Рефераты. Вопросы воспитания средствами театральной педагогики

- Не пропускайте ни одной мельчайшей подробности! А что это за царапина на расческе, когда она появилась? От чего? Вспомните или придумайте это. Часы соседа - давно ли они у него? Он их купил или это подарок? Решите, кто подарил? Почему вы так решили?

Так тренировка зрительной памяти связывается с развитием воображения, неотделимого от наблюдательности.

Упражнение 3. «Вещи на столе».

На столике педагога разложены - блокнот, авторучка, футляр от очков, бумага, монеты.

- Подойдите к столу и «сфотографируйте» своим внутренним зрением все предметы. Фотографировать будете с короткой выдержкой, на счёт пять.

- … четыре, пять! Теперь отвернитесь или закройте глаза и «проявите» фотографию на экране внутреннего зрения. Расскажите, какие предметы лежат на столе, к каком порядке? Вспоминаете их?

- Проверьте. Для этого - откройте глаза и посмотрите. Отвернитесь. О чём забыли, что пропустили?

- Посмотрите. Отвернитесь. Какие изменения произошли? Что я переложила на другое место? Что нового появилось на столе? Разложите вещи так, как они лежали вначале. Сверяйтесь с фотографией, которая хранится в вашей памяти.

Упражнение 4. «Фотоаппарат».

Тренировка зрительной памяти для развития наблюдательности должна происходить постоянно и на самых разнообразных объектах.

Ученики в полукруге. Один из них, стоя перед полукругом, «фотографирует» товарищей (с обусловленной выдержкой на 20, 10, 5), а затем выходит из аудитории. Во время короткой паузы ученики пересаживаются на другие места. Можно звать «фотографа».

- Как раньше сидели товарищи?

Упражнение 5. «На одну букву».

Ещё одно упражнение, тренирующее зрительную память, наблюдательность.

- пока я сосчитаю до 30, найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются с буквы «С».

- … 29! 30! Пожалуйста, кто первый?

- Свёрток, стул, стол, спички, снимок, стена, стекло, створка…

- Кто добавит?

- Серьги, серебро, салфетка…

Так продолжается до тех пор, пока все слова не будут исчерпаны. После этого выберите букву, например, «Т».

Упражнение 6. «На что похоже?»

Ещё Леонардо да Винчи рекомендовал художникам развивать свою фантазию, рассматривая пятна на стенах.

Фантазия проявляется в работе воображения у человека с развитой ассоциативной мыслью, с тренированной зрительной памятью, основой образного мышления.

Всё, что нас окружает в комнате, может быть объектом фантазии - линии древесных слоёв паркета, тени на потолке, складки занавесей, одежды.

Кинем на стол несколько спичек, пусть они упадут как попало.

- Всмотритесь, - что это вам напоминает?

- Брёвна по реке плывут…

- медведь пасть оскалил - вот глаза!

- Нет, у медведя не такие жёсткие линии. Это - гриф. Расправил крылья, сейчас полетит…

Упражнение 7. «Биография по портрету».

Для этого упражнения лучше взять репродукцию какого-либо произведения живописи, открытку или фотографию неизвестного человека.

Созданная общей фантазией биография по портрету и обстоятельный разбор её на занятиях помогут дальнейшей самостоятельной работе учеников в их наблюдениях за случайными прохожими, что будет являться частью домашнего задания.

Упражнение 8. «Событие в картине».

Ученики в малом кольце. Репродукцию какой-либо картины, открытку или фотографию пускают по кругу. После того, как она побывала в руках у каждого по два-три раза, её откладывают. Вспоминая репродукцию, ученики должны найти в общем разговоре и определить:

- содержание картины,

- её сюжет,

- фабулу,

- основное событие,

- отдельные человеческие действия, из которых складывается и в которых проявляется это событие,

- характеры людей, их биографии и изменения этих биографий под влиянием изображённого события.

Упражнение 9. «Метафоры».

«В каждом слове бездна пространства, - писал Н.В. Гоголь, - каждое слово необъятно, как поэт».

- Гаснут… Кто что увидел на своём внутреннем экране?

- Я увидел ночное небо. Горизонт светлеет, скоро утро, звёзды гаснут.

- Я увидел вечернюю улицу. Освещённые окна, все разноцветные, гаснут одно за другим.

- Я увидел раненного лётчика. Он ползёт по снеговым равнинам. Тяжело дышит. Всё чаще затихает, не может двигаться. Гаснут силы.

- Я увидел девушку. Она ждёт кого-то в парке возле кино. Вокруг люди, радостные возгласы, а она одна. Звонок приглашает к началу сеанса, аллея пустеет. Только девушка. Её глаза. Гаснут надежды.

Метафора в этом упражнении - повод для совершенствования ассоциативного мышления, а тем самым - для развития фантазии. Много разных картин может появиться в воображении от метафорического слова-манка. Такого, например, как «кипит», - бурлящий водопад (кипит вода), уборка урожая на поле (кипит работа), чьё-то горячее выступление (кипит гнев) и т.д.

Упражнение 10. «Оживление картины».

Ученики в полукруге. Один из них сидит лицом к товарищам, рассматривает данную ему репродукцию (открытку, фотографию), затем откладывает её и рассказывает, что изображено на картине.

- Надо «внедрять видение» в сознание товарищей, заражать их своим ведением, а для этого самому надо ясно представить себе те подробности картины, о которых вы говорите.

