Рефераты. Возможности и особенности применения концепции "Экология и диалектика" в младших классах средней школы

Глава 3. Экспериментальная часть

3.1 Окружающий мир. Урок по теме: Что нас окружает?

1. Что такое экосистема?

Цель урока показать, что экосистема обладает всеми элементами, свойственным биосфере. Показать, что в экосистеме всегда идет круговорот.

Оборудование: кусок дерева и посуды где его можно сжечь, иллюстрации экосистемы с изображением цепей питания и круговорота.

Блицопрос -

а) Как называется воздушная оболочка нашей земли?

б) Что такое горные породы? Встречаются они только в горах?

в) Где на земном шаре живет человек?

г) Какие твердые, жидкие и газообразные природные богатства человек использует?

Убедившись в том, что в каждой экосистеме мы можем отыскать все элементы живой оболочки, ребята приступают к обсуждению живой оболочки планеты - круговороту веществ.

Тема № 2

Работа по рисунку на стр.31. Попробуй разыскать на рисунке экосистемы ее составные части. Какие из них можно отнести к живой, а какие к неживой природе?

Какие оболочки окружают нашу планету?

В какой оболочки Земли встречаются живые организмы?

Чтение диалога Лены и Миши.

Лена: Я знаю живые организмы, которые обитают на поверхности Земли.

Миша: А вот и неправда, они повсюду. Семена растений и насекомых можно встретить высоко в небе, а крот живет под землей.

Лена: Но ведь кроту нужен воздух, а семенам почва для прорастания

Итак, в экосистеме нет ничего лишнего: все, что производится, полностью используется ее обитателями. Благодаря этому экосистема существует без посторонней помощи как угодно долго. Попробуем объяснить о круговороте веществ.

(Посмотрите на рисунок. На ней показаны живые организмы, обитающие на лугу. Подпиши, что обозначают стрелки).

Такие цепочки, из поедающих друг друга живых организмов называются цепями питания?

Теперь мы можем сделать вывод. В любой природной экосистеме есть свой круговорот. Благодаря круговороту произведенные в экосистеме вещества полностью используются ее обитателями.

Они передаются по кругу, но не пропадают, а только видоизменяются, входя в состав тела разных организмов.

2. Экосистема, цепь питание.

Экосистема - единство живой и неживой природы, в котрой живые организмы разных "профессий" способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

Из каких частей состоит экосистема?

(Попробуй отгадать часть экосистемы, по набору связаных с ним по смыслу слов. Напиши название элемента стр.33)

Что из перчисленного относится к живой и неживой природе?

3. Подведение итога.

Экосистема - ячейка биосферы, в которой представлены все ее элементы. В экосистеме идет круговорот веществ - основа устойчивости экосистемы.

4. Д/з стр.31-33

3.2 Открытый урок. Тема: Сохраним мир.

Цель урока: Расширить знания детей о природе довести до сознания детей, что нужно бережно относиться к жэивой природе, не наносить ей вреда неразумными действиями; научить правильно пользоваться благами природы.

Ход занятия

Знакомство с темой урока.

Учитель: Тема сегодняшнего занятия - "Сохраним наш мир". Давайте из предыдущих занятий вспомним кое-что.

Повторение пройденного. Вот стала остывать поверхность Земли. Что дальше произошло?

Рассказы детей:

При остывании газов, из которых образовалось наша планета, вокуг земного шара образовалось облако с частичками воды. Когда поверхность земного шара покрылась твердой корой, на нее хлынула воды из этого гигантского облака. Так на Земле прошел первый дождь. Он длился 60000 лет. Возникли моря, озера, реки. Возник мировой океан.

Учитель: - 3800 млн. лет назад на Земле появилась вода. Есть ли вода других планетах?

Рассказы детей.

Нет. Так предполагают ученые. А дальше 2500 млн лет назад в морях возникли первые древнейшие растения, но животных еще не было. Постепенно растений становилось все больше, а значит больше было и кислорода. Создались условия для возникновения животных. Первые животные обитали в морях. Со временем животные перебрались на сушу, как и растения. Затем появились люди.

