Этот кружок является как бы “введением” в науку о языке и, знакомя учащихся с различными аспектами лингвистики, призван пробудить в учащихся глубокий интерес к грамматике, лексике, стилистике и правописанию.
Однако там, где учащиеся уже почувствовали вкус к работе по русскому языку, гораздо целесообразнее вести один из тематических кружков.
Темы для организации кружка русского языка могут быть различными: Кружок культуры речи, Кружок стилистики, Кружок лексики, Кружок любителей русской фразеологии, Кружок этимологии, Кружок диалектологии и топонимики.
Пример: Кружок занимательной грамматики.
На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой.
Опыт таких кружков показывает, что занятия можно строить на основе материала, изучаемого в данное время в классе (в этом случае внеклассные занятия являются как бы естественным продолжением учебных занятий), так и независимо от программного материала и времени его изучения.
В первом случае игры-упражнения, шарады, интересные вопросы являются своеобразной формой грамматических упражнений тренировочного характера. Они помогают учащимся глубже осознать текущий материал и убедиться в практической пользе грамматики.
Во втором случае для работы отбирается материал по основным разделам грамматики без учета времени его изучения. Этот путь более широкий.
В занимательной форме можно и повторять пройденное, и закреплять текущий материал, и знакомить с еще не изученными грамматическими темами.
В кружке занимательной грамматики учащиеся работают с большим увлечением. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, интересных задач). Такой кружок не только расширяет и углубляет знания, но и прививает любовь к внеклассной работе, воспитывает языковое чутье, развивает смекалку и сообразительность.
Однако занятия такого кружка не могут сводится только к грамматическим играм. Материал должен быть подобран таким образом, чтобы каждое занятие обогащало детей новыми знаниями. Поэтому все занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или в соответствии с видом работы. Например, одно занятие может быть посвящено употреблению местоимений в речи с подбором различных курьезных случаев, приводящих к двойному смыслу фразы, а другое - литературному редактированию, включающему неверное употребление не только местоимений, но и других частей речи (скажем, деепричастий или таких предлогов, как благодаря)[2, 73].
При разнообразии содержания занятий кружка необходимо разнообразить и формы и методы работы. Стоит учитывать, что, особенно на первых порах, увлекательно построенный рассказ руководителя кружка лучше достигает цели, чем неумелый ученический пересказ. Если материал детям знаком, то занятие заканчивается живой беседой.
Определенное время на занятиях отводится наблюдениям над текстом и упражнениями.
Несомненно велика роль игр на таких занятиях. Игровой момент вносится и в серьезный материал. Это разряжает обстановку, снимает напряжение и повышает интерес на занятиях, несмотря на возраст детей.
Варианты тем для кружков настолько различны, насколько высоко желание к данному вопросу у учителей, ведущих кружки внеклассной работы по русскому языку.
Нельзя не отметить, что перечисленные выше факторы создают очень благоприятную почву для развития непосредственно логического мышления подростков. Задача учителя - строить занятия кружка так, чтобы были задействованы все мыслительные операции обучаемых. Поскольку занятия кружка довольно постоянны и продолжительны во времени, учитель должен использовать различные варианты преподнесения материала и методы работы, обучая детей анализировать, формулировать собственные мысли, правильно отвечать на поставленный вопрос, слушать собеседника и т.д.
Тематический вечер - это отчет кружка русского языка о своей работе. Но в подготовке и проведении его участвуют не только члены кружка, но и все желающие.
Подготовка вечера делится на 4 этапа:
Выбор темы и девиза.
Собирание материалов о языке и их отбор в процессе обсуждения.
Подготовка отдельных номеров (репетиции, работа над произношением).
Составление программы вечера.
Предположим, что указанный кружок объединяет учащихся старших классов. Это означает, что в подготовке вечера участники кружка максимально самостоятельны. Учитель здесь - старший товарищ и режиссер-постановщик.
Подготовка к вечеру начинается примерно за месяц до намеченного срока.
На одном из заседаний кружка учитель предлагает выбрать тему вечера (она же будет и его названием) и подобрать девиз, раскрывающий смысл того, о чем будет сказано.
Когда кружковцы определились с темой, намечаются основные направления в раскрытии темы и подбор материалов. Ученики приносят различные журналы, газеты, книги, выписки и вырезки, листки календаря и т.п., в которых есть интересные сообщения о русском языке. Отбирается то, что относится к теме, помогает ее понять. Для этого проводится заседание кружка, на котором анализируется все, что собрано детьми.
Когда материалов достаточно, начинается работа над составлением отдельных номеров. Используется накопленный материал, высказывания великих людей о русском языке. Можно инсценировать рассказы, например, “Живая грамматика” Ф. Кривина, подобрать музыку к инсценировкам; отдельно прочитать стихотворения, сделать сообщения “Почему мы так говорим” и т.д.
Перед участниками ставится задача не только рассказать о том, как богат, красив, ярок, силен, точен русский язык, но и показать, что этим языком они свободно владеют.
