Рефераты. Внеклассная работа по литературе как средство личного развития

Современная художественная проза занимает немалое место в процессе изучения литературы в школе. Актуальность её в процессе становления личности учащегося неоспорима. Сама современность, близость художественного языка к формам современного разговорного языка, актуальность нравственных, бытийных, социальных проблем, затрагивающихся в ней, предполагают более глубокое и личное восприятие её учеником.

Глава 2. Примеры внеклассной работы по литературе

2.1 Сценарий урока по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Урок литературы, 6 класс
Тип: внеклассное чтение.
Тема: Горести и радости рождественской ночи. (Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».)
Цели:
приобщение к наследию самого сложного отечественного писателя;
совершенствовать умение анализа художественного текста; развитие устной и письменной речи учащихся;
воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества;
глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни.
Оборудование: запись на доске, текст, иллюстрации к рассказу, портрет писателя, выставка книг Ф. М. Достоевского.
Теория литературы: композиция, элементы сюжета, характеристика героя, анализ эпизода, деталь художественного текста.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Близко ли вам слово «рождество»?
Сравните его с однокоренным «рождение».
- Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении этих слов?
- (Учащиеся заранее получают задание написать сочинение-миниатюру).
Темы:
1) «Волшебство рождественской ночи».
2) «Рождественский» сон.
Учащиеся читают свои работы (1-2 работы).
- Встречались ли вы с Рождеством на страницах русских писателей? (Н.В. Гоголь).
- Каким осталось в вашей памяти Рождество Гоголя? (Доброе, светлое, радостное, веселое, с волшебством)
...А теперь - иное рождество в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
(Текст прочитан учащимися заранее).
2. Анализ художественного произведения (беседа по прочитанному).
- Сегодня мы впервые читаем Достоевского - одного из самых «трудных» писателей.
- «Труден» ли Ф. М. Достоевский?
(Да, так как заставляет задуматься над вечными, сложными вопросами бытия человека).
- Посмотрите внимательно на портрет этого писателя.
- Что поражает в его внешности? (Глаза...)
- Сообщение учащегося о писателе.
Ф. М. Достоевский - великий русский писатель второй половины XIX века. Родился в большой семье со старинным патриархальным укладом, где читать детей учила мать, а по вечерам все собирались вокруг большого стола и родители читали вслух.
Получил прекрасное образование. В молодости принимал участие в деятельности революционного кружка Петрашевского, за это был осужден, приговорен к смертной казни, которую заменили ему каторжными работами. Но тяжкие испытания не сломили этого человека: страстная любовь к литературе предопределила его дальнейшую судьбу.
- Пребывание на каторге заставило писателя задуматься над сутью православного христианства и его значении для русского человека.
Запись на доске: «Обрести Христа - значит обрести собственную душу». Вот к какому выводу приходит Достоевский.
- А как вы понимаете эти слова?
- Есть писатели, которые своим творчеством резко меняют пути развития не только национальной, но и мировой литературы. Они приходят в мир словно для того, чтобы открыть людям самые сокровенные истины, заставить их взглянуть в глубь своей души и освободиться от всего лишнего, наносного. Таких писателей мы справедливо называем гениями.
Для всего человечества Ф. М. Достоевский - гений, который написал известные во всем мире романы («Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»)
(Выставка книг, запись названий на доске.)
Его произведения содержат подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества, которое основано на власти денег и жестком унижении одних людей другими.
«Униженные и оскорбленные» - это не только название одного из романов, это главная тема всего творчества писателя.
- Давайте обратимся к тексту рассказа «Мальчик у Христа на елке».
- Какие эпизоды, детали вас потрясли?
(Зачитать примеры.)
- Ваше впечатление после прочтения? Почему вы едва не плакали?
(Пронзительное, чувственное повествование, тема «униженных и оскорбленных»).
- Посмотрим, как построен рассказ.
Композиционно произведение разделено на 2 части.
I часть «Мальчик с ручкой».
II часть «Мальчик у Христа на елке» (Записать на доске)
- О чем повествует I часть рассказа? (О голодных, оборванных, лишенных крова, человеческой теплоты и ласки детей, которые разбросаны по всей Руси.)
- В какой форме рассказывает автор о детях? (В форме размышлений).
- Каким обрисован мальчик «с ручкой» в I части рассказа? Назовите основные черты, опираясь на текст. (Плохо одет, смысл понятия «с ручкой», только лишь начинает профессию, наивный и доверчивый взгляд.).
- С какой целью он бродяжничает? (Набирает деньги для пьянствующей шайки.)
- Будущее мальчика «с ручкой»?
(Воровство, пьянство, бродяжничество.)
- Зачитаем последние строки I части.
- Какова авторская позиция по отношению к этому типу?
Вывод: Достоевский в I части рассказа дает обобщенный портрет детей, голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои.
II часть - само по себе законченное произведение.
- Что объединяет обе части? (Тема - детская доля в России).
- Композиционное своеобразие II части рассказа - его кинематографичность.
- Работа с иллюстрациями к рассказу (на доске рисуется схема элементов сюжета)
1 картина - экспозиция «Мальчик в подвале» (хроника быта «углов» и «подвалов»).
2 картина - завязка - (Мальчик выходит на улицу).
3 картина - развитие действия «Красивая елка в богатом доме».
4 картина - развязка - «Мальчик у Христа на елке».
(Пересказ каждой композиционной части.)
- Где, по-вашему кульминационный момент?
Авторское повествование во 2-й части не остается неизменным. Голос автора незаметно сменяется голосом мальчика.
Докажите примерами из текста («Я романист», «мерещится мне»; «Господи, какой город» - городской пейзаж глазами мальчика.)
Образ мальчика во II части - суровый упрек тем, кто не замечает положения русских детей.
Докажите текстом (его состояние - холод, голод - нераздельные мотивы рассказа, пронзительная деталь «пальчики мерзнут»).
- Какой прием использует Достоевский, чтобы ощутимее нарисовать состояние мальчика? (Пейзаж).
- Анализ эпизода: «Господи, какой город!...»
1) Роль пейзажа.
2) Интонация и лексика рассказа.
3) Фраза Достоевского.
- Основной образ (страшный город, мороз).
- Основной мотив (страх мальчика, холод, голод).
- Стилистика - детская экспрессия (Господи . . . откудова . . .).
Лексика (преобладают глаголы, причем действия «звучат»: «завывают стаи собак», «звенят об камни подковы»; уменьшительно-ласкательные формы: «кусочек», «пальчики»).
- Основной прием - сопоставление: город - откуда приехал.
Вывод: Роль пейзажа - придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холода и голода.
- Где во II части перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, засыпает и попадает на елку к Христу.)
- Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» - мертвы одним словом?
(В реальном мире для них нет елки.)
- И почему появляются их мамы? (Их судьбы также печальны.)
- Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)
- И почему дети обернулись ангелами Христа?
(На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа).
- Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю?»
Вывод: Главный христианский смысл - избавление ангельских душ от земных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.
III. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ.