Учитель: Вот мы с вами и вспомнили, как на земле появилась живая природа. А что такое живая природа?

Дети: Живая природа - это растительный мир, животный мир, люди.

Знакомство с новой темой.

Учитель: Тема нашего урока - Сохраним наш мир. По какой причине мы выбрали эту тему? Послушаем ребят, которые подготовились к этому уроку

Первый ученик. Слово "экология" от греческого "ейкос" - жилище, дом, и "логос" - наука.

Второй ученик. Природа - дом человека, все, что необходимо ему для жизни, он получает из природы: пищу, одежду, топливо, лекарства, сырье для работы фабрик и заводов, строительные материалы.

Третий ученик. Природа - источник силы и здоровья. Человек пользуется чистой водой и дышит живительным воздухом.

Четвертый ученик. Человек и природа неразрывны. Без природы невозможно существование человека.

Учитель.

Но если мы не будем любить, уважать природу, то и она откажется помогать нам. За последние 10000 лет на планете сгублено две трети лесов. Площадь в 500 млн гектаров превратилась в бесплодную пустыню. Во многом из-за этого за последние три столетия на Земле исчезло 280 видов птиц и млекопитающихся, а 450 видам грозит уничтожение. За сравнительно короткое время своего существования люди хорошо научились разрушать то, что возникло задолго до них

Пятый ученик (Читает по записи). В1953 году в Японский залив Мишалита были сброшены отходы предприятия по производству минеральных удобрений. Яд скопился в водорослях - основной пище рыб.30 процентов евших рыбу погибли, многие ослепли, онемели и получили тяжелые увечья. Но чаще морские обитатели гибнут быстрее, чем отравляют людей.

Шестой ученик. В течение 1988 года 80% тюленей Северного моря погибли от вируса, вызванного загрязнением.

Седьмой ученик.23 марта 1989 года танкер "Эксон Валдиз" отбыл из аляскинского порта Валдиз загруженный миллионом литров нефти. Недалеко от местечка Принц Вильям Саунд корабль напоролся на рифы, получив десять пробоин. Нефть рекой хлынула в океан. Вытекло 44 млн тон нефти. Произошла самая страшная экологическая катастрофа в истории Америки. Пришлось нанять почти всех жителей побережья, чтобы ликвидировать загрязнение. Но для многих морских обитателей опасение пришло слишком поздно. Тысячи уток погибли первыми. Затем настал черед рыб и крабов. Даже медведи и орлы, подкармливавшиеся морской живностью, но не избежали гибели. Аляскинские рыбаки оказались на грани нищеты.

Восьмой ученик - По некоторым Данным в Мировой океан поступает около 10 млн. тонн нефти в год. В результате - треть всей водной поверхности планеты покрыта нефтяной пленкообразной толщины. Больше всех страдают морские животные и птицы. Оперение чаек, бакланов, альбатросов, загрязненное нефтью, теряет теплоизоляционные свойства и птицы гибнут. Слипшиеся крылья не могут не могут поднять их вверх, в воздух. Морские животные - котики, тюлени, морские львы очистить себя нефтяную пленку, слизывая ее, и гибнут от отравления

Девятый ученик. Распространено заблуждение, что вредные выбросы оказывают влияние только на те регионы, где появилось загрязнение. К сожалению, это не так. Далеко за полярным кругом в организмах оленей карибу были найдены радиоактивные элементы из Чернобыля: они выпали над тундрой, мох - основную пищу оленей.

Как видите, гибель многих животных исходит от людей, Человек не может жить без использования природных богатств. Но при этом важно не наносить вреда природе.

Десятый ученик. О, люди, мыслю я.

У всех у нас есть мать одна-

По имени Природа!

У неё для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки

В душе ее прекрасные черты -

Поля, луга, леса, моря и реки.

Учитель. Пришвин писал: Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице-воздух, зверю - лес, степь, гора. А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять Родину.

Закончим урок припевом песни”Пусть всегда будет Солнце! ”

3.3 Анализ проведенных учебно-воспитательных мероприятий

Определи, в какой из частей биосферы живет большинство животных и растет большинство растений. Для этого покажи стрелкой, где они живут. После этого посчитай и подведи итог

Подпиши названия оболочек Земли, в которых мы чаще всего встречаем изображённых животных.

