Можно сказать, что на уроках по изучению фантастической литературы исподволь закладывались знания о литературоведческих понятиях, формировались умения анализа текста художественного произведения, решались задачи нравственного характера:
- через эргономику - к понятию о композиции художественного произведения;
- через композицию - к раскрытию идеи и авторского замысла;
через сравнительную характеристику - к осознанию нравственных ценностей.
Проблема духовного воспитания приобретает в наше время все большую актуальность. В период политических, социальных, экономических потрясений, современниками которых являемся мы, очень важно сохранить нравственные и духовные ориентиры, без чего невозможно дальнейшее развитие личности молодого человека. Лучшим средством формирования мировоззрения, является обращение к художественному слову, к произведениям русской и зарубежной литературы, поскольку это по большей мере способствует преодолению духовной разобщенности людей, сохранению преемственности в их историческом развитии, обогащению любой культуры всем лучшим, что создано в мировой культуре.
Заключение
Актуальность исследования формирования ценностных ориентаций, необходимых для полноценного личностного развития школьников на уроках литературы, в том числе и на уроках внеклассного чтения обусловлена особенностями современной социокультурной ситуации. В обществе обострились тенденции, характеризующиеся утратой нравственных ориентиров, переориентацией ценностей молодежи с духовных на материальные, прагматические, отрывом от традиций, ценимых народами России на протяжении многих веков, подменой идеалов культуры нашего Отечества образцами массовой субкультуры Запада. Поэтому особо актуальным становится обращение педагогики к проблеме ценностей, содержащимся в гуманитарном знании, литературе в особенности. С другой стороны, в последнее время отмечен интерес ученых, общественных деятелей, педагогов-практиков к наметившимся позитивным переменам в социально-культурной жизни, стремление обосновать систему ценностей, на которых следует воспитывать молодежь. В таких условиях литература есть реальный источник духовных, национальных ценностей - гуманности, патриотизма, благородства, нравственной чистоты, веры; она выступает как первостепенная основа для осуществления принципов гуманизации образования.
Овладение ценностями - важнейшая воспитательная цель преподавания литературы, игнорирование которой выхолащивает содержание ее школьного курса.
Духовно-нравственное образование и воспитание подрастающего поколения средствами литературы, последовательное и целенаправленное использование ее воспитательных возможностей в целях формирования и развития ценностных ориентаций юношества входит сегодня в жизнь как явление необходимое и полностью себя оправдавшее. Изучение литературы невозможно без важнейших историко-литературных, художественно-эстетических и духовно-нравственных понятий и представлений («идейно-художественное содержание», «пафос», «идеал», «народность», «национальный характер», «совесть», «долг», «честь» и т.п.). Без всего этого изучение литературы теряет смысл. Не менее важной составляющей литературного образования является отбор произведений для изучения. Базовое условие «измерений» для «классиков» - явное различие хорошего и дурного, добра и зла, отказ от релятивизма в понимании и духовно-нравственных, и художественных ценностей.
Формирование ценностных ориентаций у детей старшего школьного возраста обуславливает и дальнейшее развитие психологических особенностей личности: интеллектуальных способностей, волевых качеств и т.д. Насколько сформирована мотивация на восприятие высших духовных ценностей, формируются и потребности личности, определяются возможности для ее дальнейшего развития. Ориентация личности на позитивные нравственные ценности - важнейший регулятор ее социального поведения, что особенно актуально сегодня.
Воспитательный потенциал литературы воспринимается учениками, если учитель на уроке создает условия свободного общения, сотворчества, сотрудничества, учитывает в подходе к каждому ученику особенности его субъективного мира, мотивы поведения детей, подростков, юношества, их ориентированность на те или иные социальные, природные, национальные, художественные ценности, обращенность к индивидуальному опыту человека. Такие условия способствуют анализу уровня восприятия литературы школьниками, помогают понять, насколько ребята осознают воспитательное значение наследия классической русской и зарубежной литературы, в какой степени сформировано у них основное содержание ценностных ориентаций - мировоззренческие, нравственные убеждения.
В ходе экспериментального исследования по формированию ценностных ориентаций старшеклассников в процессе изучения литературы исследователи предложили учащимся 9-х классов ответить на вопросы: «Как Вы относитесь к такому высказыванию: «Искусство не решает вопросов - оно ставит их перед человеком» (А. Тарковский); «Можно ли считать, что литература «учит жизни»? «Что дает мне литература»; «Какой писатель и почему мне нравится больше всего».
