Рефераты. Вопросы воспитания средствами театральной педагогики

Самое важное в работе детского творческого коллектива это то, что стоит даже выше творческого процесса, как такового, - это взаимоотношения и атмосфера.

Один из результатов занятия театром: возникновение чувства уверенности в себе, ощущение и утверждения себя как личности, имеющей собственное мнение, раскованной, взрослой, отвечающей за себя и свои поступки, умеющей рассуждать и отстаивать свои убеждения. Ведь внешняя свобода - это отражение внутренней свободы. И именно уверенность даёт человеку внутреннюю свободу: свободу, которая базируется на знании какого-то конкретного дела. А ведь в театральном действии всё конкретно. Нельзя сыграть правдиво, если ты сам не понимаешь, что, зачем и почему происходит.

Одна из самых важных сторон занятий в театральной студии та, что в процессе творческом заключён наиболее важный процесс - процесс непрерывного коллективного общения. Театр - искусство коллективное, никогда у нас не получится спектакля, не будет коллектива.

На протяжении всего учебного процесса, начиная с простейших упражнений и этюдов, и потом, когда они становятся парными, увеличиваются по количеству участников до массовых зарисовок, ребята не должны руководствоваться при выборе партнёра для выполнения того или иного парного упражнения личными симпатиями и антипатиями. Чтобы они ближе узнавали не каких-то отдельных участников коллектива, а всех понемногу. Творческая работа всегда способствует сближению и тут важно, чтобы это сближение происходило равномерно, по принципу «всех со всеми». Иначе неминуемо разделение по группкам, ведущее к расколу и мелким дрязгам в коллективе. К тому же такая методика помогает ребятам и в творческом смысле. Ведь в последующих театральных постановках они не могут работать всё время с одними и теми же партнёрами и должны научиться легко вступать в творческий контакт с любым партнёром. В общем, я стараюсь приучать их к мысли, что в нашем коллективе все свои, заинтересованные и необходимые друг другу люди, что наши отношения должны строиться на уважении и доверии друг к другу.

Ощущение единства, коллективизма безусловно приходит не сразу, а постепенно, изо дня в день, в учебном и творческом процессе. Возрастает оно, конечно же, когда ребята, получив азы театральной подготовки, приступают непосредственно к репетициям того или иного спектакля. Это всегда очень захватывающий момент. Происходит он на волне энтузиазма, безумного интереса и азарта. Всё это - комплекс замечательных условий, которые создают благоприятную почву для ещё большего сближения ребят. Ведь спектакль - сложный механизм, состоящий из множества составляющих, и у каждого из моих подопечных в нём своё, чётко определённое место.

В спектакле нет «главных» и «неглавных» участников, что нельзя утверждать, будто исполнитель главной роли важнее для спектакля, чем тот, кто отвечает за музыкальную часть или техническое обеспечение. Тогда не возникнет проблемы в распределении ролей, которая могла бы породить обиду друг на друга, распри и мелкую зависть. Все чувствуют свою нужность, важность своего вклада в общее дело, потому что общее дело становится своим. Именно при таком отношении всех ребят к своему конкретному участку работы и может получиться спектакль, который проходит на «едином дыхании» в полном смысле этих слов.

Кстати, именно готовый к показу спектакль, а вернее сам этот показ на зрителя, зачастую проверяет, состоялся коллектив или нет. Ведь театр - живое искусство, творящееся прямо на глазах у публики. Нельзя остановить спектакль, если случился какой-то сбой, «отмотать» его назад, как киноленту, и запустить потом заново. Любой сбой надо устранять по ходу спектакля, да так, чтобы зритель ничего не заметил. Вот тут-то и проверяется коллектив, способность всем вместе найти выход, находясь за кулисами, выручить партнёра, растерявшегося на сцене, исправить ошибки, допущенные по ходу действия. Чем дружнее коллектив, тем легче он преодолевает эти трудности.

Одним из средств объединения коллектива являются также гастрольные поездки. Те ребята, которые только начали свою творческую деятельность, всегда очень волнуются: как они сумеют отыграть спектакль на новой площадке? Ведь у каждой сцены свои особенности: размеры, акустика, освещение, возможность использования технических средств и т.д. Значит, по ходу придётся приспосабливаться, что-то переделывать, «подгонять», менять. Но, опять же, спектакль должен идти, как хорошо отлаженный механизм, и задача артистов заключается в том, чтобы зритель воспринял его так, будто он создавался специально для этой сцены. Гастрольные поездки зачастую выявляют ещё одну немаловажную сторону: степень самостоятельности студийцев и ответственности за свою индивидуальную работу.

К сожалению, в большинстве своём, наши дети мало самостоятельны. И, зачастую, это мы, взрослые, сами виноваты в этом. Ведь порой мы пресекаем их инициативу, боясь, что они «далеко зайдут», а заканчивается это тем, что они пальцем не могут шевельнуть без нашей указки, потому что так их приучили родители и педагоги.

Педагогу следует изначально «расставить все точки над «и»» и объяснить, что занятия без личного вклада, личной ответственности, личной заинтересованности каждого из них не только бессмысленны, но и невозможны.

