Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе
Но, к большому сожалению, проблема “экологической культуры” ещё мало изучена: практически нет литературы, посвящённой этой важнейшей теме, хотя по крупицам всё-таки можно выделить эту сферу в сочинениях известных учёных. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера”, занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др.
Экологическая культура - это восприятие человеком природы и окружающей среды, это отношение человека к животным, природным ресурсам - вообще ко всему, что исходит от природы.
3.1 Формирование экологической культуры подростков
В современную эпоху экологические проблемы затрагивают интересы каждого человека, человечество в целом.
Вопрос об экологическом образовании сам по себе не новый. Он получил развитие в работах И. Т. Суравегиной (экологизация курсов биологии и создание курсов по экологии человека), А. Н. Захлебного (методика организации экологических троп), Н. Н. Черновой (модель экологического образования в нашей стране) и других исследователей. В этих работах большое значение отводится школе, которая призвана дать подрастающему поколению представления о взаимосвязи окружающей среды и здоровья человека. В целом под экологической культурой принято понимать сплав знаний, убеждений, навыков и умений в области взаимоотношений природы и человека
Экологическая культура (по Н. М. Романенко) -- это сложное личностное образование в себя:
· ответственность за состояние окружающей среды;
· наличие экологических взглядов и убеждений;
· опыт деятельности по изучению и охране природной среды;
· системe научных понятий по проблемам экологии и биологии .
Показателями экологической культуры является внешний и внутренний уровни культурности. Они тесно связаны между собой: внутренний уровни культурности определяет внешний уровень, который в свою очередь проявляется в поступках, словах и делах людей, в стиле общения с окружающими . В структуре экокультуры принято выделять семь компонентов: мотивационно-целевой, содержательный, операционный, личностно-волевой, эстетический, валеологический, этико-правовой. Соотношение выделенных компонентов экологической культуры с психофизиологическими особенностями подростков позволило предположить, а экспериментальная проверка позволила сделать вывод о том, что в подростковый период наиболее значительными являются мотивационно-целевой (формируются взгляды и убеждения относительно природы, сбережения ее богатств) и операционный компоненты. Начинает развиваться содержательный компонент (система научных знаний по экологии биологии и охране природы).
На основании этого нами было выделено три уровня развития экологической культуры: низкий, средний, высокий.
Подросток с высоким уровнем развития экологической культуры, как правило, имеет широкий кругозор, более полные знания по экологии и биологии, т.к. много читает дополнительной литературы. Ответы на поставленные вопросы у него аргументированы. Такой подросток способен к объективной оценке поступков товарищей в природе, самокритичен к собственным действиям. Общителен, легко находит общий язык со сверстниками. Принимает активное участие в разработке и проведении мероприятий, посвященных дню защиты природы, дню птиц и т.д.
Подросток со средним уровнем развития экологической культуры, как правило, отличаются по степени полноты знаний в области экологии и биологии. Не умеет при ответах оперировать основными понятиями по экологии и биологии. Подчас он необъективен в оценке своих поступков в природе. Принимает активное участие в общеуниверситетских и экологических мероприятиях.
Подросток с низким уровнем развития экологической культуры имеет узкий кругозор, знания по экологии и биологии носят фронтальный характер. Полностью отсутствует самокритичность. Такие студенты не знают основных норм поведения в обществе, проявляют грубость в общении с другими людьми. Не принимают участия в мероприятиях посвященных экологическим проблемам. Недостаточно развита мировоззренческая культура, творческое мышление.Все это препятствует восприятию экологических проблем, как личностно значимых.
3.2 Биосферное мировоззрение
Блаженный Августин разделял государства на те, которые составляют “Град Божий” и “Град Земной”. Это примечательная дивизация сохраняется как это ни удивительно, сохраняется до сих пор, но уже в модернизированном виде. Дело всё в том, что в экологической культуре существует представление о наличии двух видов цивилизаций по признаку отношения и восприятия природы. Во-первых, это биосферные (по Августину - это “Град Божий”) и потребительские (“Град Земной”). Биосферное мировоззрение отличается от потребительского тем, что оно пытается приспособиться к условиям природы, а не подчинить её себе. Поскольку понятно, что человек не животное, а существо высшего порядка и покорять природу ему не надо, так как заложенные в нём способности превосходят способности других существ, постольку, “биосферный человек” любит, уважает и восхищается природой. Уровень его экологической культуры, если использовать современную терминологию, намного выше аналогичной у потребительского. Последний стремиться подчинить себе природу, взять из неё всё что только возможно, выкачать все ресурсы, ничего не возвратив; а после истощения последних - просто покинуть эту территорию: он ведёт экстенсивный тип хозяйствования. Примером здесь может служить цивилизации Месопотамии и Палестины с Аравийской частью. Крестьяне там не заботились о том, что надо было что-то возвращать природе, из неё только изымали ресурсы. В результате эти территории, описанные Страбоном во II веке как самые плодородные земли на Востоке с обилием птиц, животных, деревьев и растений, превратились в пустыни, которые считаются в экологии деградировавшими экосистемами.