Вот как ребята, учащиеся 9-го класса средней общеобразовательной школы №1 г. Павловского Посада Московской области отвечают на эти вопросы:
«С высказыванием А. Тарковского я согласен. Искусство бывает разное: искусство кино, изобразительное искусство, декоративно-прикладное, литература. Иногда посмотришь фильм, прочитаешь книгу и задаешь себе вопросы, как бы я повел себя на месте героев, правильно ли они поступают. Вообще искусство заставляет задумываться о многом. Литература «учит жизни». Из книг можно почерпнуть много интересного и поучительного, что может пригодиться в жизни. Без литературы мы бы не знали историю нашей страны, не знали бы о Великой Отечественной войне, о наших далеких предках. Литература дает мне ответы на многие вопросы, например что, будет с человеком, если он будет бездумно расходовать природные ресурсы» (Павел Д.)
«Я отношусь к высказыванию А. Тарковского с пониманием. Литература создана для того, чтобы заставлять людей думать и анализировать происходящее. Люди, которые думают иначе, просто не читали книг или же читали их без души и удовольствия. Это неправильно, ведь все книги содержат информацию, необходимую человеку в большей или меньшей степени, поэтому заинтересованный человек читает книгу и вовлекается в события этой книги, а незаинтересованный - наоборот. Мы, школьники, «учимся жизни», читая книги школьной программы. Литература помогает нам в образовании характера, формировании личности. Книги развивают нашу фантазию, полноту ощущений, наши эмоции. При чтении книг человек набирается доброты, и у него появляется намного больше шансов научиться отличать добро от зла, да и вообще человек, читающий больше, на мой взгляд, подготовлен к жизни лучше, чем человек, не читающий книг. Мне нравятся писатели, которые вкладывают душу в свои произведения и пишут их для читателей, а не для самоутверждения» (Юрий Б.).
«Я считаю, что литература «учит жизни», так как в каждом литературном произведении заложен нравственный смысл. Литература помогает мне духовно развиваться. В литературных классических произведениях всегда побеждает добро, а ложь и подлость всегда раскрываются. Во многом благодаря литературе, я научилась совершать нравственные поступки. Литература всегда учит благородству и духовности. Мой любимый писатель - Михаил Афанасьевич Булгаков. Недавно я прочитала его произведение «Собачье сердце». Больше всего в этом произведении мне понравились юмор и сатира писателя. В данный момент я читаю его произведение «Мастер и Маргарита». Когда я его читаю, то не могу оторваться от книги. Мне очень нравится, как писал свои произведения Михаил Афанасьевич Булгаков» (Анастасия П.).
«Мне кажется, что без литературы в наше время не прожить. Ведь мы учимся на книжках. Без них скучно. Мы вычитываем из них много увлекательного, интересного, познавательного и полезного для нас. Каждая книга - это своя жизнь. Книги помогают нам жить. Есть даже такое стихотворение Д. Кугультинова, в котором показано значение литературы в жизни автора. Мне близок и понятен смысл стихотворения:
В моем шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке - словно дом…
И ты вошел, и ты уже в гостях.
Как переулок - каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф - чудесный Книгоград.
Когда ты будешь в этот город вхож -
Из Прошлого в Грядущее пройдешь…
В.Г. Белинский писал: «Изучать поэта значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их… Пережить творения поэта значит переносить, перечувствовать в душе своей богатство, всю глубину их содержания, переболеть их болезнями, перестрадать их скорбями, переблаженствовать их радостью, их торжеством, их надежами. Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительным влиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить его языком». Так критик отзывался о Пушкине. А.С. Пушкин - великий поэт. У него прекрасные поэмы, они мне очень нравятся, в них, «он сумел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества». Пушкин - мой любимый поэт» (Дарья Т.)
«Больше всего мне нравится Федор Михайлович Достоевский. Произведения Достоевского горячо интересуют меня. Больше всего меня привлекает роман «Преступление и наказание», видел и много спектаклей и фильмов, поставленных по мотивам его произведений. Каждое художественное произведение ценно прежде всего своей актуальностью, тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Для понимания человека у Достоевского очень важную роль играют речевые характеристики персонажей. Достоевский - тонкий психолог, исследователь человеческой души, первооткрыватель новых путей духа человеческого. Вот с какими понятиями больше и чаще всего отождествляется имя великого писателя в моем сознании» (Лилия И.).
