и как цели жизни, играя роль терминальных.
Исследование системы ценностных ориентаций в выделенных нами группах позволило выявить следующие особенности.
Таблица 1
Среднегрупповые ранговые показатели терминальных ценностей в группах с различной профессиональной направленностью.
1
Ч-Т
2
Ч-Х
3
Ч-Ч
4
Ч-З
Активная деятельная жизнь
Мудрость
Здоровье
Интересная работа
Красота природы и искусства
Любовь
Материально обеспеченная жизнь
Наличие хороших и верных друзей
Общественное призвание
Познание
Продуктивная жизнь
Развитие
Развлечения
Свобода
Счастливая семейная жизнь
Счастье других
Творчество
Уверенность в себе
9
13
7
11
17
15
14
10
12
8
16
18
5,5
6
10,5
3,5
5
14,5
8,5
Среднегрупповые ранговые показатели инструментальных ценностей в группах с различной профессиональной направленностью
Аккуратность
Воспитанность
Высокие запросы
Жизнерадостность
Исполнительность
Независимость
Непримиримость к недостаткам в себе и других
Образованность
Ответственность
Рационализм
Самоконтроль
Смелость в отстаивании своего мнения
Твердая воля
Терпимость
Широта взглядов
Честность
Эффективность в делах
Чуткость
17,5
12,5
В иерархии терминальных ценностей ведущие места у представителей всех групп занимают здоровье, любовь и наличие хороших и верных друзей.
В иерархии терминальных ценностей у представителей первой группы ведущие места заняли: Материально обеспеченная жизнь, Наличие хороших и верных друзей, Любовь Для второй группы доминирующими ценностями являются: Творчество, Свобода, Любовь, Наличие хороших и верных друзей . Третья группа характеризуется ориентацией на Здоровье, Наличие хороших и верных друзей, Счастливая семейная жизнь, Интересная работа. В число доминирующих терминальных ценностей четвертой группы вошли: Любовь, Свобода, Наличие хороших и верных друзей.
В иерархии инструментальных ценностей ведущие места у представителей всех групп занимают Образованность, Твердая воля, Воспитанность. В иерархии инструментальных ценностей у представителей первой группы ведущие места заняли: Материально обеспеченная жизнь, Наличие хороших и верных друзей, Любовь Для второй группы доминирующими ценностями являются: Творчество, Свобода, Любовь, Наличие хороших и верных друзей . Третья группа характеризуется ориентацией на Здоровье, Наличие хороших и верных друзей, Счастливая семейная жизнь, Интересная работа. В число доминирующих инструментальных ценностей четвертой группы вошли: Любовь, Свобода, Наличие хороших и верных друзей
2.3 Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональной направленности старшеклассников
Для выявления различий между четырьмя описанными группами нами был использован t-критерий Стьюдента, который относится к числу параметрических.
По результатам проведенного анализа мы получили следующие показатели значимости различий.
Таблица 2
Список терминальных ценностей
1-2
1-3
1-4
2-3
2-4
3-4
0,9
1,8
0,8
0,6
1,7
2,5
3,6
1,4
0,2
0,4
2,2
0
2,6
0,7
0,08
1,3
2,1
0,3
0,17
0,5
1,5
1,1
0,1
1,6
2,3
1,9
0,02
3,2
0,15
0,06
1,2
0,35
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6