Какую оболочку называют живой?

В каких оболочках Земли (воздушной, водной или каменной) организмы живут постоянно, а в каких встречаются временно?

Допиши правило, которое подтверждают приведенные примеры. Школьник ест кашу и получает энергию, которую растения усвоили несколько месяцев назад.

Росток картофеля использует энергию, запасённую клубнем картофеля в прошлом году.

Живые организмы запасают.

Покажи с помощью стрелок направление "путешествия" энергии.

Подчеркни, какие из имеющихся у живых организмов процессов относят к обмену веществ: а) питание; б) рост; в) выделение.

Подчеркни названия того предмета, в котором люди запасли энергию: а) книга; б) батарейка; в) телевизор.

3.4 Тесты

1. Для дыхания необходим

а) Кислород

б) Углекислый газ

в) Азот

г) Водяной пар

2. Какую роль играет воздух в жизни растений и животных?

а) Защищает землю от метеоритов

б) Необходим для дыхания

в) Необходим для движения организмов

г) Содержит водяной пар

3. Движение воздуха в горизонтальном направлении - это?

а) туман

б) ветер

в) Облако

г) Воздушные массы

4. Облака образуются в результате

а) Аккумуляции

б) Конвергенции

в) Конденсации

г) Трансформации

5. Какой признак не относится к свойствам воздуха?

а) Прозрачный

б) Бесцветный

в) Занимает место

г) Имеет цвет

6. Климатом называется:

а) Воздушная оболочка земли

б) Многолетний режим погоды, характерный для данной местности

в) Состояние тропосферы в денный момент в данной местности

г) Сгущение водяных паров на различной высоте

7. В каком слое атмосферы образуются облака?

а) В тропосфере

б) В озоновом слое

в) Верхние слои атмосферы

г) Стратосфера

8. Чем углекислый газ отличается от кислорода?

а) Свойством поддерживать горение и дыхание

б) Свойством не поддерживать горение и дыхание

в) Цветом

г) Вкусом

9. Сила ветра измеряется:

а) В миллиметрах

б) В баллах

в) В процентах

г) В метрах

10. Ветер, дующий с юго-запада

а) Юго-западный

б) Северо-западный

в) Юго-восточный

г) Северо-восточный

11. Какой слой атмосферы заселен организмами?

а) Стратосфера

б) Тропосфера

в) Верхние слои атмосферы

г) Озоновый слой

12. Цвет воздуха:

а) Белый

б) Голубой

в) Прозрачный

г) Бесцветный

13. Газ необходимый для дыхания:

а) Азот

б) Углекислый газ

в) кислород

14. Газ, поддерживающий горение:

а) Кислород

б) Азот

в) Углекислый газ

15. Выберите верное утверждение:

а) Воздух необходим только людям

б) Без воздуха земля превратилась бы в безжизненное тело

в) Работе заводов и фабрик приводит к загрязнению воздуха

г) Закон об “Охране атмосферного воздуха" принят в нашей стране в 1980г

д) растения поглощают много кислорода и вредны для здоровья людей и животных

16. Причина, образующая ветер, это:

а) Неодинаковая влажность воздуха

б) Неравномерное распределение суши и воды

в) Разнообразный рельеф г) Различия атмосферного давления на Земле

17. Как называется давление воздуха на поверхности Земли?

а) Влажность

б) Атмосферное давление

в) Ветер

г) Облака

18. Какое приспособление помогает некоторым животным умеренного пояса пережить зимние холода?

а) Ночной образ жизни

б) Спячка

в) Линька

г) быстрый бег

19. Какое приспособление способствует распространению плодов и семян ветром?

а) Наличие крючочков,

б) Большие размеры

в) Яркая окраска

г) Наличие летучек, крылаток

20. Что служит основным источником загрязнения атмосферы?

а) Морская соль

б) Углекислый газ, выделяемый организмами в процессе дыхания

в) Продукты горения

г) Извержение вулканов.