Таким образом, в своих высказываниях учащиеся обнаруживают достаточно зрелые представления о значении искусства в жизни человека, осознают нравственное значение литературных произведений. Отраден тот факт, что ребята любят и ценят классику, понимают ее непреходящее значение, актуальность для сегодняшних читателей. Данные анкетирования позволяют судить об уровне читательских интересов детей, об особенностях восприятия ими литературных произведений. Проведение подобных анкет является методикой, позволяющей активизировать самоанализ, самооценку учащихся, дает возможность детям поразмышлять о роли литературы в их жизни. А, как известно, активизация форм самооценки, самоанализа, самовоспитания является важнейшей составляющей механизма формирования ценностных ориентаций учащихся на уроке литературы.
Процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников может быть успешным тогда, когда педагог создаст систему целенаправленных воздействий. И первым шагом становится, на наш взгляд, развитие интереса к книге, познанию ее идейно-художественного смысла. Экспериментально исследование подтверждает, что процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников структурно состоит из таких компонентов, как: мотивационный, содержательный и деятельностный. Включение старшеклассников в творческие виды деятельности, стимулирующей и упражняющей их в нравственных поступках, также способствует глубокому постижению художественно-образной системы произведений, оцениванию их этико-эстетического содержания.
Смысл изучения литературы во внеклассной работе - сделать глубже видение мира, расширить круг волнующих человека проблем, воспитать личностную причастность ко всему, научить, как включать произведение, образ, деталь в широкий контекст литературы, культуры, истории и делать это с помощью диалога. Учителя могут применять такую форму работы, как лекционно-семинарская, особенно при обобщении изученного материала.
Например, при изучении произведения В. Распутина «Живи и помни» возникает диалог, учащимися осмысливаются нравственные ценности русской гуманитарной культуры. Старшеклассники проводят параллель между Настеной, женщиной ХХ века, и героиней Достоевского Соней Мармеладовой. Учащиеся вспоминают героинь Некрасова из его поэмы «Русские женщины», плач Ярославны из «Слова о полку Игореве», стихи К. Симонова «Жди меня…». Так происходит постижение русского женского национального характера во взаимосвязях времени и развитии литературного процесса. У старшеклассников развивается представление о этико-эстетическом единстве отечественной литературы, об идеальных характерах, созданных классиками. В ходе подобных уроков у учеников формируется представление о искусстве как о преобразующей мир силе, способной нравственно изменить человека в сторону добра.
Организация литературных кружков, клубов и других форм работы с целью воспитания школьников, развития их нравственных качеств, формирования ценностных ориентаций необходима в современной школе. Важное место занимает проведение в школе мероприятий, приуроченных к литературным и историческим датам и юбилеям (например, юбилей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.П. Чехова, М.А. Шолохова и т.д.).
Литературные композиции, посвященные юбилейным датам писателей - Нобелевских лауреатов (И.А. Бунина, М.А. Шолохова, Б.Л. Пастернака, А.И. Солженицына, И.А. Бродского) также имеют большой воспитательный смысл.
Организация внеучебной работы учащихся по изучению творчества писателей-земляков - важная форма литературного образования и воспитания учащихся. Максимальное использование учителем форм, методов и методик, которые бы способствовали формированию ценностных ориентаций, устойчивых мировоззренческих позиций старшеклассников на уроках литературы, открывает возможности для активизации воспитательных функций школы в целом.
Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. На уроках внеклассного чтения можно реализовать методы прочтения или же изучения произведения принятые на простых уроках изучения произведения.
Список литературы
Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: УРАО, 1997.
Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. - М.: Новая школа, 1998.
Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С.Р. - М., 1969.
Маранцман В.Г Методика преподавания литературы. - М.: Просвещение, 1995.
Маранцман В.Г. Приёмы изучения литературного произведения в школе. \\ Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез. - М.: Просвещение, 1985.
Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. \\ Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез. - М.: Просвещение, 1985.
Методика преподавания литературы: Под ред. З.Я. Рез. - М.: Просвещение, 1985.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Стефа», 2000.
Анализ художественного произведения: Художественные произведения в контексте творчества писателя / Под ред. М.Л .Семановой. - М., 1987.
Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. - М., 1981.
Корст Н.О. Восприятие литературного произведения и его анализ в школе // Вопросы анализа литературных произведений. - М., 1969.
Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - Л., 1974.
Рез З.Я. Изучение литературного произведения в школе как процесс // .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5