Театральные занятия, кроме всего изложенного, дают детям ещё одну неоценимую возможность - возможность самовыражения, что в их возрасте является особенно важным, тем более, если они по тем или иным причинам не могут проявить себя ярко в чём-то другом, например, в учёбе. Так, в процессе работы над спектаклем, я не в коем случае не ставлю перед ребятами требований, ведущих к подражанию или изображению того или иного «образа». Для их возраста это понятие несколько размыто и абстрактно. Моя практическая цель состоит в том, чтобы каждый из них в отдельности, ориентируясь на свои собственные мысли, чувства и, пусть маленький, но свой собственный личный опыт, подходил к работе над ролью. В этом случае они чувствуют себя гораздо увереннее, самостоятельно совершают свой первый, пусть очень незрелый и наивный отбор актёрских приёмов и приспособлений, который в итоге выливается в правдивое существование на сцене. При этом они не испытывают неловкости и паники на сценической площадке, а чувствуют себя с каждым разом всё увереннее. С приходом уверенности они приходят к новому этапу своей актёрской деятельности, они учатся импровизировать, не забывая при этом задач, которые ставит педагог как режиссёр. Как известно, только раскованный, свободно чувствующий себя ребёнок, способен и мыслить свободно, а стало быть, сочинять, придумывать, фантазировать в работе над ролью. В этом случае работа над спектаклем выходит на новый качественный уровень. Юный актёр, подключая свою фантазию и воображение, становится соавтором спектакля. Тогда и педагог может считать это своей победой и радоваться вместе с ним.

Конечно же, наравне с практическими театральными навыками, важно развивать и кругозор в области театрального искусства, ведь и теория, и история театра - это не только интересно, но и, несомненно, полезно, поскольку знания должны составлять прочный фундамент практическим навыкам в любой профессии, не исключая и актёрскую. Развитие должно быть всеобщим и гармоничным.

Итак, подводя итоги вышеизложенного, можно сделать следующие выводы о роли театрального занятия в воспитании школьников. Вот они:

- эти занятия помогают ребятам обрести уверенность в себе, утвердиться как личность, которая имеет своё собственное мнение, умеет рассуждать и отстаивать своё собственное мнение;

- в процессе занятия приобретаются навыки коллективного общения, которые будут необходимы детям в последующей взрослой жизни;

- занятия помогают ребятам воспитывать в себе чувство ответственности и самостоятельности;

- эти занятия дают возможность творческого самовыражения, реализации индивидуальных способностей каждого;

- занятия развивают разнообразные задатки и качества детей: внимание, быстроту реакции, находчивость, фантазию и воображение, пластику тела, речь и т.д.

- занятия театром приучают детей к дисциплине и самодисциплине;

- занятия театром формируют вкус, воспитывают чувство меры и способность анализировать, отличать истинное, высокое от пошлого и фальшивого, а также давать верную объективную оценку своим способностям, возможностям и своему труду;

- и, наконец, эти занятия расширяют кругозор, дают ребятам дополнительные знания о жизни.

Технология учебного процесса в театральной студии «Шанс» по трём составляющим:

· развитие актёрской психотехники;

· сценическая пластика;

· сценическая речь.

Приступая к практической части своей работы, я хотела бы дать перечень некоторых упражнений, которые помогают мне добиваться желаемых результатов, то есть подготавливать детей к работе на сценической площадке.

Сценическое действие - есть волевой акт, направленный на достижение определённой цели.

Одной из важнейших задач методики воспитания актёра является овладение почти нормальным человеческим самочувствием и поведением, позволяющим на сцене мыслить, действовать и чувствовать по тем же законам, по которым мыслит, действует и чувствует каждый человек в реальной жизни.

В жизни мы живём и существуем по органическим законам природы. На сценической площадке - необычные условия жизни: вымысел, публичное творчество, специальные его задачи, забота, чтобы всё было видно и слышно. И я должна научить своих актёров вести себя в этих условиях обычно, по органическим законам жизни. В этом весь смысл обучения актёрскому мастерству.

Я условно разделяю это обучение на три составляющих:

1. развитие актёрской психотехники;

2. сценическая пластика;

3. сценическая речь.

Развитие актёрской психотехники.

Будущие актеры должны в себе воспитать способность приводить себя в правильное сценическое самочувствие, а это - натренированная способность в нужное время начать «действовать» в соответствии с заданным материалом этюда и роли. Творческое состояние складывается из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов или звеньев, которые вместе составляют необходимые условия для сценического действия.

Этими элементами являются:

- сценическое внимание;

- свободное от излишнего напряжения тело (свобода мышц);

- податливая фантазия и воображение;

- сценическая вера в правду вымысла;

- отношение, оценка факта;

- общение.

Развитие актёрской психотехники включают в себя множество составляющих. В данной работе приводятся только некоторые из них.

Тренинг сосредоточенного и рассредоточенного многоплоскостного внимания.

Тренировку способности действовать на сцене мы начинаем с изучения одного из элементов сценического действия - внимания.

Внимание - это направленность нашего сознания на определённый объект, а также способность удерживать нашу сосредоточенность на объекте столько, сколько надо. Внимание - это психологический процесс, при котором из нескольких одновременных впечатлений одно воспринимается особенно ярко.

Внимание может быть поверхностным и, наоборот, произвольным и непроизвольным, активным и пассивным, внутренним и внешним, формальным и творческим.

Формальное - при котором актёр хотя и воспринимает заданный ему сценический объект, но этот объект не вызывает в нём никакого интереса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.