Примером же биосферной культуры может служить древнеегипетская цивилизация, индейская, византийская, русская (до 1917 года). В этих государствах человек подходил к природе как к матери, дававшей пропитание, как к заботливой хозяйке, которая при разумной деятельности может обеспечить всем необходимым. Но при этом не было панического страха перед смертью, человек прекрасно понимал, что это неизбежность, поэтому никого не страшила перспектива умереть в бою с врагом, что на метаэкологическом уровне означало то, что природа соразмеряет количество ресурсов с тем, сколько человек она сможет “прокормить”. Поэтому население упомянутых стран оставалось приблизительно на одном уровне. Но при увеличении численности населения, природа включала свои защитные механизмы (болезни, эпидемии, голод-неурожай, война), что приводило к снижению популяции Земли. Здесь возможно привести пример цивилизации индейцев Северной Америки. Индеец был связан с природой, брал из неё необходимое для поддержания жизни и столько же возвращал; к ресурсам он относился рационально: из одного бизона, на которого охотился, приготовлял пищу, из его внутренностей - различную утварь, а из шкуры - себе одежду. Биосферная и потребительская цивилизация постоянно враждовали, между ними существовал непреодолимый антагонизм. На всякое действие одной, по “закону Б. Коммонера” наступало противодействие другой; поэтому на земле существовал постоянный очаг войны. К примеру, сейчас идёт война “биосферной” Индии и “потребительского “Пакистана” или Югославии против “потребительского” НАТО и США.
Но, конечно, можно задать справедливый вопрос, почему экология впервые получила такое распространение в потребительских государствах Западной Европы и США, а не в “биосферных”. Но ответ на этот вопрос очевиден, последние не нуждаются в охране природы, ибо они сами её производное. А в первом случае лишь, поскольку им стала угрожать деградация и вымирание. Но следует отметить следующий факт. В настоящее время между государствами стираются границы, уничтожается культурная спецификация, а поскольку природа и её ресурсы общие и принадлежат всему человечеству, постольку проблема глобального “экокризиса” стоит перед всеми людьми без исключения. Если погибнет Земля, то никто не сможет спастись: ни биосферные, ни потребительские государства. Ни у кого нет альтернативы улететь с Земли, основав цивилизацию на какой-либо пригодной для жизни планеты (так таковая не существует), поэтому каждый должен решить для себя, как ему относиться к природе, окружающему миру, выработать в себе “экологическую культуру”, только тогда станет возможной решение проблемы деградация планеты.
Поэтому сейчас практически в спешке, люди создают экологические дисциплины, вводят преподавание экологии в школе, приучают молодых членов сообщества уважать природу, не вмешиваться в естественные процессы*, любить окружающий мир, бережно относиться к её богатствам. Но, не смотря на это, уровень экологической культуры остаётся крайне низким. Во многом, ресурсы растрачиваются нерационально, мало возвращается обратно в природу. Во многом, человек воспринимает природу как бездонный сосуд, из которого можно брать бесконечное количество богатств и ресурсов. Вместо рационального подхода господствует потребительский. К примеру, почему бы не заменить производство спичек на древесной основе, спичками с основой из вторсырья? Ведь в самой мелочи проявляется отношение к природе. Более того, на изготовление бумаги идёт огромное количество древесины, а используется особенно в России крайне не рационально, ведь возможно организовать или восстановить пункты приёма макулатуры и создавать бумагу из неё. Возможно также, что потребительское отношение в нашей стране к природе происходит оттого, что территория России имеет необозримые просторы, люди думают, что богатств хватит на всех, что их бесконечное количество, поэтому их можно не беречь, однако это неверное отношение.
От уровня экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно на такую дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства.
ВЫВОД
В этом году в студенческой научной конференции принимали участие студенты всех курсов специальностей «Экология» и «Биология». Широта и многообразие проблем, в которых заинтересованы студенты, еще раз подтверждают их профессиональность и понимание своей специальности и ее важности. Это и состояние городского сада, и план его развития, и экология и распространение ржавчинных грибов на территории города Кургана, и пиреноспороз на злаковых, и динамика биологических комплексов на биогеохимическом ландшафте горельников и многие, многие другие. Особого внимания заслуживают как участники и организаторы конференций, так и их зрители, большая часть из которых не только влившиеся в процесс обучения, в «добровольно- приказном порядке» пришедшие первокурсники, а масса студентов, чье сознание и внимание обращено на проблемы, освещавшиеся на мероприятиях. Это говорит возрастании интереса к специальности в процессе обучения и участия во внеучебной работе.