Но урок внеклассного чтения может иметь и более сложную задачу. Разбивка произведения на эпизоды намного сложнее, нежели его представление в виде отдельных картин. Зато этот прием в плане развития творческих способностей школьников действует намного эффективнее. Это можно продемонстрировать на ещё одном примере внеклассной работы.

2.2 Сценарий уроков по романам писателей-фантастов

Автор: Колесова Инна Константиновна, зам. директора по УМР, учитель русского языка и литературы www. festival.1september.ru.

Среди многих тем программы 5 класса особый интерес вызывает изучение произведений, представляющих жанр фантастики («научной» и «ненаучной»).

Дети читают такие произведения охотно. Можно воспользоваться таким благоприятным моментом и через творческую деятельность попытаться научить многому. Важно дать понятие об особенностях данного жанра с научной точки зрения. Вот что об этом говорит «Словарь литературоведческих терминов»: «научно-фантастический жанр - вид художественной литературы, где в основу произведения положена научная или техническая проблема, осуществление которой можно предположить в будущем». Это определение можно записать в тетрадь, можно прийти к выводу после изучения некоторых произведений, выделив специфические черты и ряд особенностей, присущих данному жанру.

Важно то, что изучение подобных произведений - благодатный материал для развития творческой деятельности учащихся. Организовывая работу по чтению и изучению художественного текста, целесообразно обратить внимание школьников не только на занимательность сюжета, нужно подвести учеников к тому, чтобы осмыслить внутренний смысл произведения, композиционный строй, средства выразительности. Этому помогает составление плана, в том числе и цитатного. Составление цитатного плана - сложное и проблематичное дело даже для учащихся старших классов, не говоря уже о пятиклассниках. Но через игру, через творчество, можно к этому прийти. С этой целью и был разработан урок под названием «Жанр научной фантастики. А-Конан Дойл «Затерянный мир»».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.