3.5 Анализ учебника "Окружающий мир". Природоведение (традиционная программа)

I. Природоведение дает общее познание живой и неживой природы.

Что неживая природа - это солнце, небо, облака, камни, вода, дождь, снег.

Живая - растения, животные, человек. Природное сообщество можно разделить на две группы

Учит бережно относится к природе.

II. Окружающий мир. Учебник глубже изучает природное сообщество. Развивает мышление, интерес, знакомит с ролью и значением жизни на Земле.

Изучают термины - биосфера, литосфера, атмосфера, оболочка земли.

При изучении тем детям было интереснее работать по учебнику "Окружающий мир". Так как специфика курса окружающего мира состоит в формировании целостной картины мира. В курсе интегрированы такие предметы, как ознакомление с окружающим миром, природоведение, история, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности, география.

Основная задача заключается не в сообщении ученику более или менее значительной информации, а в обучении его свободно оперировать приобретенным, пусть незначительным пока, знаниями. Такой подход призван развивать способность ученика сознательно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей его природы и их связи с жизнью человека, воспитывать наблюдательность и любознательность, приучая тем самым к самостоятельному систематическому пополнению своего жизненного опыта.

Эта книга посвящена живым организмам и их роли на Земле, то есть знакомит ребят со вторым условием, определяющим порядок на нашей планете.

Ключевое представление, которое должно сформироваться у школьников для того, чтобы они смогли осознать роль жизни, - круговорот веществ. Именно круговорот в биосфере лежит в основе порядка на поверхности нашей планеты и именно в нем ведущая роль принадлежит жизни и живым организмам.

Живой организм, экосистема, ячейка живой оболочки - биосфера - ее главный смысл сводится к рассмотрению Земли как нашего общего дома и распространению принципов человеческой морали на всю поверхность нашей планеты и даже ближайший космос. Овладение молодым поколением новыми словами и новой техникой.

Структура построения учебников в начале каждой темы в книге традиционно помещены специальные вопросы по актуализации знаний, за ним следует диалог детей, в котором ставится проблема данного урока, Основная часть материала темы включает небольшие тексты и рисунки к ним, обязательные для выполнения на уроке задания, главную мысль темы и важнейшие правила, перечень понятий, которые необходимо знать. Вопросы для повторения. Они включены без форм фиксации и предполагают фронтальную работу с ним всего класса.

Всего этого нет в учебнике природоведения и поэтому он монотонный и однообразный.

Сходство в том, что они изучают живое отношение к природе, что Земля наш общий дом, что экосистема - это единство живой и неживой природы

Заключение

Обсуждение результатов.

Главная цель образовательной программы школы, работающей по концепции "Экология и диалектика" - это создание личностно-ориентированного образовательного пространства, основанного на идеях культуросообразности, ценностного отношения к ребенку, развития его личности, интегративно-гуманитарного подхода, поддержки детской индивидуальности, творчества, диалогичного общения. В работе должны быть использованы различные направления, например направления международного сотрудничества (участие в международном проекте "ЭкоМост" и пр.), организация внеклассных образовательных инициатив (мониторинг состояния атмосферы центра гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, детские хореографические студии танца и т.д.). [2].

Представленный в работе материал был апробирован на уроках "Закономерности окружающего мира" в 6 "А" классе и "Химия" в 8 "Б" классе. В целях подведения итогов работы были проведены самостоятельные работы в параллельных классах. По результатам опроса было выявлено, что классы, в которых применялась предложенная методика проведения занятий, наблюдался более высокий процент успеваемости (см. диаграммы 1 и 2). К тому же ребята обладали большим запасом разнообразных дополнительных сведений по пройденной теме.

1. Диаграмма итоговой успеваемости учащихся 6-х классов по теме

"Круговорот воды в природе"

2. Диаграмма итоговой успеваемости учащихся 10-х классов по теме

"Кислород. Круговорот кислорода в природе"

Выводы

Результаты исследования, проведенные в настоящей работе, позволяют сделать следующие выводы:

Анализ методической литературы и опыта учителей-новаторов показал, что использование концепции "Экология и Диалектика" в средней общеобразовательной школе позволяет обеспечить раннее и разностороннее развитие детей, сформировать их экологическое мышление.