Как правило, речь кружковцев более правильна и литературна по сравнению с речью остальных ребят. Однако, все равно приходится много работать над тем, чтобы каждое слово произнесенное со сцены, было правильным и выразительным. Особое внимание обращается на фонетическую сторону речи. Ребята прислушиваются к тем, кто владеет орфоэпической нормой; отмечают недостатки в своей речи и в речи окружающих; стараются говорить “как московские дикторы по радио”. Орфоэпии по сравнению с орфографией уделяется очень мало внимания на уроках и в школе. На внеклассных занятиях по русскому языку обязательно восполняется это пробел, так как небрежное отношения к нормам произношения снижает качество речи, ослабляет ее действие, делает менее доходчивой.
Для завершения работы нужно составить программу вечера. Особое значение уделяется тому, как будут расположены номера и как они будут связаны между собой. Чтобы связать номера и составить программу, все участники вечера должны присутствовать на генеральной репетиции (особенно если до этого репетировали в разное время и учащиеся занимались в разные смены).
Инсценировки, веселые сценки, посвященные жизненным ситуациям и вся программа в целом составлялась так, чтобы зрители (те же учащиеся) постоянно чувствовали, что это о них идет речь на сцене, что это их живо касаются все вопросы, поднимаемые в зале.
Закончить вечер можно небольшой викториной “Знаете ли вы русский язык?”, возможны шуточные вопросы. Самые активные кружковцы получают подарки - книги.
Немаловажным моментом при проведении итоговых викторин является то, что такая форма проведения занятий изначально не является тем страшным уроком, на котором ставятся «плохие» и «хорошие» отметки. Игровая форма раскрепощает школьников, освобождает их мышление от формализма, дает возможность ошибаться и не быть наказанными, и в то же время, ненавязчиво «заставляет» школьников всерьез анализировать, вспоминать, обсуждать, вычленять главное, для того, чтобы команда стала победителем викторины.
Можно также сказать, что помимо составления программы вечера, необходимо много времени посвятить обдумыванию его оформления и порядка проведения.
Общий уровень готовности к проведению программы напрямую влияет на интерес ребят к кружковой работе и к русскому языку в особенности.
Сама подготовка к вечеру подразумевает активную разностороннюю мыслительную деятельность как участников, так и организаторов. Здесь ребятам дается больше самостоятельности в выборе форм проведения вечера, составлении программы, подготовки конкурсов, заданий, оформления вечера.
2.2.Олимпиады по русскому языку
Интерес к русскому языку воспитывается всей классной и внеклассной работой по предмету. Немаловажное значение при этом имеет и чувство соревнования, которое неизбежно возникает при организации многих видов работы. Именно таким массовым соревнованием, проводимым в целях популяризации языковой культуры, и могут стать олимпиады. Олимпиада проверяет знания по русскому языку в объеме программы, уровень развития речи, грамматический кругозор и, наконец, сообразительность и смекалку школьников. Олимпиада выявляет лучшего. Но каждый может попробовать в ней свои силы.
Олимпиада может состоять из нескольких туров (2-4).
Например, начиная со школы и заканчивая педагогическим институтом.
Проведение олимпиады позволяет определить, насколько глубоки знания по русскому языку, высокая речевая культура, начитанность, смекалка учащихся.
Такая проба сил, как Олимпиада, несомненно развивает логическое мышление учащихся, расширяя кругозор и повышая интерес к изучению русского языка. В отличие от описанных выше форм внеклассной работы, олимпиада требует огромных сил от школьников, здесь каждый активизирует свои собственные знания и умения.
Учебная олимпиада понимается большинством методистов как «соревнование, в ходе которого учащимися решается целый ряд мыслительных задач с целью определения личного первенства»[9,53].
Много споров вызывает содержание олимпиад по русскому языку. Часть исследователей считает главным во время олим-пиады обстановку непринужденности, веселья, поэтому пред-лагает в качестве олимпиадных так называемые «шутливые» вопросы, вопросы на сообразительность, не имеющие отноше-ния к науке о языке. Например: «Назовите город, в котором живет один мальчик и 100 девочек». (Севастополь.) Эти воп-росы могут быть уместны на конкурсе смекалистых, на линг-вистическом КВН, а для олимпиады они непригодны, так как не проверяют уровень знаний учащихся. С другой стороны, учи-теля часто используют на олимпиаде задания, дублирующие вопросы и задания, сформулированные в школьных учебниках. В этом случае учащиеся воспринимают олимпиаду как допол-нительный контрольный урок и участвуют в ней неохотно.
Очень важно для проводящего олимпиаду по русскому язы-ку понимать, что вопросы и задания не должны выходить за рамки школьной программы для этого класса. Нужно только так их сформулировать, чтобы они не повторяли заданий учеб-ника.
Олимпиада по русскому языку обычно проводится в не-сколько туров.
I тур предполагает участие всех учащихся класса (или шко-лы). Поэтому олимпиадные задания на этом этапе должны быть наиболее доступными, рассчитанными даже на слабоуспеваю-щего ученика. I тур олимпиады обычно проводится учителем как письменное домашнее задание. Следует ограничить время выполнения этого задания. Наиболее благоприятным являет-ся срок от 3 до 7 дней. За это время каждый ученик имеет воз-можность пойти в библиотеку, подобрать рекомендованную учителем литературу, изучить ее, возможно, обратиться за помощью к родителям. Такую возможность следует поощрять. Может быть, заинтересовавшись, некоторые родители в следу-ющий раз помогут организовать и провести другие формы вне-классной работы по русскому языку, станут активными помощ-никами учителя в воспитании интереса к предмету.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5