Рефераты. Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу.

А ствол--гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

Воздействие поэтических образов на эстетические чувства усиливается, если ребенок сам прочтет стихотворение, которое учил раньше. Это могут быть программные поэтические произве-дения А. Пушкина, И. Никитина, С. Есенина, С. Маршака, Е. Бла-гининой. Иногда целесообразно специально подготовить одного-двух детей для декламации поэтических строчек. Например, на весенней экскурсии может прозвучать отрывок из стихотворения С. Есенина ««Черемуха»:

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Эстетическое восприятие обостряется и углубляется, если об-ращаться к прошлому опыту детей, побуждать их к сравнению, анализу. Так, весной можно предложить вспомнить, каким был парк зимой, осенью, высказать свое мнение о красоте природы в разные времена года.

Активное включение мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия -- предпосылка формирования оценочных суждений,в которых проявляются наблюдательность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления. При систематическом ознакомлении с природой дети уже в средней группе начинают выделять те качества, свойства предметов, явлений (форма, цвет, расположение в пространстве), которые, с их точки зрения, опре-деляют красоту наблюдаемого. Так, пятилетний ребенок замечает: «Весной небо красивое: синее, а облака плывут, как белые ко-рабли в море». К концу дошкольного возраста формируется обоб-щенное представление о красоте родного края: «Наш край украшает река Волга, она широкая и многоводная»; «Мне нравятся наши сады: когда они цветут, то кажутся розовыми островами, и аромат стоит вокруг», -- говорит ребенок 6 лет.

Эстетические впечатления, возникающие в процессе общения с природой, дети отражают в разнообразной деятельности -- игре, рисовании, аппликации, слове. Например, после посещения парка (старшая группа) проводится рисование на тему «Наш парк зи-мой», после прогулки на луг (средняя группа) -- предлагается сделать аппликации на тему «Луговые цветы».

В. А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» описывает, с каким увлечением старшие дошкольники рисуют то, что наблю-дали на экскурсиях, приводит тексты сочиненных ими рассказов, сказок о природе,

труде людей. Автор отме-чает: «И в этих рассказах, как самоцветы, сверкали яркие образы, сравнения».(8;с.68) Несомненно, что такие занятия развивают творче-ство, способствуют тому, что понимание красоты природы стано-вится более осознанным и глубоким.

Под влиянием эстетических впечатлений, знаний, которые дети приобретают на экскурсиях, существенные изменения претерпе-вает чувство любви к родной природе: из простого любования ее красотой оно перерастает в действенную силу. Для формирования такого отношения к окружающему миру необходимо единство чувств, знаний, действий. Показателем активной любви дошколь-ника к природе является, прежде всего, бережное отношение к ее богатствам. С первых лет жизни ребенок приучается беречь рас-тения, -- не только выращенные человеком, но и дикорастущие, усваивает правила -- не ломать ветки кустов и деревьев, не выры-вать с корнем цветы и травы, не затаптывать их, собирать только опавшие листья, желуди, шишки и т. д.

Доступна детям, начиная со среднего дошкольного возраста, забота о птицах. На прогулках и экскурсиях они собирают ягоды калины, рябины, семена трав (подорожника, лебеды, репейника), заготавливая корм для зимующих птиц. В холодное время года следят за кормушками: очищают их от снега, подсыпают запасен-ные семена. Старшие дошкольники могут подкармливать птиц не только на участке, но и в находящемся неподалеку саду, сквере, лесу.

Действенная любовь к природе подразумевает участие в ее преобразовании. Дошкольники во время экскурсий трудятся вме-сте со взрослыми, озеленяя и благоустраивая свой город, село. В парке, сквере, саду они собирают срезанные ветки, сухие листья, окучивают саженцы, помогают высаживать рассаду. В воспитательном отношении совместная работа со взрослыми очень ценна. В ее процессе складываются благопри-ятные условия для правильного отношения к труду, природе, для формирования трудолюбия, трудовых навыков. Дети приучаются добиваться результатов, чувствуют себя участниками настоящего дела.

Благотворно сказываются экскурсии в природу на физическом развитии дошкольников. Врач и педагог Е. А. Аркин писал в свое время, что пребывание на воздухе -- «самое полезное, самое лучшее средство для укрепления здоровья ребенка» .

Систематически проводимые экскурсии в природу благоприят-ствуют двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению потребности растущего и развивающегося организма в свежем воздухе, что в свою очередь способствует обогащению крови кислородом, столь необходимым для нормального протекания физиологических процессов.

Испытываемые дошкольниками радость и удовольствие от общения

с природой повышают жизненный тонус, благотворно вли-яют на формирование ценных физических качеств --выносливости.

1.3.

Экскурсии представляют собой особый вид занятий по озна-комлению детей с природой за пределами дошкольного учрежде-ния. Они проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. По содержанию их подразделяют (условно) на два вида. К первому относятся экскурсии в лес, парк, на луг, во-доем, ко второму -- на сельскохозяйственные объекты: на огород, в сад, оранжерею, поле. Во время природовед-ческих экскурсий дети часто наблюдают труд людей, направлен-ный на охрану и преобразование окружающей среды. Например, в лесу старшие дошкольники не только знакомятся с раститель-ным и животным миром, но и видят, как взрослые сажают моло-дые деревья, как убирают сухостой, подкармливают диких живот-ных, и т. д.