Разработаны уроки по теме "Вода. Круговорот воды в природе" и "Кислород. Круговорот кислорода в природе", которые входят в курс "Закономерности окружающего мира" и "Химия-8" соответственно.

Предложенная методика проведения уроков успешно апробирована на уроках "ЗОМ" и "Химия" в школе-лицее № 1 г. Нальчика.

Проведены классные часы в 6 "А" и 8 "Б" классах по темам "Химический Новый год, или - в дорогу за чудесами (внеклассное мероприятие для учеников среднего звена)" и классного часа по экологии "семь тайн жизни".

Литература

Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников. - М., 1983.

Экологическое образование школьников. /Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. - М.: Педагогика, 1983.

Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990.

Т. H. Кровельщикова, А.В. Коршунов. Из опыта реализации экологического подхода к обучению химии / Химия в школе, 2002, № 8, с.40 - 42.

Товпинец И.П. Я и окружающий мир. М.: Просвещение, 2001.

Товпинец И.П., Борзова Н.В., Крылова О.В. Окружающий мир. М.: Просвещение, 2002.

Товпинец И.П., Борзова Н.В., Крылова О.В. Методические рекомендации. М.: Просвещение, 2001.

Товпинец И.П., Борзова Н.В. Методические рекомендации по изучению курса "Окружающий мир". М.: Просвещение, 2003.

И.П. Товпинец. Я изучаю окружающий мир. Методические рекомендации по работе с учебником "Окружающий мир" / Начальная школа, 2003, № 47

Е.В. Савинкина, Г.П. Логинова / Газета "1 сентября". 2003, № 4

Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. Книга для учащихся, учителей и родителей. М.: АСТ-Пресс, 1999, 560 с.

Естествознание. Под ред. Л.А. Битюцкой, В.С. Еремина, В.С. Чеснокова, О.Б. Дементьевой. М.: АСТ-Пресс, 1999, 336 с.

Краузер Б., Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум. Пер. с англ. М.: Химия, 1995, 320 с.

Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. Справочное пособие. М.: Высшая школа, 1992, 192 с.

Леенсон И. А.100 вопросов и ответов по химии. Материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров. Учебное пособие. М.: ООО "Издательство АСТ", ООО "Издательство Астрель", 2002, 247 с.

Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТ-Пресс школа, 2002, 512 с.

Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. М.: Просвещение, 1997, 256 с.

Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Вотинова Н.А. Химия.8-9 классы. Учебное пособие. Под ред.Р.А. Лидина. М.: Дрофа, 2000, 192 с.

Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Вотинова Н.А. Химия.10-11 классы. Учебное пособие. Под ред.Р.А. Лидина. М.: Дрофа, 2000, 160 с.

Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания. В 4 кн. Пер. с англ. М.: Мир, 1995

Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Задачник по химии.8-9 классы. М.: АСТ-Пресс, 2001, 400 с.

Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Полный школьный курс. М.: АСТ-Пресс, 2000, 496 с.

Справочник школьника.5-11 классы. М.: АСТ-Пресс, 2001, 704 с.

Степин Б.Д. Техника лабораторного эксперимента в химии. М.: Химия, 1999, 600 с.

Химия. Энциклопедия химических элементов. Под ред.А.М. Смолеговского. М.: Дрофа, 2000, 432 с.

Гааг Н.А. Как привить интерес к уроку химии. Химия в школе, 1991, № 3.

Митлена Э.М. Создание эмоционального настроя учащихся на уроках. Химия в школе, 1989, № 6.

Шарипова Д.Д. Совершенствование гигиенических знаний школьников. Химия в школе, 1989, № 5.

Золотникова Э.Г. Урок окончен - занятия продолжаются. М.: Просвещение, 1992.

Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия-8. М.: Просвещение, 1994.