Когда рассказ окончен, слушатели должны «выстроить» на творческой площадке картину - условными выгородками из стульев и ширм, обозначить расположение предметов, а также заселить картину людьми.

- не изображайте позы людей, а постарайтесь жить их помыслами. Люди изображены на картине в момент статики, остановки движения. Подумайте, в результате каких действий человек пришёл к такой статической позе.

Какая мысль его остановила? Сыграйте - проживите в этих действиях, придите к этой мысли… А какое движение последует дальше, после картины?

Упражнение соединяет тренировку зрительной памяти, внутренних видений, пространственного видения с тренировкой двигательно-мышечных ощущений и является подготовительной к циклу упражнений на кинестетическую память.

Упражнение 11. «Живые вещи».

- В упражнениях, развивающих зрительную память и навыки наблюдательности, мы фантазировали, на что похожи несколько спичек, брошенных на стол, какие картины рождаются в нашем воображении при виде пятен на стене или складок занавеса. Теперь, когда вы уже научились владеть внутренним видением, пофантазируем - на какого животного похож этот стол? Постарайтесь точнее «вписать» стол в естественные формы животного… А почему он неподвижен? Где он? Что вокруг?

- А если бы этот стул был живым? Нет, не зверем и не птицей! Просто - живой стул! Скажите, сколько ему лет?

Какой у него характер? Что он любит и о чём мечтает?

в. Развитие слуховых восприятий и других сенсорных видений

Этот подраздел также включает в себя упражнения на различные элементы сценического действия в разных комбинациях.

Упражнение 1. «Сонар».

Есть такой технический прибор «Сонар» - улавливатель звуков. Вообразим, что включили сонар.

- Тишина, послушаем, какие звуки окружают нашу комнату. Шум улицы за окнами, приглушённый гул разговоров и шагов в коридоре, а наверху, на следующем этаже, еле слышны звуки музыки и притоптывание в танцевальном зале. Всё вместе - общий разнохарактерный шум, слегка доносящийся к нам. Попробуем разделить его на составляющие части. Прислушайтесь к шумам улицы и отключитесь от всех остальных звуков.

- Теперь включите только звуки улицы.

- Теперь только танцевальный зал.

- Только коридор!

Переключайтесь по команде! Улица! Коридор! Улица! Зал! Коридор! Зал!

Упражнение 2. «Телевизор».

Мы занимались в предыдущем упражнении только слуховыми восприятиями. Подключим к нам изображение, превратим наш сонар в звучащий телевизор.

- Слушаем улицу. Топот бегущего человека, голоса вдалеке. Проехала машина, хлопнула какая-то дверь… А что это за человек? Куда бежит? Кто спорит на перекрёстке? Какая машина проехала? В каком направлении? Кто хлопнул дверью? Где, в каком окне воет и трещит радиоприёмник? Кто там возле него накручивает рычажки? Представьте себе, со всей конкретностью деталей, жизнь улицы по доносящимся звукам.

- Переключайте телевизор с улицы на коридор, а там что делается сейчас? Послушаем отдельные звуки, и пусть одновременно фантазия включит воображение.

Упражнение 3. «Что происходит?»

Ученики делятся на две группы. Усаживаются так, чтобы одна группа не видела другую. Первая группа «задаёт» звуки, вторая оправдывает. В первой группе может быть ведущий, который дирижирует звуками. Группе даётся две минуты на то, чтобы сговориться о характере звуков.

Варианты этого упражнения:

1. Педагог задаёт общую тему обеим группам. К примеру: «Действие происходит на карнавале». По звукам первой группы (какие бы ни были эти звуки!) каждый из учеников второй группы рисует в своём воображении картины событий, происходящих на карнавале, и рассказывает о них вслух.

2. Педагог задаёт тему только слушающим второй группы. Группа, производящая звуки, не знает, что задано. Допустим, педагог предупреждает вторую группу, что все звуки, которые они услышат, будут развиваться на пароходе, идущем по морю глубокой ночью. Какие бы звуки теперь не услышали ученики, они должны оправдать их появление заданными обстоятельствами.

Упражнение 4. «Три докладчика».

Три ученика садятся лицом ко всем остальным. Педагог даёт им по газете и отмечает статью. По команде трое одновременно, в течение 2-3 минут, читают вслух свои статьи. Все слушающие должны понять, что читает каждый. Каждый из читающих должен слышать и понимать двух других докладчиков.

Для начала делается облегчённый вариант - педагог говорит, кого именно из трёх докладчиков должен слушать каждый из учеников. Докладчики тоже получают задание - каждый из них должен будет в конце концов рассказать о содержании статьи одного из своих соседей.

Другой вариант этого упражнения регулирует переключения слуховых восприятий и тренирует навыки включения. Педагог дирижирует слушателями, включая их на слушание то одного, то другого из читающих непрерывно докладчиков. В этом случае докладчиков лучше усадить спинами к слушателям, чтобы видимая артикуляция не облегчала задачу.

Упражнение 5. «Хор».

Один ученик, отгадчик, выходит из комнаты. Оставшиеся берут 2-3 строчки всем известного стихотворения, и каждый ученик получает по одному слову. Отгадчик входит. По команде педагога все ученики произносят хором каждый своё слово. Какие строчки? Из какого стихотворения? Непонятно? Послушай ещё раз.

Упражнение 6. «Узнай товарища».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.