С другой стороны, на сельскохозяйственных объектах педагог обращает их внимание не только на труд взрослых, но и на рост развитие растений (в саду, теплице), на повадки и образ жизни животных (на птичнике, звероферме). Конечно, в сельской мест-ности значительно легче выбрать объект для проведения экскур-сий. Но и в условиях города следует искать все возможно-сти для ознакомления дошкольников с природой. С этой целью рекомендуется использовать парки, скверы, биостанции, теплицы; знакомить детей с юннатской работой, которая ведется в школах данного микрорайона; организовывать наблюдения за озеленением и благоустройством дорог, улиц, площадей; ор-ганизовывать выезды за город.

Содержание экскурсий в природу определено программой вос-питания и обучения в детском саду. В соответствии с ней дошколь-ники должны усвоить разносторонние знания о животном мире, растительности, явлениях неживой природы. В программе под-черкивается, что в процессе непосредственного ознакомления детей с природой необходимо развивать у них наблюдательность, умение обнаруживать ближайшие причины наблюдаемых явле-ний, делать выводы.

Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Воспитатель должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местно-сти.

Содержание знаний о природе, изложенное в программе вос-питания и обучения в детском саду, раскрывается на экскурсиях, на других занятиях, а также на прогулках. Поэтому цели экскурсии могут быть различными. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений, получен-ных ранее. Например, к усвоению знаний об условиях развития растений старшие дошкольники подводятся в процессе труда в уголке природы, цветнике, на огороде, а посещение теплицы может быть использовано для обобщения представлений о зави-симости роста и развития растений от влаги, света, тепла. В дру-гих случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями, сельскохозяйственным трудом, а вся последующая воспитательно-образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обоб-щение полученных представлений. Например, весной воспитанники подготовительной к школе группы знакомятся с признаками про-буждения жизни в пруду (появление на поверхности водоема растений, насекомых, квакание лягушек), рассматривают водомерку, жука-плавунца, жука-водолюба, икру лягушек, водные растения. Благодаря несложным опытам дети убеждаются, что жук-плавунец хищник, а жук-водолюб питается растениями, по-этому живет на дне водоема.

Значительное место отводится систематизации материала о се-зонных изменениях. Наблюдения ярких картин природы -- лес в период золотой осени и во время листопада, цветущий луг в начале лета, ледоход на реке -- затрагивают эмоциональную сферу ребенка, воздействуют на различные анализаторы, обеспечивают отчетли-вое восприятие явлений. Не менее важно сделать предметом на-блюдений во всех возрастных группах характерные изменения в живой и неживой природе. Основное звено в этой работе -- установление признаков сезона ( длитель-ность светового дня, температура воздуха, особенности облачно-сти и осадков, и т. д). Наблюдения целесооб-разно начинать с неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни растений, животных. Уже дети среднего до-школьного возраста могут установить связь между обилием сол-нечного света весной и началом пробуждения, роста и развития растений. Старшим дошкольникам доступно осознание и более сложных связей, не имеющих такого яркого внешнего выражения. Например, осенью они обнаруживают, что отлет пернатых птиц связан с температурой воздуха: с похолоданием некоторые насекомые по-гибают, другие забираются под кору, корни деревьев, опавшую листву, мох, и птицы остаются без корма, что и подталкивает их к переселению в теплые края.

Экскурсии в природу дают возможность познакомить детей с особенностями растений и животных в разных природных усло-виях. Они узнают, например, что луговые, полевые, степные птицы живут в гнездах, устроенных на кочках, в траве, в камнях, По внешнему виду это небольшие ямки, выстланные сухой тра-вой, листьями. Гнезда же лесных птиц очень разнообразны по форме, местоположению. Они часто свиты из тонких пру-тиков, сухих стеблей, выстланы мхом, листьями, перьями.

Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света -- общие условия, необходимые для их роста и развития. При этом на конкретных примерах следует подвести дошкольников к пониманию того, что потребность растительности разных ландшафтов в свете, влаге, тепле не одинакова: незабудки любят низкие заболоченные места, а иван-чай, напротив, растет на солнечных полянах.

Наблюдения на экскурсиях дают возможность раскрыть перед детьми, начиная со среднего дошкольного возраста, некоторые не-сложные биоценологические связи, действующие в растительных и животных сообществах того или иного ландшафта. Так, они вы-являют, что некоторые птицы питаются насекомыми. Затем воспи-татель обращает внимание детей на изъеденные листья деревьев, кустарников, цветущих растений. И после этого дошкольники могут сделать самостоятельный вывод о том, что лес кормит птиц, но и птицы, в свою очередь, питаясь вредными насекомыми, гусе-ницами, приносят ему пользу.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.