Также преподаватели и студенты ФЕН участвовали во Всероссийской научной конференции «Состояние окружающей среды и здоровье населения», проходившей в г. Кургане. Участие в научной конференции молодых ученых в городе Екатеринбурге по эколого-химическим проблемам принимали студенты 4-5 курсов специальности химия. Студенты ФЕН и школьники организовали и приняли участие в проведении недели экологии и географии на факультете, в рамках которой прошли встречи с учащимися в школах, школьные олимпиады, дни открытых дверей в КГУ специальностей ФЕН.
Экологическая олимпиада студентов ФЕН проводилась в 2 этапа: теоретическом и практическом, в которой приняли участие студенты 1-5 курсов разных специальностей. На практическом этапе соревновались сборные команды их представителей 1-4 курсов. Победители отмечены призами и дипломами.
Нельзя забывать и об экологических акциях, проводимых в 2008-2009 годах. Одна из них- организованная Департаментом природных ресурсов о охраны окружающей среды Курганской области «Чистый берег»- очистка береговой линии и пляжа Голубых озер, в которой участвовали студенты первого курса экологов. Сюда же можно отнести и проводимую в 2008 году экологическую акцию по очистке озера «Школьного» в поселке Малочаусово города Кургана. В акции, организованной преподавателями и «Экологическим обществом», принимали участие большое количество студентов, как младших, так и старших курсов.
Студенты и преподаватели кафедры географии принимали участие в организации и проведении фотовыставки «Мир глазами курганцев». Аспиранты, Студенты и преподаватели принимали участие в международном форуме «ELPIT» городе Тольятти, который был посвящен обсуждению проблем экологии, экологического образования и безопасности жизнедеятельности.
Организацию и проведение социологического исследования по проблеме»Экологические традиции в семьях курганцев» взяли на себя студенты 4-5 курсов и их руководители. Были организованы и проведены научное исследование по теме «Практикоориентированных подход к воспитанию экологической культуры студентов вуза» и творческий конкурс « В гармонии с природой»руководителями Несговоровой Н. П. и Савельевым В. Г. Преподаватели и студенты 5 курса приняли участие также и в слете юных экологов, организованном экологическим движением «Журавлик».
Нельзя не отметить участие студенток 3 и 4 курса специальности Экология в 7 Всероссийской студенческой олимпиаде по природопользованию и геоэкологии, которая проходила в городе Воронеж. Студенты еще раз проявили хорошие теоретические знания и практические навыки решения ситуационных задач в сфере геоэкологии и природопользования.
Также студенты 1-4 курсов и их руководители взяли на себя шефство за цветочно-декоративным отделом городского сада г. Кургана и организацию и проведение комплексного учебно-исследовательского практикума в п.Искра Звериноголовского района с целью изучения состояния природных экосистем и влияния на них антропогенного фактора.
Исследование по проблеме «Формирование готовности педагогов к экологическому образованию» частично завершено первым выпуском студентов специальности «Экология» в количестве 25 человек, 8 из которых получили диплом с отличием.
Все это свидетельствует и высоких профессиональных качествах руководителей и воспитательного процесса, благодаря которым у студентов формируются высокие гражданские, морально-нравственные, психологические и физические качества, привычки поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями, которые способствуют формированию экологической культуры во всех ее проявлениях.
Воспитание студенческой молодежи является неотъемлемой частью процесса образования и, следовательно, согласно закону РФ "Об образовании" профессиональной обязанностью каждого преподавателя и сотрудника вуза.
Основной целью воспитательной работы в вузе является разностороннее развитие личности студента как гражданина Российского общества, обладающего глубокими профессиональными знаниями и навыками, культурного, социально активного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам общества.
Список литературы
Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды; М., 1999 г.
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек; М., 2000 г.
Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура -- М.: Горизонт, 1997.-- 208 с.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. - 480 с.
http://sovet.fizteh.ru/materials/minobrinauki/recomendation_o.html
http://rtf.ustu.ru/Vneuchebnaja-zhizn.22.0.html
www.ecoforum2.narod.ru/hem41/yasvin.htm
www.ecotown.khv.ru/NoteOleg03.htm
Страницы: 1, 2, 3, 4