Денисов В.В., Дрововозова Т.И. и др. // Химия. М.: Р - н/Д, Март, 2003

Алпатьев А.М. Развитие и преобразование окружающей среды. Л.: Наука, 1983

Богдановский Г.А. Химическая экология. М.: МГУ, 1994

Тарасова Н.П., Кузнецов В.А. и др. Задачи и вопросы по химии окружающей среды. М.: Мир, 2002

Будыко М.И. Изменение климата. М.: Гидрометеоиздат, 1974

Будыко М.И. История атмосферы. М.: Гидрометеоиздат, 1985

Долгов В.П., Соловьева Е.В. // Химия. Справочник абитуриента. М.: Слово АСТ, 1997

М.Д. Гольдфейн, Н.В. Кожевников, А.В. Трубников, С.Я. Шулов - "Проблемы жизни в окружающей среде. Учебное пособие". Химия. 1996г, №16.

В.Н. Грамм-Осипова, О.Д. Арефьева. Расчетные задачи с экологическим содержанием / Химия в школе, № 7, 2000. С.59 - 60.

Безуевская В.А. Химические задачи с экологическим содержанием / Химия в школе, 2000, № 2, с.59 - 61.

А.В. Краснянский. Экологические проблемы в расчетных задачах по химии / Химия в школе, 1996, № 5, с.32 - 37.

A. B. Краснянский. Экологические проблемы в расчетных задачах по химии / Химия в школе, 1996, № 6, с.22 - 27

Д.М. Тонких, Г.М. Чернобельская, В.М. Шабаршин. Химический Новый год, или в дорогу за чудесами. http://him.1september.ru/2004/01/6. htm

Вестник АсЭКО. Информационно-методический бюллетень Ассоциации "Экологическое образование", 1994, № 3-4, с.9-11.

Тематическое планирование уроков по "ЗОМ" (68 ч)

Часть I.

Страна, где ты живешь (4 ч). Твоя родина - Россия. Как устроено наше государство. Символика государства: флаг, герб, гимн. Конституция - Основной закон страны.

Как изучают окружающий мир (14 ч). Загадки и тайны окружающего мира. Первые мореплаватели. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное путешествие Фернандо Магеллана. Русские путешественники и их открытия. Путешествия к Северному и Южному полюсам. Приборы для изучения окружающего мира. Компас. Определение сторон горизонта по компасу. Термометр. Как люди измеряют время. Значение музеев. Библиотеки как источники информации. О развитии жизни на Земле. Человек на планете Земля. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории.

Разнообразие природы на Земле (16 ч). Пояса освещенности земного шара. Природа жаркого пояса Земли. Тропический лес. Саванна. Пустыни жаркого пояса. Природа холодных поясов. Арктические пустыни. Тундра. Природа умеренных поясов Земли. Природные сообщества. Хвойный лес. Лиственный лес. Как растения обогащают воздух кислородом. Значение леса и его охрана. Грибы. Природное сообщество - луг. Почва и ее значение. Пресный водоем. Сохраним живую природу.

Часть II.

Тела и вещества (1 ч). Что такое тела и вещества.

Вода в природе (16 ч). Гидросфера. Свойства воды. Что происходит с водой при нагревании и охлаждении. Растворимость веществ в воде. Очистка воды фильтрованием. Переход воды из одного состояния в другое. Вода в природе. Роль Мирового океана. Реки и озера. Как происходит круговорот воды в природе. Какие бывают облака. Как образуются осадки. Чудесные фонтаны - гейзеры. Ледяные бродяги - айсберги. Вода и человек. Загрязнение и меры охраны водоемов.

Воздух (7 ч). Воздух вокруг нас. Из чего состоит воздух. Свойства воздуха. Практическая работа. Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Как образуется ветер. Использование воздуха человеком. Чистый воздух и здоровье человека. Охрана воздуха.

Горные породы и минералы (8 ч). Как образовались горные породы. Полезные ископаемые. Свойства полезных ископаемых. Практическая работа. Как добывают и используют полезные ископаемые. Почему происходят землетрясения. Что такое вулканы. Выветривание. Как образуются пещеры.

Обобщающие уроки (2 ч). Как человек изучает окружающий мир. [И.П. Товпинец. Я изучаю окружающий мир. Методические рекомендации по работе с учебником "Окружающий мир" / Начальная школа, 2003, № 47]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.